Адание 3(Тема 6).Сформулируйте критерии отнесения людей в современной России к социальной группе бедных.
ариант-4
Задание 1(Тема 1).Назовите основные уровни социологического знания и покажите их особенности.
Задание 2(Тема 2).Раскройте суть учения Э.Дюкгейма о методе в социологии.
Задание 3(Тема 6).Сформулируйте критерии отнесения людей в современной России к социальной группе бедных.
Задание 4(Тема 16).Назовите виды наблюдений в социологическом исследовании.
Задание 5(Тема 17).Назовите формы социологических шкал, дайте краткую характеристику каждой шкале.
Список использованной литературы
Задание 1(Тема 1).Назовите основные уровни социологического знания и покажите их особенности.
В социологии, как и в любой другой науке, выделяют два уровня исследований – эмпирический (сбор социальных фактов, их обработка и эмпирическое обобщение) и теоретический (создание гипотез и теорий на основе эмпирических исследований). Теоретической социологией занимается примерно 5% социологов, в эмпирической – подавляющее число дипломированных специалистов. Эмпирические исследования, в свою очередь, делятся на полевые и лабораторные. Выделяют также фундаментальную и прикладную социологию. Задачей фундаментальных исследований является решение проблем, стоящих перед социологией как наукой, - выявление закономерностей развития общества и т.п. Прикладные исследования нацелены на изучение имеющих непосредственное практическое значение проблем (например, выявление изменения мотивации учебного труда работающих студентов).
Различают также общую и отраслевую социологию. Общая социология изучает наиболее типичные вопросы социокультурных взаимодействий, а отраслевая социология исследует взаимодействия между предметами других гуманитарных наук и включает в себя отдельные направления социокультурных взаимодействий и социальные институты. Различают экономическую социологию, социологию политики, культуры, права, семьи, образования, медицины, науки, спорта, моды, гендерную социологию и т. д.
В процессе формирования социологии сложилось два уровня изучения общества: микросоциологический и макросоциологический.Макросоциологияизучает различные общественные структуры: социальные институты, образование, семью, политику и экономику с точки зрения их функционирования и взаимосвязи. В микросоциологии рассматривается взаимодействие людей, для понимания социальных явлений проводится анализ личности и ее поведения, поступков, мотивов, ценностных ориентаций, которые определяют взаимодействие в обществе и формируют его. НА макросоциологическом уровне, т. е. в понимании общества как социального целого, можно выделить два основополагающих подхода: функциональный и конфликтологический.
Представители функционального подхода (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) рассматривают общество как систему интегрированных частей (экономической, политической, медицинской, военной и т. д.), каждая из которых выполняет свою определенную функцию. Задача социологии заключается в исследовании этих функций. Функционалисты считают, что в обществе существуют механизмы, сохраняющие стабильность общества, и отстаивают необходимость эволюционных изменений в обществе.
Представителями конфликтологического подхода являются К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер и др. К. Маркс определял главным источником развития любого общества конфликт между классами. Классовый конфликт, по Марксу, является движущей силой истории. Отсюда обосновывается необходимость революционного переустройства общества. Г. Зиммель полагал, что конфликт возникает на основе инстинкта враждебности и обостряется из-за столкновения интересов. Р. Дарендорф придерживался мнения, что основной источник конфликта – власть одних людей над другими, а Л. Козер считал, что причины конфликта коренятся в несовершенстве системы распределения материальных благ.
Исходные посылки функционализма и теории конфликтов совершенно различны: если функционалисты рассматривают общество как изначально стабильное, эволюционно изменяющееся, то в рамках теории конфликта его видят постоянно изменяющимся, но через разрешение противоречий.В рамках микросоциологии объединяются теории интеракционизма (У. Джеймс, Ч. Кули, Д. Дью, Г. Мид, Г. Гарфинкель). Авторы интеракционистских теорий полагают, что взаимодействие людей можно понять исходя, исходя из категорий наказания и поощрения, что именно это определяет их поведение.
