Интеракционизм символический
дение и сам о преобразование, опираясь на произведения У. Шекспира, И. Гёте, М. Монтеня, Дж. Мередита, Г. Торо. Фомы Аквинского, др. писателей и мыслителей.
В «Соц. орг-ции» Кули переносит анализ с индивида на соц. структуру, но не отказывается от ментального подхода. По Кули, соц. разум принимает свою форму в процессах отношений малых гр.: семьи, игровой гр. детей-сверстников, соседей, местной общины. Опыт в первичных гр. формирует как развитие индивида, так и развитие более широких обществ, структур. Взаимосвязь между первичными гр. и об-вом осуществляется посредством первичных идеалов. В целях анализа этот идеал может быть расщеплен на лояльность, истину, служение и доброту, но в действительности он представляет собой широкое понятие идеализированной жизни в нравственном целом. Сама работа «Соц. орг-ция» в этом плане может рассматриваться как попытка достичь опред. нравственной целостности в сложном индустриальном об-ве.
Для Кули подлинно демократическое об-во — то, в к-ром самовыражение всех ведет к решениям, в соотв. с к-рыми устанавливается соц. контроль. Это об-во и явл. воплощением первичных идеалов. Но Кули понимает, что демократия не будет работать, если в об-ве не существует внутреннего (латентного) нравственного единства, проявляющегося в традициях справедливости, свободы и человечности, несмотря на различие существующих в об-ве соц. кл. Вклад Кули в развитие соц-и США очень значителен. Его эмпирическая работа по чувству «Я» стала основой для прикладных соц. разработок. На ее базе зародились разл. теории малых гр,, а его концепция обществ, мнения во многом предвосхитила мн. положения теории информации и кибернетики. Предложенный им анализ денежной стоимости внес заметный вклад в развитие экон. науки. Он первым в амер. соц-и занялся разработкой положения соц. кл.
В то время как Кули считал, что коммуникация зарождается в рамках разума,
Мид показал, что, наоборот, разум зарождается в процессе коммуникации. Он считал, что коммуникация начинается с жестов и довербальных звуков, и когда к ним добавляются слова, то это и есть момент создания разума. Методол. основой подхода Мида в соц-и был прагматизм, понимаемый как попытка переформулировать концепцию чел. и его места в терминах рев. науч. метода и эволюционной теории. По Миду, соц. акт — это взаимодействие, включающее двух или более индивидов, между к-рыми существует разделение труда. Вклад разл. индивидов координируется т.о., чтобы достичь цели, приносящей опред. удовлетворение каждому участнику. Если же окружающая среда меняется радикальным образом, то могут возникнуть совершенно новые образцы взаимодействия. Подобная согласованность среди разл. и индивидуально мотивированных индивидов становится возможной благодаря принятию ролей, способности каждого индивида взглянуть на собственное поведение с т.з. др. Каждый индивид способен понять все взаимодействие в целом, определить в нем себя и регулировать собственный вклад так, чтобы он отвечал общему стандарту. Т.о., координация основывается на самоконтроле каждого участника процесса взаимодействия.
В высоко институциализированных взаимодействиях сотрудничество достижимо благодаря тому, что участники разделяют общую перспективу и каждый при этом принимает роль обобщенного др. Наиб, значительным достижением Мида считается его теория «Я». Мид использует термин «Я» в трех значениях: как воспринимаемый предмет, формируемый чел. в конкр. истор. контексте; как процесс самоконтроля; как личность, индивидуальность чел. Обращаясь к процессам социализации, Мид подчеркивает два особо важных контекста, в к-рых она происходит. Один — это игра-подражание (play), когда дети принимают на себя опред. роли и имитируют людей, к-рых они знают: мать, почтальона, продавца. Делая это, они начинают
ИНТЕРВЬЮ
понимать перспективы др. Повторяя такие роли, ребенок способен выстроить ориентацию по отношению к себе как к предмету опред. рода. Однако, считает Мид. эффективный самоконтроль вырабатывается лишь в ходе игры-состязания (game) или в любом таком виде деятельности, при к-ром требуются коллективные согласованные действия. В состязаниях ответы др. организованы, а деятельность происходит в соотв. с правилами. Ожидаемый вклал каждого игрока стандартизован в форме обезличенных ролей. Более тою. успешное участие требует способности допускать рахч. позиции оппонента, участник должен быть готов примерить на себя роль любого лр. игрока. Посредством многократно повторяемого участия в таких взаимодействиях ребенок учится принимать т.з.. разделяемую всеми др. участниками (обобщенным др.). Мн. из идей Мила сегодня широко используются в соц-и и соц. психологии. Среди них: избирательный и серийный характер соц. восприятия, познание с помощью лингвистических СИМВОЛОВ, ролевое поведение, процессы принятия решений, автономность с помощью обратной связи, идентичность ■ичпости. референтные гр., социализация через участие.
Лит.: История тсор. соц-и: В 4 т. М.: СПб.. 1997-2001; Култыгии В.П. Классическая соц-я. М.. 2000: Cooley С.Η. Human Nature and the Social Order. N.Y., 1902; Mead G.H. Cooky's Contribution to American Social Thought // Amer. Journal of Sociology. 1930. No. 35: Idem. The Philosophy of the Present. Chi., 1932: Idem. Mind. Self and Society. Chi.. 1934: Idem. VIovements of Thought in the Nineteen Century. Chi., 1936; Idem. The Philosophy of the Act. Chi., 1938; Cooley C.H. Social Organization: a Study of Ihe Larger Mind // Two Major Works. Glencoc. 1956.
