Форма проведения итогового междисциплинарного экзамена
Итоговая государственная аттестация полученных студентом знаний и умений осуществляется в форме устного экзамена на заседании Государственной экзаменационной комиссии, состав которой формируется из преподавателей кафедры теории и практики журналистики, представителей сферы СМИ и медиаотрасли, общественных организаций, осуществляющих деятельность в области массовых коммуникаций, журналистики и связей с общественностью.
3. Содержание тем, включенных в итоговый междисциплинарный экзамен, и рекомендуемая литература:
1. Категории классической философии как основание теоретических концепций журнализма.
2. Картина мира: информационная, научная, медиакартина мира, журналистская картина мира. От картины мира – к киберпространству.
3. Онтологические проблемы журналистики.
4. Гносеологические проблемы журналистики: от классической рациональности – к новой эпистемологии.
5. Социокультурная парадигма журналистики: эволюция или трансформация?
6. Парадигмы журналистской деятельности в свете неклассической и постнеклассической науки.
7. Новая субъектность в массовой коммуникации и динамика социального статуса журналистики.
8. Аксиологические характеристики журналистской деятельности
9. Классификация методов научного исследования. Специфика исследования контента и процессов функционирования информационных систем, обслуживающих социокультурные сферы жизнедеятельности современного общества.
10. Основные направления медиаисследований в западной теории медиа и СМИ (Франкфуртская, Торонтская школы). Социально-психологические теории медиавоздействия.
11. Теории информационного общества: (М. Маклюэн, М. Кастельс, Д. МакКуэйл, З. Бауман, Н. Луман и др.)
12. Журналистика как синергетическая система
13.Основные направления медиаисследований в отечественной теории медиа и СМИ.
14. Методологические элементы и их классификация: категории "объект исследования", "предмет исследования", "цель исследования", "задачи исследования", "гипотезы исследования", "методы исследования" (теоретические, эмпирические, методы обработки данных), "теоретико-методологическая основа исследования", "эмпирическая база исследования", "новизна исследования", "достоверность результатов исследования", "надёжность результатов исследования").
15. Метод структурно-функционального анализа в исследованиях СМИ.
Понятия "структура" и "функция" как парные категории, их взаимосвязь.
Структурный функционализм как теоретический подход в социогуманитарной сфере. Цели структурно-функционального анализа.
16.Структурно-функциональный анализ в исследовании СМИ. Примеры применения структурно-функционального анализа, границы применимости метода структурно-функционального анализа.
17. Метод системного анализа в исследованиях СМИ. Понятие системы, связь с категориями "структура" и "функция". Типология систем. Принципы (постулаты) системного анализа. Категории системного анализа: "система", "подсистема", "внутренняя среда", "внешняя среда", "сложность системы".
18. Методы эмпирико-социологического анализа в исследованиях СМИ. Границы применимости социологического анализа содержания и деятельности СМИ.
19. Методы качественных исследований СМИ. Классификация методов. Специфика их применимости для анализа содержания и деятельности СМИ. Границы применимости методов качественных исследований.
20. Методы изучения содержания материалов СМИ. Качественные и количественные виды анализа текста (документов): традиционный (простой) анализ текста, лингвистический анализ, мотивационно-целевой анализ, дискурс-анализ, интент-анализ, контент-анализ, статистический анализ документов и др. цели и границы применимости методов анализа текста. Примеры применения методов изучения материалов СМИ.
21. Современные теории массовой коммуникации и их классификация.
22.Теоретические представления об информации и коммуникации. Понятие медиа как коммуникационного посредника. Медиа и СМИ: сходства и различия.
23. Основные профессионально-деонтологические принципы и нормы.
24. Основные формы профессионального саморегулирования журналистики в России и в других странах.
25. Характеристики и параметры социокультурного пространства, принципы его структурирования. Роль СМИ в конструировании социокультурной реальности.
26. Функции и дисфункции СМИ в конструировании социокультурной реальности. Анализ практики современных российских СМИ.
27. Коммуникативная стратегия публицистического дискурса.
28. Доминирующие идеологемы публицистического дискурса.
29. Интертекстуальность как особое свойство публицистического дискурса.
30. Тенденции изменения языка и стиля СМИ. Становление понятия «язык массовой коммуникации».
31. Медиалингвистика: определение и содержание понятия. Понятие речевой культуры и коммуникативной компетентности журналиста.