Один из вариантов интеракционизма - символический интеракционизм. Сторонники этой концепции полагают, что люди реагируют не на воздействие внешнего мира, а на определенные присвоенные символы. Особо место в микросоциологических теориях занимает теория ролей (Я. Морено, Р. Мертон, Р. Линтон), в которой социальный мир рассматривается как сеть взаимосвязанных социальных позиций (статусов), определяющих поведение человека.
Современная социологическая теория строится таким образом, что в ней на равных существуют различные социологические школы, разнообразные теории, т. е. отрицается идея универсальной социологической теории.
На смену модернистскому обществу с его идеей развития от простого к сложному, рациональности, рассудочности, необходимости преобразования общественной жизни приходит концепция постмодернистского общества. Главная идея постмодернистов – вписать новое уже в существующее старое. Они считают: нет абсолютной рациональности, каждая культура имеет свою рациональность, не может быть одного объяснения явления, сущности происходящего, а есть множественность объяснений.
Задание 2(Тема 2).Раскройте суть учения Э.Дюкгейма о методе в социологии.
К наиболее значительным представителям социологического позитивизма конца XIX -начала XX в. относится французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Сам он неоднократно подчеркивал значение социологических воззрений О. Конта и Г. Спенсера, которые он критически осмыслил и развил. Он продолжил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.Дюркгейм энергично выступил против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений общественной жизни, согласно которым основную роль в поведении людей и в целом в историческом процессе играют внутренние, осознанные и неосознанные, психические факторы, т. е. влечения, желания, стремления и интересы людей. В своей теории социального реализма он исходил из того, что природу социальных явлений следует объяснять социальными же факторами, что исходным моментом анализа поведения людей, их разнообразной деятельности является общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и соответствующих социальных институтов. Большую роль здесь играют непосредственная и более широкая социальная среда. Таковы основные положения разработанной Дюркгеймом доктрины социального реализма.
Эмиль Дюркгейм был сторонником разработки научного метода в социологии, заключающегося, по его словам, в рационалистическом, т. е. строго логическом, объяснении явлений общественной жизни. В предисловии к одному из своих основных трудов «Метод социологии» он подчеркнул, что его «главное намерение состоит в том, чтобы распространить на человеческое поведение научный рационализм», т. е. дать ему научное объяснение. Он писал, что его предшественники в области социологии уделяли основное внимание построению различных нередко умозрительных теорий развития общества и мало занимались разработкой научного метода изучения социальных фактов. Даже в работах Г. Спенсера, по словам Дюркгейма, «вопрос о методе не занимает никакого места». Глава из курса позитивной философии О. Конта - «почти единственный оригинальный и значительный труд, который мы имеем по данному вопросу», - утверждал Дюркгейм.И он приступил к разработке метода социологии. Социология, пишет он, есть наука о социальных фактах, под которыми он понимал прежде всего политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. Конечными причинами социальных явлений выступают, по Дюркгейму, идеи и духовные ценности людей, которые они реализуют на практике. В них он находит источник всякой социальной эволюции. Речь идет об идеях и духовных ценностях как проявлениях коллективного сознания.
По отношению к отдельным людям социальные нормы, ценности и другие проявления общественного сознания существуют объективно. Каждый человек застает уже сложившимися определенные политические, правовые, моральные и другие нормы, ценности и социальные установки. Он должен их усвоить и реализовать на практике. В соответствии с этим Дюркгейм указывает на два основных признака социальных фактов: их объективное существование по отношению к отдельным индивидам и их принудительное воздействие на людей. Тем самым Дюркгейм исходил из понимания человека как социального существа, развитие и деятельность которого проходят под определенным воздействием на него социальных норм и предписаний.
