Теории Н.Я. Данилевского, Тойнби, Шпенглера.
Русский философ Николай Яковлевич Данилевский (1822–1855) в книге «Россия и Европа» (1868) предпренимает попытку отойти от деления истории на «древнюю», «среднюю» и «новую», вводится новая единица измерения – культурно-исторический тип.
Историю Данилевский воспринимает как существование обособленных локальных «культурно-исторических типов» (цивилизаций). Они находятся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой. Они проходят стадии возмужания, дряхления и гибели.
Культурно-исторический тип, по Данилевскому, эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него к цивилизации.
10 культурно-исторических типов (египетский, иранский, древнесемитский, китайский, индийский, еврейский, греческий, римский, новосемитский, или аравийский, романо-германский, илиевропейский)
Цикл развития каждого типа составляет около 1500 лет.
Культурно-исторические типы находятся в обособленном состоянии и не скрещиваются между собой. Они различаются степенью развитости одного из четырех основных направлений деятельности (религиозного, политического, научно-художественного, нравственно-социально-экономического). В рамках всего человечества отсутствует единая система норм и ценностей. Отвергается взгляд на историю как на единый преемственный процесс. Если совершается взаимовлияние культур, то происходит нарушение естественного хода развития типов.
Развитие культуры следует понимать, как процесс выделения духовного, человеческого начала из природной стихии
Близки к идеям Данилевского философские построения немецкого математика Освальда Шпенглера (1880–1936), которые нашли отражение в его книге «Закат Европы» (1914).
Им также отрицается идея единства человеческой истории, которая представляет собой процесс смены независимых великих культур.
Каждая культура у Шпенглера – это одно из возможных решений проблем человечества, каждая культура возникает в результате «пульсации жизни» как «вызов-ответ», в результате чего появляются локальные замкнутые культуры.
Культуры имеют 3 стадии развития: зарождение, расцвет, упадок (цивилизация).
Цивилизация приводит к упадку всех духовных сил: вместо поэзии, музыки, философиина первое место выступаютвоенное дело, политика, бухгалтерия. На первом месте оказываются прикладные науки.
У каждой культуры есть своя душа. Каждая культура непроникаема, между ними не существует никаких контактов, взаимовлияний.
8 локальных культур (египетскую, китайскую, индийскую, вавилонскую, греко-римскую (апполоновскую), майя, византийско-арабскую (магическую), западно-европейскую (фаустовскую) – современный ему тип культуры). Отмечал, что зарождаются признаки русского типа культуры.
Единственное что может спасти западноевропейскую культуру – утверждение сильной власти, которая сможет устранить противоречия. Заслуга Шпенглера: подверг критике идеи европоцентризма, однако, отверг взаимовлияние, единство человеческой истории.
Продолжателем линии Данилевского и Шпенглера является английский культуролог Арнольд Тойнби (1889–1975). Объектом исследования выступают общества, имеющие как в пространстве, так и во времени протяженность большую нежели национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями».
В своем развитии локальные цивилизации проходят 4 стадии: генезис (возникновение), рост, надлом, падение. Время существования культуры предопределить не возможно.
Рассматривает 21 развившихся цивилизаций: западную, 2 православных (русскую и византийскую), иранскую, арабскую, индийскую, 2 дальневосточные, античную, сирийскую, цивилизацию Инда, китайскую, минойскую, шумерскую, хеттскую, вавилонскую, андскую, мексиканскую, юкатанскую, майя, египетскую.
Понятие остановившихся в своем развитии цивилизаций (эскимосская, оттоманская) и мертворожденных (5) – скандинавская, ирландская и др.
На сегодня в соответствии с подходом Тойнби параллельно существуют следующие цивилизации:
– западно-христианская
– православно-христианская
– исламская
– индусская
– дальневосточная
В основе развития культуры, по мнению философа, находится развитие религии.