32. Концептуальный анализ текстов СМИ: ценности, коммуникация, этика. Критерии эффективности коммуникации в СМИ. Соблюдение коммуникативных норм.
33. Определение и основные характеристики медиатекста. Критерии типологизации.
34. Методы контекстуально-интерпретативного анализа медиатекстов.
35. Медиадискурс как вид функционально-обусловленного дискурса: основные проблемы дискурсивных исследований; понятие медиадискурса; место в коммуникационных процессах.
36. Медиатекст как единица медиадискурса.
37.Система СМИ: институциональные характеристики.
38. Глобализация и тенденции развития систем СМИ ведущих стран мира.
39. Система СМИ России в условиях медиаконвергенции.
40.СМИ как медиполитическая система. Основные структуры медиасистемы России.
41. Ведущие информационные агентства мира и их роль в функционировании глобальной системы СМИ.
42.Система ведущих СМИ мира: специфика функционирования в странах Европы (Японии, Китая, Индии, США, Латинской Америки) (на выбор).
43.Бизнес-моделирование и бизнес-модели СМИ. Многообразие трактовок термина бизнес-модель в разных индустриях. Исторически сложившиеся бизнес-модели в медиаиндустрии. Внерыночные бизнес-модели. Модели национального «общественного» вещания. Бизнес-модели в прессе. Бизнес-модели в телевизионной индустрии. Бизнес-модели в радиовещании.
44.Определение редакционного менеджмента. Цели и задачи, служба редакционного менеджмента.
45.Сферы предпринимательской активности в практике современных средств массовой информации. Стратегия диверсификации. Типологические нововведения. Проблемы коммерциализации СМИ. Социальная ответственность журналистики в контексте прибыли и экономической эффективности.
46. Компьютерная безопасность. Способы решения потенциальных проблем, связанных с вирусной угрозой и прочими аспектами компьютерной безопасности в СМИ.
47. Социальные сети и СМИ: алгоритмы взаимодействия
48. Алгоритмизация поиска. Специализированные поисковые механизмы. Поиск научной информации в сети Internet.
49. Прикладные компьютерные технологии в деятельности журналиста.
50. Мультимедиа-контент и особенности работы с ним.
Основная литература:
1. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М., 2005.
2. Баранов Н. А., Исаев Б. А. Политические отношения и политический процесс в современной России. Учебное пособие. СПб.: Издательство: Питер, 2008. – 400 с.
3. Вартанова Е.Л. Энциклопедия мировой индустрии СМИ. – М.: Аспект-Пресс., 2013. – 464 с.
4. Баскаков А. Я., Туленков Н. В. Методология научного исследования:
Учеб. пособие. - М.: МАУП, 2004.
5. Богуславская В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов. – М.,ЛКИ, 2008.
6. Глушаков, С.В., Сурядный А.С. Компьютеры, программы, сети. – М.: АСТ, 2009. – 512 с.
7. Грабельников, А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. М.: изд-во РУДН, 2001.
8. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического
исследования. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С.570.
9. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. – М., 2008.
10. Жарчинская Я. «Web 2.0. – новое интерактивное медиапространство» // Интернет и интерактивные электронные медиа. Ч. 2. – М., 2007.
11. Калмыков, А.А. Интернет-журналистика / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 383 с.
12. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 328 с.
13. Кирия И. В. Телевидение и интернет Франции на пути к
информационному обществу / М.: Изд-во МГУ, 2005.
14. Кихтан, В.В. Информационные технологии в журналистике. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
15. Краевский В. В. Методология научного исследования: Пособие для
студентов и аспирантов гуманитарных ун-тов. – СПб.: СПб. ГУП, 2001.
16. Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или азбука общения. –М.:Флинта,2009.
17. Лабуш Н.С. Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности журналиста. – СПб, 2005.
18. Лавренов, С.М. Excel: Сборник примеров и задач. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 336 с.
19. Лебедев С.А . Философия науки: общие проблемы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. – 336 с.
20. Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб.: Искусство, 2010.
21. Лукина, М.М. СМИ в пространстве Интернета / М.М. Лукина, И.Д.
Фомичева. – М. : Изд-во фак. журналистики Моск. гос. ун-та, 2005. – 87 с.
22. МакЛюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего /М.: Академический проект, 2005.
23. МакЛюэн М. Понимание медиа. Внешние расширения человека / Жуковский: Канон-Пресс-2, 2003.
24. Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации.– Барнаул: изд-во Алтайского ун-та, 2002.
25. Мельник Г. С., Ким М. Н. Методы журналистики. - Спб.: Издательство
Михайлова, 2008.
26. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. Национальные модели информационного общества / под ред. Засурского Я. Н. и Вартановой Е. Л., М.: Икар, 2004.
27. Подпорина Н. «История блогов и становление гражданской журналистики» // Интернет и интерактивные медиа: реальность и перспектива. Под. ред. И. Засурского. Ч. 2. М., 2007.
28. Прохоров Е.П.. Искусство публицистики. – М., 1984.
29. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. - М., 1982.
30. Федотова Л. Н. Анализ содержания – социологический метод изучения
средств массовой коммуникации. – М.: Научный мир, 2001.-
31. Филлипс Л. Д., Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ. Теория и метод. –
Харьков: Гуманитарный центр, 2008.
32. Фирсов Б. М. Функциональный анализ СМИ // Эффективность СМИ. -
Минск: Наука и техника, 1986. - С.31- 40.
33. Ученова В.В. Три грани теории журналистики. – М.,2009.
34. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / М.: Аспект-пресс, 2004.
Дополнительная литература:
35. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран.– М.: Медиамир, 2006.
36. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации. Англо-русский
толковый словарь концепций и терминов. М., 2005.
37. Зимина Л.В. Современные издательские стратегии: от традиционного книгоиздания
до сетевых технологий культурной памяти. М., 2004.
38. Леонтьев В. «Новейшая энциклопедия Интернета», «Новейшая энциклопедия.
Необходимые программы». – М., 2008.
39. Информационное общество: Сб. / Сост. А. Лактионов. М., 2004.
40. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. – М.: Мысль, 2000.
41. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов / В. П.
42. Кохановский и др. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
43. Пашенко И. «Интернет» -2-е изд. – М., 2009.
44. Пивоев В. М. Методология и методика научного исследования. -
Петрозаводск, 2006.
45. Пронин Е.И. Императивы медиаэтики и ресурсы медиапсихологии. – М., 2003.
46. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики / учебник, М.:
Аспект-пресс, 2007.
47. Рантанен Т. Глобальное и национальное. Масс-медиа и коммуникации в
посткоммунистической России. М., 2004.
48. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. М., 2006.
49. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М., 2008.
50. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. Хрестоматия. М., 2004.
51. Рихтер А.Г.Свобода массовой информации в постсоветском пространстве. М.,
2007.
52. Российское телевидение: между спросом и предложением (В 2 томах). / Под ред. А.Г. Качкаевой, И.В. Кирия. М.,2007.
53. Рузавин Г. И. Методология научного исследования: Учеб. Пособие для вузов. –
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
54. Русская журналистика в документах. История надзора. Составитель Минаева О.Д.
М., 2003.
55. Саморегулирование средств массовой информации: учебно-практические
материалы. М., 2005.
56. Скобкин//А./ Составлен рейтинг социальных сетей в России //.
LibyMax.ru(7.IX.10), http://libymax.ru/?p=14253.
57. Сметанина С.И. Медиатекст в системе культуры. – СПБ., 2008.
58. Социология журналистики / учебник для ВУЗов под ред. С. Г.
59. Корконосенко, М.: Аспект-пресс, 2004.
60. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском,
немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор – академик РАН
Г. В.Осипов. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998.
61. Социальная ответственность журналиста: опыт современного прочтения проблемы.
– М., 2003.
62. Шайхитдинова С.К. Информационное общество и «ситуация человека». – Казань:
Изд-во казанского ун-та, 2004.
63. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание,
объяснение, понимание социальной реальности. 3-е издание, исправленное.
– М.: Омега-Л, 2007.
64. www.webplaneta.ru - «Вебпланета» - информационный ресурс о технологиях;
65. www.computerra.ru - «Компьютерра» - электронная версия журнала;
66. www.cnews.ru - «Cnews» - информационное агентство о высоких технологиях;
67. www.mindymcadams.com – блог Минди МакАдамс.
Программа утверждена на заседании кафедры теории и практики журналистики 30.09.2016 (протокол №2)
Разработчик программы ГЭК В.Д. Мансурова
Зав. кафедрой теории и практики журналистики Е.В. Лукашевич
Программа ГЭК утверждена на заседании ученого совета ФМКФиП
09 ноября 2016 г. (протокол №9)