Форма проведения итогового междисциплинарного экзамена

Итоговая государственная аттестация полученных студентом знаний и умений осуществляется в форме устного экзамена на заседании Государственной экзаменационной комиссии, состав которой формируется из преподавателей кафедры теории и практики журналистики, представителей сферы СМИ и медиаотрасли, общественных организаций, осуществляющих деятельность в области массовых коммуникаций, журналистики и связей с общественностью.

3. Содержание тем, включенных в итоговый междисциплинарный экзамен, и рекомендуемая литература:

1. Категории классической философии как основание теоретических концепций журнализма.

2. Картина мира: информационная, научная, медиакартина мира, журналистская картина мира. От картины мира – к киберпространству.

3. Онтологические проблемы журналистики.

4. Гносеологические проблемы журналистики: от классической рациональности – к новой эпистемологии.

5. Социокультурная парадигма журналистики: эволюция или трансформация?

6. Парадигмы журналистской деятельности в свете неклассической и постнеклассической науки.

7. Новая субъектность в массовой коммуникации и динамика социального статуса журналистики.

8. Аксиологические характеристики журналистской деятельности

9. Классификация методов научного исследования. Специфика исследования контента и процессов функционирования информационных систем, обслуживающих социокультурные сферы жизнедеятельности современного общества.

10. Основные направления медиаисследований в западной теории медиа и СМИ (Франкфуртская, Торонтская школы). Социально-психологические теории медиавоздействия.

11. Теории информационного общества: (М. Маклюэн, М. Кастельс, Д. МакКуэйл, З. Бауман, Н. Луман и др.)

12. Журналистика как синергетическая система

13.Основные направления медиаисследований в отечественной теории медиа и СМИ.

14. Методологические элементы и их классификация: категории "объект исследования", "предмет исследования", "цель исследования", "задачи исследования", "гипотезы исследования", "методы исследования" (теоретические, эмпирические, методы обработки данных), "теоретико-методологическая основа исследования", "эмпирическая база исследования", "новизна исследования", "достоверность результатов исследования", "надёжность результатов исследования").

15. Метод структурно-функционального анализа в исследованиях СМИ.

Понятия "структура" и "функция" как парные категории, их взаимосвязь.

Структурный функционализм как теоретический подход в социогуманитарной сфере. Цели структурно-функционального анализа.

16.Структурно-функциональный анализ в исследовании СМИ. Примеры применения структурно-функционального анализа, границы применимости метода структурно-функционального анализа.

17. Метод системного анализа в исследованиях СМИ. Понятие системы, связь с категориями "структура" и "функция". Типология систем. Принципы (постулаты) системного анализа. Категории системного анализа: "система", "подсистема", "внутренняя среда", "внешняя среда", "сложность системы".

18. Методы эмпирико-социологического анализа в исследованиях СМИ. Границы применимости социологического анализа содержания и деятельности СМИ.

19. Методы качественных исследований СМИ. Классификация методов. Специфика их применимости для анализа содержания и деятельности СМИ. Границы применимости методов качественных исследований.

20. Методы изучения содержания материалов СМИ. Качественные и количественные виды анализа текста (документов): традиционный (простой) анализ текста, лингвистический анализ, мотивационно-целевой анализ, дискурс-анализ, интент-анализ, контент-анализ, статистический анализ документов и др. цели и границы применимости методов анализа текста. Примеры применения методов изучения материалов СМИ.

21. Современные теории массовой коммуникации и их классификация.

22.Теоретические представления об информации и коммуникации. Понятие медиа как коммуникационного посредника. Медиа и СМИ: сходства и различия.

23. Основные профессионально-деонтологические принципы и нормы.

24. Основные формы профессионального саморегулирования журналистики в России и в других странах.

25. Характеристики и параметры социокультурного пространства, принципы его структурирования. Роль СМИ в конструировании социокультурной реальности.

26. Функции и дисфункции СМИ в конструировании социокультурной реальности. Анализ практики современных российских СМИ.

27. Коммуникативная стратегия публицистического дискурса.

28. Доминирующие идеологемы публицистического дискурса.

29. Интертекстуальность как особое свойство публицистического дискурса.

30. Тенденции изменения языка и стиля СМИ. Становление понятия «язык массовой коммуникации».

31. Медиалингвистика: определение и содержание понятия. Понятие речевой культуры и коммуникативной компетентности журналиста.

