Модель престижного потребления 4 страница
18 «Отчасти» хотя бы потому, что оно сводит на нет возможности получения пло
дотворных новых открытий, чтобы полностью офаничить исследования проверкой
предопределенных гипотез. Предчувствия, зарождающиеся в ходе исследования, ко
торые могут и не иметь непосредственного значения для более широкой теоретичес
кой системы, могут привести к открытию эмпирических закономерностей, которые
позже можно включить в теорию. Например, в социологии политического поведения
было недавно установлено, что чем больше число социальных перекрестных давлений,
которым подвергают избирателей, тем меньший интерес они проявляют к выборам пре
зидента (P. F. Lazarsfeld, Bernard Verelson, and Hazel Gaudet, The People' Choice [New York:
Duell, Sloan & Pearce, 1944], 56—64). Эти открытия, абсолютно непредвиденные на
момент первой формулировки исследования, вполне могут подсказать новые направ
ления систематического изучения политического поведения, даже если они еще не
включены в обобщенную теорию. Плодотворное эмпирическое исследование не толь
ко проверяет теоретически выведенные гипотезы, оно также порождает новые. Это
можно было бы назвать «непреднамеренным» компонентом исследования, т.е. от
крытием важных результатов, которые не были запланированы, а были получены слу
чайно или благодаря прозорливости исследователя. — Примеч. автора.
таких законов в области социологии отражает, видимо, господствующую в ней бифуркацию теории и эмпирического исследования. Несмотря на множество книг по истории социологической теории и на изобилие эмпирических исследований, социологи (включая автора этой книги) могут обсуждать логические критерии социологических законов, не приводя ни единого примера, полностью удовлетворяющего этим критериям19.
Обобщений, приблизительно соответствующих этим критериям, вполне хватает. Но чтобы показать отношение эмпирических обобщений к теории и установить функции теории, может оказаться полезным рассмотреть один известный пример, когда такие обобщения были включены в состав общей содержательной теории, имеющей большое значение. Так, уже давно было установлено в качестве статистической закономерности, что в самых различных группах населения у католиков уровень суицидов ниже, чем у протестантов20. Сформулированная таким образом, данная закономерность превратилась в теоретическую проблему. Она просто представляла собой эмпирическую закономерность, которая стала бы существенной для теории, только если бы ее можно было вывести из набора других предложений. Эту задачу и поставил перед собой Дюркгейм.
Если мы формализуем его теоретические допущения, то станет ясна парадигма его теоретического анализа:
1. Социальная сплоченность оказывает психологическую поддержку членам группы, испытывающим сильный стресс или беспокойство.
2. Процент суицидов является функцией неснятого беспокойства или стресса, который испытывают люди.
3. У католиков социальная сплоченность больше, чем у протестантов.
4. Следовательно, у католиков следует ожидать меньшую долю суицидов, чем у протестантов21.
" Например, см. книгу: George A. Lundberg, «The concept of law in the social sciences», Philosophy of Science, 1938, 5, 189—203, которая подтверждает возможность существования таких законов, не приводя ни одного подходящего примера. Книга K..D. Hart, Social Laws (Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1930) не оправдывает своего названия. Целый ряд социологов, обсуждающих возможность получения социальных законов, находят трудным привести примеры (Blumer, op. cit., 142— 150). — Примеч. автора.
20 Нет необходимости говорить, что это утверждение предполагает, что образова
ние, доход, национальность, проживание в городе или селе и другие факторы, которые
могли бы сделать эти выводы ложными, считались постоянными. — Примеч. автора.
21 Нет необходимости исследовать дальнейшие аспекты этого примера, скажем,
(1) в какой степени мы адекватно сформулировали предпосылки, имплицитно присут
ствующие в интерпретации Дюркгейма; (2) дополнительный теоретический анализ, ко-
Этот пример позволяет определить положение эмпирических обобщений относительно теории и проиллюстрировать несколько функций теории.
1. Он показывает, что теоретическая связь, как ее наличие, так и отсутствие, не входит как неотъемлемая часть в эмпирические обобщения, а появляется, когда обобщение концептуализируется в абстракциях более высокого порядка (католицизм — социальная сплоченность — снятое беспокойство — процент суицида), которые характерны для более общих формулировок отношений22. То, что изначально рассматривалось как отдельная закономерность, формулируется заново как отношение, но не между религиозной принадлежностью и поведением, а между группами с определенными концептуализированными признаками (социальной сплоченностью) и поведением. Сфера охвата исходных эмпирических данных значительно расширяется, и несколько казавшихся несоизмеримыми закономерностей оказываются взаимосвязанными (так что различия в проценте суицидов между женатыми и холостяками может быть выведено из той же самой теории).