Так ставится и решается Дюркгеймом вопрос о социальной обусловленности поведения людей. У социальных фактов общая духовная природа и сущность. Все они - проявления группового или массового сознания. Их воздействие на людей в конечном счете организовано сознательно и осуществляется через социальные институты, в том числе правовые, религиозные и т. д. В этой связи Дюркгейм писал, что социальный факт есть лишь там, где существует определенная организация. Он существует как нечто общее и существенное в поведении людей и воплощается в организации их производственной, политической, правовой и другой деятельности. Таким образом, в учении Дюркгейма о социальных фактах содержатся важные положения для понимания взаимодействия общества и личности, показана роль группового, коллективного сознания. Все это, по его мнению, составляет истинный предмет социологии как науки. Актуальный характер имеет учение Дюркгейма о различиях нормального и патологического в обществе, о социальных болезнях и их преодолении. Убедительно звучит высказанное им положение о том, что важно найти «объективный критерий, неотделимый от самих фактов и позволяющий нам научно различать здоровье от болезни в разных разрядах социальных явлений». Социальное здоровье, по Дюркгейму, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития. Это дает им «шансы на долгую жизнь». То, что способствует развитию общества и благосостоянию людей, должно быть признано полезным и необходимым. Болезнь общества может зародиться в любой его сфере. Если же оно больно целиком, лечить его надо комплексно. Большое значение придает Дюркгейм моральному и политическому оздоровлению общества, внедрению во все его сферы социально здоровых и эффективных стимулов деятельности и общения людей.
Дюркгейм пытается уточнить вопрос об источниках социальной эволюции. Указывая на ограниченность взгляда, согласно которому источник развития общества лежит в психологической организации человека, в его стремлении реализовать себя или же в «потребности личного счастья» (этот взгляд в разной степени разделяли О. Конт и Г. Спенсер), Дюркгейм считает решающими социальные истоки развития общества, прежде всего коллективное сознание и коллективную (общественную) деятельность людей. Это позволило ему более подробно проанализировать механизм функционирования и развития общества. В этой части его труды до сих пор имеют немалую научную ценность. Представляет интерес анализ Дюркгеймом проблемы коллективности. Коллективность трактуется им как «основной фактор социальности», естественное лоно жизнедеятельности людей. Он писал, что коллектив, общество, его социальные институты в решающей степени воздействуют на развитие каждого человека. Социальная жизнь, по Дюркгейму, «прямо вытекает из ее коллективного существа», имеет общественную природу и сущность. В силу самого факта коллективного существования индивидов они воздействуют друг на друга и выступают как социально ориентированные в своих действиях личности. При этом они придерживаются определенной социальной (политической, правовой, моральной) дисциплины, что, по мнению Дюркгейма, является весьма существенным фактором общественной жизни. Дюркгейм допускает «построение социологии, которая видела бы в дисциплине существенное условие всякой общей жизни, основывая ее на разуме и истине». Сегодня, как и во времена жизни Дюркгейма, это звучит весьма актуально. Разрабатывая проблемы социальной теории и метода, Дюркгейм, естественно, касается проблемы взаимодействия социологии и философии. Он признает, что социология «возникла из великих философских доктрин» и почти всегда опирается на какой-нибудь философский подход. Однако, пишет Дюркгейм, социология давно стала самостоятельной наукой, имеет свой предмет и должна заниматься своим делом. Труды самого Дюркгейма сыграли заметную роль в становлении и развитии социологии как самостоятельной науки.
адание 3(Тема 6).Сформулируйте критерии отнесения людей в современной России к социальной группе бедных.
Официальные представления о бедности в России базируются на ее абсолютном понимании, при этом индикатором служит сопоставление среднедушевого дохода с прожиточным минимумом, т.е. со стоимостью минимальной корзины, формируемой с учетом установленных нормативов потребления.
ВЦИОМ, например, регулярно отслеживает мнение населения о необходимой величине прожиточного минимума, но данные, исходящие из сопоставления прожиточного минимума и душевых доходов россиян не всегда адекватны реальной ситуации с бедностью, поскольку в современных условиях сведения о доходах не достаточно надежны.
Критерии прожиточного минимума могут давать разные результаты в зависимости от того, что будет под ним пониматься. Помимо официально используемой методики, существуют разные подходы к расчету прожиточного минимума и разные представления о нем. Также существует метод измерения дохода семьи, домохозяйств (RLMS).
В эпоху кризиса так называемого государства всеобщего благосостояния, затронувшего развитие стран мира (в России также фиксируются эти процессы), многие ученые и политики приходят к выводу, что бедность в современном индустриальном обществе должна рассматриваться уже не как абсолютное, а как относительное состояние, и, следовательно, неизбежно будет существовать до тех пор, пока существует общественное неравенство.