32. Концептуальный анализ текстов СМИ: ценности, коммуникация, этика. Критерии эффективности коммуникации в СМИ. Соблюдение коммуникативных норм.

33. Определение и основные характеристики медиатекста. Критерии типологизации.

34. Методы контекстуально-интерпретативного анализа медиатекстов.

35. Медиадискурс как вид функционально-обусловленного дискурса: основные проблемы дискурсивных исследований; понятие медиадискурса; место в коммуникационных процессах.

36. Медиатекст как единица медиадискурса.

37.Система СМИ: институциональные характеристики.

38. Глобализация и тенденции развития систем СМИ ведущих стран мира.

39. Система СМИ России в условиях медиаконвергенции.

40.СМИ как медиполитическая система. Основные структуры медиасистемы России.

41. Ведущие информационные агентства мира и их роль в функционировании глобальной системы СМИ.

42.Система ведущих СМИ мира: специфика функционирования в странах Европы (Японии, Китая, Индии, США, Латинской Америки) (на выбор).

43.Бизнес-моделирование и бизнес-модели СМИ. Многообразие трактовок термина бизнес-модель в разных индустриях. Исторически сложившиеся бизнес-модели в медиаиндустрии. Внерыночные бизнес-модели. Модели национального «общественного» вещания. Бизнес-модели в прессе. Бизнес-модели в телевизионной индустрии. Бизнес-модели в радиовещании.

44.Определение редакционного менеджмента. Цели и задачи, служба редакционного менеджмента.

45.Сферы предпринимательской активности в практике современных средств массовой информации. Стратегия диверсификации. Типологические нововведения. Проблемы коммерциализации СМИ. Социальная ответственность журналистики в контексте прибыли и экономической эффективности.

46. Компьютерная безопасность. Способы решения потенциальных проблем, связанных с вирусной угрозой и прочими аспектами компьютерной безопасности в СМИ.

47. Социальные сети и СМИ: алгоритмы взаимодействия

48. Алгоритмизация поиска. Специализированные поисковые механизмы. Поиск научной информации в сети Internet.

49. Прикладные компьютерные технологии в деятельности журналиста.

50. Мультимедиа-контент и особенности работы с ним.

Основная литература:

1. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М., 2005.

2. Баранов Н. А., Исаев Б. А. Политические отношения и политический процесс в современной России. Учебное пособие. СПб.: Издательство: Питер, 2008. – 400 с.

3. Вартанова Е.Л. Энциклопедия мировой индустрии СМИ. – М.: Аспект-Пресс., 2013. – 464 с.

4. Баскаков А. Я., Туленков Н. В. Методология научного исследования:

Учеб. пособие. - М.: МАУП, 2004.

5. Богуславская В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов. – М.,ЛКИ, 2008.

6. Глушаков, С.В., Сурядный А.С. Компьютеры, программы, сети. – М.: АСТ, 2009. – 512 с.

7. Грабельников, А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. М.: изд-во РУДН, 2001.

8. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического

исследования. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С.570.

9. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. – М., 2008.

10. Жарчинская Я. «Web 2.0. – новое интерактивное медиапространство» // Интернет и интерактивные электронные медиа. Ч. 2. – М., 2007.

11. Калмыков, А.А. Интернет-журналистика / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 383 с.

12. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 328 с.

13. Кирия И. В. Телевидение и интернет Франции на пути к

информационному обществу / М.: Изд-во МГУ, 2005.

14. Кихтан, В.В. Информационные технологии в журналистике. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.

15. Краевский В. В. Методология научного исследования: Пособие для

студентов и аспирантов гуманитарных ун-тов. – СПб.: СПб. ГУП, 2001.

16. Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или азбука общения. –М.:Флинта,2009.

17. Лабуш Н.С. Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности журналиста. – СПб, 2005.

18. Лавренов, С.М. Excel: Сборник примеров и задач. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 336 с.

19. Лебедев С.А . Философия науки: общие проблемы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. – 336 с.

20. Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб.: Искусство, 2010.

21. Лукина, М.М. СМИ в пространстве Интернета / М.М. Лукина, И.Д.

Фомичева. – М. : Изд-во фак. журналистики Моск. гос. ун-та, 2005. – 87 с.

22. МакЛюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего /М.: Академический проект, 2005.

23. МакЛюэн М. Понимание медиа. Внешние расширения человека / Жуковский: Канон-Пресс-2, 2003.

24. Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации.– Барнаул: изд-во Алтайского ун-та, 2002.

25. Мельник Г. С., Ким М. Н. Методы журналистики. - Спб.: Издательство

Михайлова, 2008.

26. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. Национальные модели информационного общества / под ред. Засурского Я. Н. и Вартановой Е. Л., М.: Икар, 2004.

27. Подпорина Н. «История блогов и становление гражданской журналистики» // Интернет и интерактивные медиа: реальность и перспектива. Под. ред. И. Засурского. Ч. 2. М., 2007.

28. Прохоров Е.П.. Искусство публицистики. – М., 1984.

29. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. - М., 1982.

30. Федотова Л. Н. Анализ содержания – социологический метод изучения

средств массовой коммуникации. – М.: Научный мир, 2001.-

31. Филлипс Л. Д., Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ. Теория и метод. –

Харьков: Гуманитарный центр, 2008.

32. Фирсов Б. М. Функциональный анализ СМИ // Эффективность СМИ. -

Минск: Наука и техника, 1986. - С.31- 40.

33. Ученова В.В. Три грани теории журналистики. – М.,2009.

34. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / М.: Аспект-пресс, 2004.

Дополнительная литература:

35. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран.– М.: Медиамир, 2006.

36. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации. Англо-русский

толковый словарь концепций и терминов. М., 2005.

37. Зимина Л.В. Современные издательские стратегии: от традиционного книгоиздания

до сетевых технологий культурной памяти. М., 2004.

38. Леонтьев В. «Новейшая энциклопедия Интернета», «Новейшая энциклопедия.

Необходимые программы». – М., 2008.

39. Информационное общество: Сб. / Сост. А. Лактионов. М., 2004.

40. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. – М.: Мысль, 2000.

41. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов / В. П.

42. Кохановский и др. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

43. Пашенко И. «Интернет» -2-е изд. – М., 2009.

44. Пивоев В. М. Методология и методика научного исследования. -

Петрозаводск, 2006.

45. Пронин Е.И. Императивы медиаэтики и ресурсы медиапсихологии. – М., 2003.

46. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики / учебник, М.:

Аспект-пресс, 2007.

47. Рантанен Т. Глобальное и национальное. Масс-медиа и коммуникации в

посткоммунистической России. М., 2004.

48. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. М., 2006.

49. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М., 2008.

50. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. Хрестоматия. М., 2004.

51. Рихтер А.Г.Свобода массовой информации в постсоветском пространстве. М.,

2007.

52. Российское телевидение: между спросом и предложением (В 2 томах). / Под ред. А.Г. Качкаевой, И.В. Кирия. М.,2007.

53. Рузавин Г. И. Методология научного исследования: Учеб. Пособие для вузов. –

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

54. Русская журналистика в документах. История надзора. Составитель Минаева О.Д.

М., 2003.

55. Саморегулирование средств массовой информации: учебно-практические

материалы. М., 2005.

56. Скобкин//А./ Составлен рейтинг социальных сетей в России //.

LibyMax.ru(7.IX.10), http://libymax.ru/?p=14253.

57. Сметанина С.И. Медиатекст в системе культуры. – СПБ., 2008.

58. Социология журналистики / учебник для ВУЗов под ред. С. Г.

59. Корконосенко, М.: Аспект-пресс, 2004.

60. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском,

немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор – академик РАН

Г. В.Осипов. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998.

61. Социальная ответственность журналиста: опыт современного прочтения проблемы.

– М., 2003.

62. Шайхитдинова С.К. Информационное общество и «ситуация человека». – Казань:

Изд-во казанского ун-та, 2004.

63. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание,

объяснение, понимание социальной реальности. 3-е издание, исправленное.

– М.: Омега-Л, 2007.

64. www.webplaneta.ru - «Вебпланета» - информационный ресурс о технологиях;

65. www.computerra.ru - «Компьютерра» - электронная версия журнала;

66. www.cnews.ru - «Cnews» - информационное агентство о высоких технологиях;

67. www.mindymcadams.com – блог Минди МакАдамс.

Программа утверждена на заседании кафедры теории и практики журналистики 30.09.2016 (протокол №2)

Разработчик программы ГЭК В.Д. Мансурова

Зав. кафедрой теории и практики журналистики Е.В. Лукашевич

Программа ГЭК утверждена на заседании ученого совета ФМКФиП

09 ноября 2016 г. (протокол №9)

Наши рекомендации