2. Как только благодаря выводу закономерности из набора взаимосвязанных предложений устанавливается ее связь с теорией, так сразу же становится возможным кумулятивное пополнение и теории, и исследовательских данных. Закономерные различия в процентном соотношении суицидов служат дополнительным подтверждением того комплекса предложений, из которых эти и другие закономерности были получены. Это главная функция систематической теории.
3. В то время как эмпирическая закономерность не дает возможность делать разнообразные выводы, новая формулировка позволила сделать различные выводы относительно типов поведения, весьма далеких от суицидного. Например, исследования одержимого пове-
торый принял бы эти предпосылки не как данные, а как сомнительные; (3) на каком основании потенциально бесконечная регрессия теоретических интерпретаций прерывается именно в этом месте; (4) проблемы, сопутствующие введению таких затрудняющих исследование переменных, как социальная сплоченность, которые не измеряются непосредственно; (5) до какой степени были эмпирически подтверждены предпосылки; (6) сравнительно низкий уровень абстракции, представленной этим примером, и (7) тот факт, чтоДюркгейм вывел несколько эмпирических обобщений из одного и того же набора гипотез. — Примеч. автора.
11 Торстейн Веблен выразил эту мысль с типичной для него убедительностью: «Может показаться, что мы тратим силы на мелочи. Но данные, с которыми приходится иметь дело любому научному исследованию, являются мелочами не в том смысле, что с ними не надо считаться». The Place of Science in Modern Civilization (New York: v>king Press, 1932), 42. - Примеч. автора.
дения, болезненной озабоченности и других форм неадекватного поведения выявили наличие их связи с недостаточностью групповой сплоченности23. Превращение эмпирических закономерностей в теоретические формулировки, таким образом, увеличивает плодотворность исследования, выявляя в нем все новые и новые смыслы.
4. Предоставляя разумное объяснение, теория тем самым обеспечивает более надежную основу для предсказаний, чем простое эмпирическое предвидение на основе ранее наблюдаемых тенденций. Так, если бы независимые оценки указали на понижение социальной сплоченности среди католиков, теоретик предсказал бы тенденцию к увеличению доли суицидов в этой группе. А вот не принимающий во внимание теории эмпирик мог бы делать предсказания только на основе экстраполяции.
5. Предыдущий перечень функций предполагает еще одно свойство теории, которое не в полной мере проявилось в формулировке Дюркгейма, но которое приводит к постановке общей проблемы, особенно досаждавшей социологической теории, по крайней мере до настоящего времени. Если мы хотим получить продуктивную теорию, она должна быть достаточно точной, чтобы стать определяющей. Точность является неотъемлемым элементом критерия проверяемости. Широко распространенное требование применять статистические данные в социологии каждый раз, когда это возможно, для того чтобы регулировать и проверять теоретические выводы, вполне оправдано, если учесть, какая логическая роль отводится точности в научном исследовании.
Чем точнее выводы (предсказания), которые можно сделать из теории, тем меньше вероятность появления альтернативных гипотез, которые будут соответствовать этим предсказаниям. Другими словами, точные предсказания и данные уменьшают значение эмпирии для исследования логической ошибочности подтверждения результата24. Известно, что верифицированные предсказания, сделанные на базе той или иной теории, не доказывают и не подтверждают эту теорию; вернее, они подтверждают ее лишь в какой-то мере, поскольку всегда возможно, что альтернативные гипотезы, выведен-
23 См., например, Elton Mayo, Human Problems of an Industrial Civilization (New York:
Macmillan Co., 1933), 113 et passim. Теоретическая система координат, примененная
при изучении морального состояния в промышленности Уайтхедом, Рутлисбергером
и Диксоном, по признанию авторов, явно вышла из формулировок Дюркгейма. —
Примеч. автора.
24 Парадигма «доказательства через предсказание» является, конечно, логически
ошибочной: Если А (гипотеза), то В (предсказание). В наблюдается. Следовательно,
А верно. Это не слишком сказывается на научном исследовании, поскольку исполь
зуются критерии, отличные от формальных. — Примеч. автора.
ные из других теоретических систем, тоже могут объяснять предсказанные явления25. Но те теории, которые позволяют сделать точные прогнозы, подтвержденные наблюдением, приобретают стратегическую важность, поскольку обеспечивают начальную основу для выбора между конкурирующими гипотезами. Другими словами, точность увеличивает вероятность того, что мы вплотную подойдем к «решающему» наблюдению или эксперименту.