Концепция относительной бедности (П.Таузент): (бедных выделяют по принципу медианы): бедными признаются те, чей доход составляет определенную долю «серединного» дохода в данной стране в данный период времени. При этом черта бедности всегда находится на одном и том же расстоянии от медианы, статистически характеризующей достигнутой в обществе жизненный стандарт.
Именно в последнее время российские социологи начинают приходить к выводу, что в исследованиях бедности необходим анализ депривации, лишений и ограничений в социальной жизни, которые испытывает определенная доля населения. В том и состоит суть депривационного подхода в оценках бедности, неотъемлемой составляющей концепции ее относительного понимания и изучения.
Депривационный подход (или оценка бедности через испытываемые лишения) требует учета целого ряда материальных, но и социальных индикаторов с целью определения качественного «порога», ниже которого недостаточность душевых подходов приводит индивида не грань выпадения из привычных социальных связей и общепринятого образа жизни большинства населения определенного региона или страны, «порога», который, по сути, означает социальную эксклюзию, т.е. фактическое исключение определенной доли населения из нормальных условий жизнедеятельности.
Слабым местом любых количественных оценок бедности остается игнорирование широкого спектра других доступных ресурсов, влияющих на поддержание материального состояния людей.
Существует целый ряд индексов бедности, дающих ее различные характеристики: так, прибавочно - разделительный индекс, когда удельный вес разных по доходам групп в общей численности населения употребляют в виде коэффициентов, позволяет дать как качественную, так и количественную оценку изменений бедности среди групп населения по отношению к глобальной бедности; индекс Раулса отражает положение только самой бедной семьи, другие индексы отражают пропорциональную недостаточность доходов бедных, суммарный недостаток доходов, недостающий до черты бедности.
Основными показателями уровня жизни населения являются:
1. Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини) показывает характер распределения всей суммы доходов населения между отдельными его группами. При равномерном распределении доходов коэффициент Джини стремится к 0, чем выше степень поляризации общества, тем ближе коэффициент к 1.
2. Децильные коэффициенты дифференциации доходов и потребления рассчитываются как соотношение уровней верхней и нижней децилей.
3. Коэффициент фондов – отношение средних значений дохода и потребления в границах верхней и нижней децилей. Этот показатель, рассчитанный по данным ряда распределения населения, ранжированного по уровню среднедушевого (среднесемейного) дохода показывает, во сколько раз доход (потребления) 10% наиболее высокодоходного населения (семей), выше, чем у 10% населения с наименьшими доходами.
Задание 4(Тема 16).Назовите виды наблюдений в социологическом исследовании.
Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора и простейшего обобщения первичной информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.
Социологическое наблюдение характеризуется целым рядом существенных признаков. Во-первых, оно должно быть направлено на социально важные области, т. е. на те обстоятельства, события и факты, которые являются существенными для развития личности, коллектива, и в этом оно должно соответствовать социальному заказу со стороны общества. Во-вторых, наблюдение следует проводить целенаправленно, организованно и систематизировано. В-третьих, наблюдение в отличие от других социологических методов характеризуется определенной широтой и глубиной.
Широта наблюдения предполагает фиксацию как можно большего количества свойств объекта, а глубина - выделение наиболее значимых свойств и наиболее глубинных и сущностных процессов. В-четвертых, результаты наблюдения должны четко фиксироваться и без особого труда поддаваться воспроизведению.
Считается, что наблюдение возникло и до сих пор используется чаще всего в антропологии - науке о происхождении, эволюции человека и человеческих рас. Из антропологии в социологию пришли не только методология и методика наблюдений, но и их классификация. Однако наблюдение в обыденной жизни и научное наблюдение - далеко не одно и то же. Научное социологическое наблюдение отличается планомерностью, системностью, обязательной последующей проверкой результатов, разнообразием видов представленных в таблице 1.
Таблица 1
Сущностная классификация социологических исследований
Основание классификации | Виды наблюдения |
Наличие системы контроля при проведении наблюдения | Контролируемое, Неконтролируемое |
Положение наблюдателя относительно наблюдаемых | Включенное, Не включенное |
Степень формализованности | Структурированное, Неструктурированное |
Условия организации | Полевое, Лабораторное |
Степень осведомленности наблюдаемых о наблюдении | Открытое, Инкогнито |
Регламентированность времени проведения | Систематическое, Эпизодическое, Случайное |
Каждый вид социологического наблюдения имеет свои достоинства и недостатки. Задача социолога состоит в том, чтобы выбрать или модифицировать вид наблюдения, максимально соответствующий природе и особенностям изучаемого объекта.
