Классификация религиозно-этических систем
Содержание
1.Введение
2. Классификация религиозно-этических систем
3. Понятие религии, ее структура и социальные функции
4. Сакрализация и секуляризация - ведущие процессы современной религиозной жизни
5. Проблемы религии в современном мире. Веротерпимость, свобода совести и религии
6.Заключение
7.Список использованной литературы
Введение
Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что в истории человечества религия выступает значимым средством приобщения индивида к разным сферам общественной жизни. Поэтому анализ социальной роли религии в современном мире представляет собой довольно перспективную социологическую проблему. Это объясняется также трансформациями, которые происходят в религии под влиянием изменений в самом обществе. В результате радикальных социально-экономических преобразований, вызванных процессом глобализации мира, в религиозном комплексе объективно происходит переориентация из присущих для него отношений «Бог - человек» в новые отношения - «человек - человек». Вместе с тем актуализация проблемы изучения социальных функций религии делает ее теоретический анализ важным вопросом, поскольку ее решение имеет очевидное прикладное значение в деле достижения межконфессионального, гражданского и международного покоя, социально-экономического и культурного прогресса. Целью написания работы является предложение оптимальных путей развития религии для раскрытия ее социального созидательного потенциала в современных условиях. Исходя из цели написания работы, перед нами стоят следующие задачи:
- охарактеризовать понятие религии, ее структуру и социальные функции;
- проанализировать ведущие процессы современной религиозной жизни в мире;
- исследовать проблемы религии в современном обществе и связанные с ними понятия веротерпимости, свободы совести и религии.
Максимилиан Карл Эмиль Вебер или Макс Вебер 21- немецкий социолог, философ, историк, политический экономист. Наряду с Эмилем Дюркгеймом и Карлом Марксом Вебер считается одним из основоположников социологической науки. Большое влияние на формирование Вебера как мыслителя оказали представители немецкого идеализма и, в особенности, неокантианства. Свою концепцию Вебер называл понимающей социологией. Он считал, что целью социологической науки является анализ социального действия и обоснование причин его возникновения. Вебер ввёл в научный оборот термин «социальное действие». Учёный был последовательным сторонником методов антипозитивизма, утверждая, что для исследования социальных действий лучше подходит не чисто эмпирический, но «объясняющий», «интерпретирующий» метод.
Докторскую степень Макс Вебер получил в 1891 году за диссертацию «История аграрных институтов (в Древнем Риме)». Преподавал во внимание.
Важнейшие его работы в области религиоведения: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904—1905), «Хозяйственная этика мировых религий» (1920), «Социология религии (типы религиозных сообществ)» (1921).
В 1888 году Вебер присоединился к Союзу социальной политики.
Классификация религиозно-этических систем
Одним из самых известных произведений социолога стала работа "Протестантская этика и дух капитализма" (1904), в которой Вебер рассматривает протестантизм как неотъемлемое условие экономического успеха. По мнению Вебера, протестантизм, а еще точнее одно из его направлений – кальвинизм – мотивирует людей стремиться к тому, чтобы стать успешнее, чем другие.
«Протестантская этика» стала первым эссе учёного в области социологии, затем последовали работы «Религия Китая: конфуцианство и даосизм», «Религия Индии: социология индуизма и буддизма», а также «Древний иудаизм». Анализ других верований, в том числе раннего христианства и ислама, был прерван внезапной смертью социолога в 1920 году. Тремя основными вопросами, рассматриваемыми в этих трудах, стали воздействие религиозной доктрины на хозяйственный уклад общества, её влияние на структуру социума и причины, обусловившие выбор цивилизацией пути развития, альтернативного западному.
Сравнивая некую культуру с западноевропейской цивилизацией, Вебер стремился избежать оценочных суждений, что отличало его от исследователей-современников, часто склонных к трактовкам в духе социал-дарвинизма. В своих исследованиях философ пришёл к выводу о религиозном характере предпосылок быстрого развития Запада, однако он не считал их единственными факторами дифференциации обществ. Вебер также писал о стремлении европейцев к рациональному научному знанию, систематизации и бюрократизации государственного и экономического управления.
Согласно Веберу, конфуцианство и пуританство являются взаимоисключающими формами рационального учения, при этом обе системы требуют от последователя построения жизни в строгом соответствии с религиозными догмами. И в китайском, и в европейском учении высоко ценится самоконтроль и сдержанность, а накопление богатства не запрещается. Однако, несмотря на общие черты, цели конфуцианства и пуританства принципиально различаются: если для представителей первого важнейшей задачей является утверждение строгой социальной иерархии, то пуританство должно было сделать всех людей «орудиями в руках бога». В отличие от протестантов, конфуцианцы редко демонстрировали глубокую веру и волю к деятельности, труд как способ достижения благосостояния считался в конфуцианской среде неприличным. Вебер считал, что данная особенность предопределила дальнейшее экономическое развитие Китая.
В работе "Древний иудаизм" Вебер попытался дать толкование первичным отличиям религий Востока и Запада. Он противопоставил развитый в западном христианстве аскетизм внутреннего мира, допускающий участие в мирском труде, мистическому созерцанию, которое характерно для восточных верований. Социолог отмечал, что некоторые черты христианства не позволяли приверженцам примириться с недостатками действительности, но заставляли захватывать мир и менять его. Вебер находил истоки этого притязания в древних иудейских пророчествах. Учёный считал, что религия древних евреев, породившая христианскую и исламскую культуру и оказавшая влияние на греческую и римскую цивилизации, предопределила успех западного общества.
Рассматривая индивидуальный облик мировых религиозно-этических систем, Вебер даёт их классификацию, согласно тому, какие социальные слои были их главными носителями:
носителем конфуцианства является организующий мир бюрократ;
носителем индуизма является маг, который упорядочивает мир;
носителем буддизма становится странствующий по миру монах-созерцатель;
носителем ислама - воин, покоряющий мир;
носителем христианства - бродячий ремесленник.
Особое внимание уделил Вебер так называемой "религии париев", то есть групп, находящихся на низшей ступеньке и даже вне социальной иерархии.