Внутренняя согласованность имеет во многом ту же функцию, так как если различные эмпирически подтвержденные выводы делаются на основе одной теоретической системы, это сокращает вероятность того, что те же самые данные могут адекватно объяснять конкурирующие теории. Интегрированная теория имеет большую степень подтвержденное™, чем отдельные и не связанные друг с другом гипотезы, аккумулируя в себе — именно благодаря своей интегральности — большую доказательную силу.
Оба требования — точности и логической согласованности — могут привести к непродуктивной деятельности, особенно в социальных науках. Любую процедуру можно не только применять, но и злоупотреблять ею. Преждевременное требование добиться точности во что бы то ни стало может сделать творческую гипотезу бесплодной. Это может привести к тому, что новая формулировка научной проблемы создается только для того, чтобы сделать возможным процесс измерения, и иногда в результате последующие данные не имеют отношения к первоначальной проблеме26. В погоне за точностью надо постараться нечаянно не упустить из виду важные проблемы. Сходным образом требование логической согласованности иногда приводит к словесным баталиям и пустому теоретизированию, поскольку допущения, содержащиеся в аналитической системе, настолько далеки от эмпирических референтов или находятся на таком высоком уровне абстракции, что не допускают эмпирической провер-
25 В качестве примера рассмотрим, каким образом разные теоретики предсказы
вали войну и крупномасштабные конфликты в середине столетия. Сорокин и неко
торые марксисты, например, сделали это предсказание на основе совершенно раз
ных теоретических систем. Действительное возникновение этих широкомасштабных
конфликтов само по себе не позволяет нам выбирать между этими схемами анализа
хотя бы потому, что наблюдаемый факт согласуется с обеими. Если бы предсказания
были настолько уточнены и настолько точно определены, что имеющий место факт
совпадал бы с одним предсказанием, а не с другим, только тогда была бы начата ре
шающая проверка. — Примеч. автора.
26 Стюарт А. Райе комментирует эту тенденцию в исследовании общественного
мнения; см. Eleven Twenty-six: A Decade of Social Science Research, e. Louis Wirth (Chicago:
University of Chicago Press, 1940), 167. - Примеч. автора.
ки27. Но правомочность этих критериев не теряет своей действительной силы из-за подобного неправильного их применения.
Формальные выводы и кодификация
Этот неполный аналитический обзор по меньшей мере указал на необходимость более тесной связи между теорией и эмпирическим исследованием. Широко распространенное разделение двух сфер проявляется в отсутствии преемственной связи между отдельными эмпирическими исследованиями, с одной стороны, и в систематическом теоретизировании, не подтвержденном эмпирической проверкой, — с другой273. Поражает малое количество примеров последовательного исследования, в ходе которого кумулятивно-последовательно изучались все гипотезы, выведенные из данной теории. Зато хорошо просматривается разбросанность эмпирических исследований, ориентированных на конкретную область человеческого поведения, но не имеющих общей теоретической ориентации. Несчетное количество отдельных эмпирических обобщений и интерпретаций post factum отражает эту исследовательскую модель. Большой объем общих ориентации и концептуальных анализов (а это совсем не то, что комплекс взаимосвязанных гипотез), в свою очередь, отражает тенденцию к отделению теоретической деятельности от эмпирического исследования. Общеизвестно, что достичь связанности и ликвидировать разбросанность можно только в том случае, если эмпирические работы ориентированы на теорию, а теория способна получать эмпирическое подтверждение. Однако можно пойти еще дальше и предложить определенные конвенциональные правила для социологического исследования, которые вполне могли бы облегчить этот процесс. Эти правила можно назвать «формализованный вывод» и «кодификация»28.
Как в отношении замысла, так и в отношении описаний эмпирического исследования можно было бы взять за правило, чтобы
27 Именно эту практику И. Рональд Уокер и называет в сфере экономики «теоре
тическим вредом». From Economic Theory to Policy (Chicago: University of Chicago Press,
1943) chap. iv. — Примеч. автора.
ш В связи с этим см. впечатляющий пример подобного отсутствия преемственности, приведенный в Главе III (т.е. недавнее повторное открытие первичной группы в рамках формальных союзов после того, как это было тщательно рассмотрено Томасом и Знанецким). — Примеч. автора.
28 Этими правилами не являются, безусловно, дедукция и индукция, взятые в их
соотношении. Этот вопрос интересует нас лишь в том отношении, чтобы перевести
эти логические процедуры на язык современной социологической теории и исследо
вания. — Примеч. автора.
