Семинар по теме № 9. Понятие и формы существования культуры
Вопросы для обсуждения
1. Понятие «культура» в социологии.
2. Структура и содержание культуры.
3. Формы и виды культуры.
4. Современные субкультуры.
Методические рекомендации
В первом вопросе необходимо раскрыть содержание термина «культура» в социологии, показав отличие от других трактовок.
Во втором вопросе следует показать структуру культуры состоящую из элементов культуры (культурные нормы, ценности, обычаи, традиции, нравы, мораль), культурных комплексов и культурных институтов.
В третьем вопросе нужно охарактеризовать три основные формы культуры (элитарная, народная и массовая) и ее разновидности (доминирующая, субкультура и контркультура).
При изложении четвертого вопроса следует уметь представить структуру и содержание субкультуры на примере конкретных субкультур (готы, эмо, панки, хиппи и т.д.).
Литература
1.Загоруйко В.В. Взаимосвязь эволюции социальных стереотипов и
духовной культуры.
//Социально-гуманитарные знания. - №6. – 2015. С.338-343.
2. Макаров В.В. Криминальная субкультура как внутренний источник
воспроизводства преступности.
//Российский следователь. - №4. – 2014. С.40-43
3. Душутин А. Криминальная субкультура.
//Преступление и наказание. - №10. – 2015. С.15
4. Аванесова Г.А. Кризисы и риски национальной безопасности в
контексте развития русской культуры.
//Социально-гуманитарное знание. - №5. – 2015. С.89-105.
5. Карцева Л. В., Шабалина Ю. В. Социология культуры: учебное пособие - М.: Дашков и К., 2008. - 525 с.
6. Хагуров Т. А. Постмодернизм в поле массовой культуры // СОЦИС. - 2007. - № 9. - С. 125 - 130.
7. Абраменкова В. В. Подростковая субкультура как пространство самореализации // Мир психологии. - 2008. - № 1. - С. 175-189.
8. Соколова-Сербская Л., Сороковикова В. Молодежные субкультуры // Социальная педагогика. - 2008. - № 4. - С. 86-89.
9. Ильин А. Н. Аскетизм и гедонизм массовой культуры // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - № 4. - С. 59-63.
10. Гаврилюк В. В. Гопники как феномен в среде молодежи// СОЦИС. - 2010. - № 1. - С. 126-131.
11. Ильин А. Н. Массовая культура и субкультура: общее и особенное // СОЦИС. - 2010. - № 2. - С. 69-75.
12. Павелко Н. Н., Бухмиллер В. В. Влияние массовой культуры на формирование личности в условиях глобализации // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - № 4. - С. 293-298.
13. Тонконогов А. В. Массовая культура как фактор формирования духовного пространства современной России // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - № 5. - С. 27-37.
Понятия и термины
Социологическое понятие культуры. Элемент культуры. Культурный комплекс и институт. Ценность. Этноцентризм, национализм и ксенофобия. Культурная норма. Обычаи и традиции. Табу. Мораль и нравы. Фольклор и имитация.
Формы культуры: элитарная, народная и массовая. Доминирующая культура. Субкультуры и контркультуры. Делинквентная субкультура.
Культура как фактор социальных изменений. Диффузия. Ассимиляция. Амальгамизация. Аккультурация. Аккомодация. Вестернизация. Исторические типы культуры.
Семинар по теме № 10. Социальный контроль и девиация
Вопросы для обсуждения
1. Социальный контроль
2. Девиантное поведение
3. Делинквентное поведение
Методические рекомендации
Осуществляя подготовку по первому вопросу следует раскрыть следующие аспекты: виды и структура социальных норм, виды санкций, самоконтроль, инфантилизм, агенты и институты социального контроля.
При ответе на второй вопрос необходимо обратить внимание на различные теории отклоняющегося поведения, отметить для себя сильные и слабые моменты в каждой из теорий. Далее следует определиться со своей позицией о причине наличия в обществе отклоняющегося поведения и его роли для нормального существования социума. Во время семинарского занятия нужно будет уметь отстоять свою позицию в группе с аргументами и примерами.
В третьем вопросе нужно четко прояснить отличие делинквентного поведения от девиантного, вскрыть факторы влияющие на формирование девиантного поведения в современном обществе. Отдельный доклад рекомендуется подготовить о формах делинквентного поведения в подростковой среде
Литература
1. Лопатина Т.М. Социальный контроль как эффективный инструмент
стабилизации общества.
//Современное право. - №5. – 20914. С.14-18.
2. Балаян Г.К. Некоторые аспекты конституционных основ и видов
государственного контроля.
//Конституционное и муниципальное право. - №3. – 2015. С.13-17.
3. Герасимова Т. Надзор и контроль: мифы и реальность.
//Охрана труда и социальное страхование. - №1. – 2015. С.53-58.
4. Шадже А.М. Значение института общественного контроля в современной
России.
//Российская юстиция. - №3. – 2015. С.2-5.
5. Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения - М.: Вита-Пресс, 1997.
- 140 с.
6. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд : пер. с фр - М.:
Мысль, 1994. - 399 с
7. Самыгин П. С. Девиантное поведение молодежи: учебное пособие - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 440 с.
8.Шереги Ф. Э. Социология девиации: прикладные исследования - М.: Центр социального прогнозирования, 2004. - 344 с.
9. Павленок П. Д., Руднева М. Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2011. - 185 с.
10. Криминальные опасности и защита от них: учебное пособие / под ред. Л. А. Михайлова. - М.: Академия, 2010. - 208 с.
11. Лепехина Е. В. Девиантное поведение и особенности субкультуры отдельных видов социальных девиаций // Российский следователь. - 2007. - № 21. - С. 20-21.
Понятия и термины
Виды социального контроля. Обычаи, традиции, мораль, религия, право. Агенты и институты социального контроля. Социальная норма. Структура нормы. Виды норм. Санкции и их виды. Внешний и внутренний социальный контроль. Функции социального контроля.
Девиантное и делинквентное поведение. Теории девиации. Биологическая теория. Психологический подход. Теория аномии. Культурологические объяснения. Теория стигматизации. Теория дифференцированной связи. Релятивизм. Отклонение и разнообразие. Конформизм. Коррупция как проявление делинквентного поведения.
Общественное мнение как институт гражданского общества. Типология, структура и концепции общественного мнения.