В.П. Култыгин
ИНТЕРВЬЮ— один из осн. методов получения эмпирической информации и соииол. иссл-ях. Метол И. включает план И., разработанный социологом-исследователем в соотв. с целями и задача-
ми нссл-я (см. Индикаторы) и состоящий из вопр., отвечающих необходимым метод, требованиям (см. Вопрос, Классификация вопросов), специально подготовленных людей (интервьюеров), способных проводить И. в соотв. с требованиями социол. опроса, изложенными в инструкции интервьюеру, методы контроля кач-ва работы интервьюеров, связанные с положительными и отрицательными проявлениями эффекта интервьюера, а также методы анализа и интерпретации полученных эмпирических данных, адекватные специфике формулировок вопр. и видам И.
Важным компонентом метода И. я ил. ситуация И., включаюшая установление контакта и получение согласия на И., время и место проведения беседы, ее продолжительность, стиль общения и психол. атмосферу при проведении И. Ситуация И. зависит не только от мастерства социолога, интервьюера и ориентации респондента на сотрудничество, по и от предмета опроса и ситуации в об-вс. определяющей отношение к опросам вообще.
Достоверность и надежность эмпирической информации при использовании метола И. складывается из точного соблюдения метол, требований при исполнении каждого компонента процедуры интервьюирования. Напр., авторитарный стиль обшения интервьюера может привести к неискренним ответам, отражающим сои. одобряемые мнения и виды поведения (психол. давление соц. норм, демонстрация лояльности респондентов по отношению к власти и т.п.).
Метод И. используется в рагт. модификациях в зависимости от целей иссл-я. предмета опроса, организационных условий и финансовых ресурсов. Виды И. выделяются по разд. основаниям: оно бывает индивидуальным и групповым, по месту жительства, работы и учебы, в целевых аудиториях (зрители концерта, покупатели магазина, посетители выставки и т.п.), на улице. По вилам контактов с респондентом выделяют непосредственное (лицом к лицу) И. и опосредованное (телефонное), компьютером
ИНТЕРВЬЮЕР
ассистируемое телефонное И. (КАТИ), телевизионное И.
Принципиально важным основанием классификации И. явл, степень формализации процедуры опроса. Формализация относится к априорно задаваемой исследователем степени свободы поведения респондента и интервьюера во время работы с вопросником или планом И. По этому основанию выделяют три осн. разновидности И,: формализованные, полуформализованные и неформализованные.
Лит.: Андреенков В.Г., Сотиикова Г.Н. Телефонный опрос // Методы сбора информации в социол. иссл-ях. Кн. 1. М, 1990. С. 207-222; Журавлева И. Особенности интервью как разновидности метода опроса // Там же. С. 125—149; Биографический метод: История, методология, практика. М., 1993; Девятко И.Ф. Методы социол. иссл-я. Екатеринбург, 1998; Романов П. В., Ярскан- Смирнова £.Р. «Делать знакомое неизвестным...*: Этнографический метод в соц-и // Социол. журнал. 1998. № 1—2. Гл. 3 «Биографический метод»; Семенова В.В. Качественные методы. Введение в гуманистическую соц-ю. М,, 199S; Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социол. иссл-ях. М., 1999. Гл. 7; Маслова О.М. Мир интервьюера: поданным формализованного и свободного интервью // Соц-я: методология, методы, матем. модели, 2000. N° 12.
О.М. Маслова
ИНТЕРВЬЮЕР— сотрудник социол. проекта, участвующий в проведении опроса и обеспечивающий проведение индивидуальных интервью в соотв. с вопросником и инструкцией для интервьюера. И., как правило, не имеют специального социол. образования, но от их работы существенно зависит кач-во первичной социол. информации. Эта зависимость называется «эффектом И.», к-рый проявляется в положительном и/или отрицательном влиянии И. на рез-ты иссл-я. Следствием негативного влияния могут быть систематические и
случайные ошибки, нарушающие достоверность эмпирической информации.
От И. зависит кач-во реализации модели выборки, снижение числа несостоявшихся интервью. Он организует ситуацию интервью (место, время, снижение влияния отвлекающих факторов: теле- и радиопередачи, телефонные разговоры, присутствие и вмешательство «третьих лип»).
В массовых опросах, где в осн. используется формализованное интервью, гл. задача И. — обеспечить однородность условий опроса, предъявления вопросника и фиксации рез-тов. Поэтому строго соблюдается последовательность вопр,, их формулировки произносятся в соотв. с текстом вопросника, шкалы, к-рые сложно воспринимаются на слух, предъявляются респондентам на отд. карточках для внимательного чтения и формулирования ответа. Комментарий смысла вопр. И. не допускается во избежание возможного «давления на респондента».
В полуформализованных видах интервью степень свободы И. возрастает. При работе с открытыми формулировками вопр. И. должен дать респонденту обдумать ответ и, выслушав его, записать формулировку дословно и полно, сохраняя стилистические особенности речи респондента. Это требование становится осн. в тех видах полуформализованного интервью (направленное, фокусированное), где используются открытые вопр.
В неформализованных видах интервью (свободных, глубинных, нарративных и в лейтмотивных нарративных) роль И. исполняется самим исследователем. Здесь план интервью задает общие ориентиры, интервьюер-исследователь, начиная беседу, предлагает респонденту лишь нарративный импульс (см. Классификация интервью), обозначает тематическое направление беседы, а обязательные вопр., входящие в этот план, задаются в постнарративной стадии, в том случае, если респондент в процессе повествования не остановился на них или коснулся их недостаточно подробно.