гипотезы и, по мере возможности, теоретические основания (допущения и постулаты) этих гипотез излагались эксплицитно. Описание данных следовало бы давать с точки зрения их непосредственной связи с гипотезами и, следовательно, с лежащей в их основе теории. Особое внимание надо обратить на введение интерпретационных переменных, отличных от тех, которые вытекают из первоначальной формулировки гипотез; необходимо также указывать на их связь с теорией. Интерпретации post factum, которые будут неизбежно возникать при обнаружении новых и неожиданных отношений, должны быть сформулированы так, чтобы стало очевидным направление дальнейшего проверочного исследования. Выводы из исследования вполне могли бы включать не только формулировку полученных данных в их отношении к начальным гипотезам, но, когда это уместно, указание на то, какого рода наблюдения необходимы для новой проверки дополнительных, более отдаленных смыслов исследования. Подобная формализация оказала благотворное влияние на психологию и экономику, в одном случае вызвав соответствующие эксперименты29, а в другом — связанный с этим ряд исследований. Одним из результатов такой формализации является то, что она позволяет отслеживать появление несвязанных, неупорядоченных и расплывчатых интерпретаций. Она не возлагает на читателя задачу доискиваться до отношений между интерпретациями, содержащимися в тексте30. Но, главное, она подготавливает почву для последовательного кумулятивного исследования, идущего на смену целой россыпи беспорядочно разбросанных исследований.
Видимо, необходим соотносительный процесс — тот, который Лазарсфельд называет «кодификацией». В то время как формализация сосредоточивает наше внимание на имплицитных смыслах теории, кодификация стремится систематизировать имеющиеся эмпирические обобщения в совершенно различных сферах поведения. Не позволяя отдельным эмпирическим данным оставаться неотработанными и не ограничивая их пределами отдельных областей поведе-
29 Работа Кларка Халла и его коллег является выдающейся в этом отношении. См., например: Hull, Principles ofBehavior (New York: D. Appleton-Century Co., 1943); см. также аналогичные попытки формализации в работах Курта Левина (например, К-urt Lewin, Ronald Lippit, and S.K. Escalona, Studies in Topological and Vector Psychology I [«University of Iowa Studies in Child Welfare», Vol. XVI (Iowas City, 1940)], 9-42). -Примеч. автора.
Такая книга, как Caste and Class in a Southern Town Джона Долларда, о многом заставляет задуматься, но читателю очень сложно точно определить теоретические !роблемы, которые рассматривает автор, интерпретационные переменные и имплицитные интерпретации. И все же все это необходимо проделать, если на работе Дол-РДа предлагается построить ряд исследований. — Примеч. автора.
ния, целенаправленная попытка создать подходящие рабочие гипотезы обещает привести к расширению существующей теории, сделав ее предметом дальнейшего эмпирического исследования. Так, огромная масса эмпирических данных в таких областях, как пропаганда и общественное мнение, реакции на безработицу и реакции семьи на кризисные ситуации, свидетельствует о том, что в тех случаях, когда поведение людей сопоставляется с моделью «объективного стимула», которая, как следовало бы ожидать, вызывает реакции, противоположные их «первоначальным предварительным планам действий», их действительное поведение можно было бы удачнее прогнозировать, исходя из их предварительных планов действий, а не из их модели стимула. Об этом говорят «эффекты бумеранга» в пропаганде31, о хорошей и плохой реакции на безработицу32, исследование стабильности семей, столкнувшихся с сильным сокращением доходов33. Кодифицированная формулировка, даже такая приблизительная, приводит к теоретическим проблемам, которые можно было бы легко упустить, если бы некоторые эмпирические сведения не были рассмотрены заново в едином контексте. Мы признаем, что кодификация как процедура, дополняющая формализацию гипотез, подлежащих проверке, облегчит совместное развитие жизнеспособной социологической теории и соответствующего эмпирического исследования.
" Paul F. Lazarsfeld and Robert K. Merton, «Studies in radio and film propaganda». Transactions of the New York Academy of Sciences, Series II, 1943, 6, 58—79. — Примеч. автора.
32 O.M. Hall, «Attitudes and unemployment», Archives of Psychology, No. 165 (march, 1934); E.W. Bakke, The Unemployed Worker (New Haven: Yale University Press, 1940). — Примеч. автора.
" Mirra Komarovsky, The Unemployed Man and His Family (New York: Dryden Press, 1940); R.C. Angell, The Family Encounters the Depression (New York: Charles Scribner's Sons, 1936); E.W Burgess, R.K. Merton, et al., Restudy of the Documents Analyzed by Angell in the Family Encounters the Depression (New York: Social Science Research Council, 1942). — Примеч. автора.
V. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
В ЕГО ОТНОШЕНИИ
К СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
История способна делать стереотипы устаревшими. Это видно на
примере исторического развития социологии. Стереотип социолога-
теоретика, витающего в эмпиреях чистых идей, не оскверненных зем
ными фактами, быстро устаревает, как и стереотип социолога-прак
тика, вооруженного анкетой и карандашом в погоне за отдельными и •
ничего не значащими статистическими данными. При возведении
здания социологии за последние десятилетия теоретик и эмпирик
научились работать вместе. Более того, за это время они научились
разговаривать друг с другом. Иногда это означает лишь то, что соци
олог научился разговаривать сам с собой, поскольку все чаще один
человек занимается и теорией, и эмпирическим исследованием. Спе
циализация и интеграция развиваются параллельно. Все это привело
не только к осознанию того факта, что теория и эмпирическое иссле-
J дование должны взаимодействовать, но и к тому, что они действи-
тельно взаимодействуют.
В результате уже нет необходимости в том, чтобы анализ связей между теорией и исследованием носил чисто программный характер. Увеличивающийся объем теоретически ориентированных исследований дает все большую возможность плодотворно обсуждать фактические связи между ними. И, как нам всем известно, недостатка в таких обсуждениях нет. Журналы пестрят ими. В центре дискуссии обычно находится вопрос о роли теории в исследовании, зачастую сопровождаемый в высшей степени понятным изложением функции теории в замысле и проведении эмпирического исследования. Но поскольку это не односторонняя связь, поскольку own взаимодействуют, может оказаться полезным изучить второе направление взаимоотношений: роль эмпирического исследования в развитии социаль-ной теории. Такова цель данной главы.
© Перевод. Егорова Е.Н., 2006
Теоретические функции эмпирического исследования
За несколькими заметными исключениями недавние социологические дискуссии отвели эмпирическому исследованию всего одну важную функцию: проверки или верификации гипотез. Модель правильного осуществления этой функции общеизвестна. Исследователь исходит из предчувствия или гипотезы, делает на этой основе разные выводы, а они, в свою очередь, подвергаются эмпирической проверке, которая подтверждает или опровергает гипотезу1. Но это логическая модель, и поэтому, конечно, ей не удается описать многое из того, что действительно происходит при плодотворном исследовании. Она представляет собой набор логических норм, а не описание того, что происходит непосредственно в процессе исследования. И, как прекрасно осознают логики, стремясь изобразить этот процесс в чистом виде, логическая модель может также исказить его. Как и другие модели, она абстрагируется от временной последовательности событий. Она преувеличивает творческую роль эксплицитно выраженной теории и сводит к минимуму творческую роль наблюдения. Ибо исследование не просто логика, смешанная с наблюдением. Оно имеет и свои психологические, а не только логические аспекты, хотя это едва ли можно было бы заподозрить, если исходить из той логически строгой последовательности, в которой обычно излагается ход исследования2. Мы как раз и хотим выяснить психологические и логические требования, предъявляемые эмпирическим исследованием к социальной теории.
Мой центральный тезис гласит, что роль эмпирического исследования далеко не исчерпывается пассивной верификацией и проверкой теории: оно не только подтверждает или опровергает гипотезы, но и делает нечто гораздо более важное. Исследование играет активную роль; оно выполняет по крайней мере четыре главные функции, которые помогают разработать теорию. Оно инициирует теорию, дает новые формулировки, придает новые направления развитию и уточняет теорию3.
1 См., например, методологический обзор работы Стоуффера, (StoufTer, «Theory
of intervening opportunities») Дж. Ф. Лундбергом (G.F. Lundberg, «What are sociological
problems?», American Sociological Review, 1941, 6, 357—369). — Примеч. автора.
2 См. R.K. Merton, «Science, population and society», The Scientific Monthly, 1937,
44, 170—171; удачное обсуждение: Jean Piaget, Judgement and Reasoning in the Child
(London, 1929), Chaps. V, IX, и комментарий: William H. George, The Scientist in Action
(London, 1936), 153. «Исследовательская работа развивается не так, как она подроб
но написана для публикации». — Примеч. автора.
3 Четвертая функция, уточнение, была разработана Полом Ф. Лазарсфельдом. —
Примеч. автора.
1. Модель «серендипити», или «нежданно-негаданно»