Так, при помощи неконтролируемого наблюдения исследуются в основном реальные жизненные ситуации в целях их описания. Этот вид наблюдения весьма феноменологичен, проводится без жесткого плана и носит поисковый, разведывательный характер. Он позволяет лишь «нащупать» проблему, которую впоследствии можно будет подвергнуть контролируемому наблюдению. Последнее носит более строгий характер и заключается в контроле, увеличении количества наблюдателей, проведении серий наблюдений и т. д.
Включенное и не включенное наблюдения различают как наблюдение «изнутри» и «со стороны». При включенном наблюдении наблюдатель становится полноправным членом группы, которую он изучает. При этом создаются условия для фиксации интимных сторон поведения членов социальной группы. Такое наблюдение требует от наблюдателя высокой квалификации и существенных жизненных самоограничений, поскольку ему приходится разделять образ жизни исследуемой группы. Вот почему примеров использования этого вида наблюдения в практике социологических исследований немного. Так, в результате одного из первых включенных наблюдений за жизнью бродяг, проведенного американским социологом Дж. Андерсоном, который в течение многих месяцев скитался с бродягами по стране, были зафиксированы не только уникальные особенности их образа жизни, но и наметились попытки оправдать стандарты «бродяжьей жизни». Не включенным называют наблюдение как бы со стороны, когда исследователь не становится равноправным участником исследуемой группы и не оказывает влияния на ее поведение. По процедуре оно значительно проще, но более поверхностно, затрудняет учет мотивов и побуждений, использование самонаблюдения. Между тем фиксируемая информация при этом виде наблюдения лишена привнесенного действия со стороны социолога.
Неструктурированное наблюдение основывается на том, что исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса он будет наблюдать. В этом случае наблюдение осуществляется за объектом в целом, выясняются его границы, элементы, проблемы и т.д. Оно применяется, как правило, на первоначальных этапах исследования для «пристрелки» проблем, а также в монографических исследованиях.
Структурированное наблюдение, в отличие от неструктурированного, предполагает четкое предварительное определение того, что и как нужно наблюдать. Оно применяется в основном при описании ситуаций и проверке рабочих гипотез.
Полевое наблюдение ориентировано на реальные жизненные ситуации, а лабораторное - на специально созданные условия. Первый вид наблюдения осуществляется при изучении объекта в естественных условиях и используется при социологической разведке, а второй позволяет обнаружить качества обследуемых, не проявляющие в реальной жизни, и фиксируемые лишь при экспериментальных исследованиях в лабораторных условиях.
Открытым наблюдением называют такое, при котором исследуемым известно о самом факте наблюдения, что может привести к элементам субъективности результата из-за неестественности их поведения и влияния, оказываемого на них наблюдателем. Для достоверности оно требует повторных наблюдений со стороны различных наблюдателей, а также учета времени адаптации обследуемых к наблюдателю. Такое наблюдение применяется на разведывательных фазах исследования.
Что касается наблюдения инкогнито, или скрытого, то оно отличается от включенного тем, что социолог, находясь в исследуемой группе, наблюдает со стороны (он замаскирован) и не оказывает влияния на ход событий. В зарубежной социологии существует терминологическое сочетание «замаскироваться под фонарный столб». Дело в том, что человеку свойственно не фиксировать привычное, отношение к которому напоминает отношение к фонарному столбу, не замечаемому во время прогулки. Этот феномен зачастую используется социологами, «фонарными столбами» для которых являются привычные людям социальные роли: командированного, стажера, студента на практике и т. д. Результаты наблюдений в этом случае носят более естественный характер, но иногда людей приходится приучать к новому «фонарному столбу».
Задание 5(Тема 17).Назовите формы социологических шкал, дайте краткую характеристику каждой шкале.
Измерение- это процедура приписывания количественной определенности изучаемым качественным приказам.
Измерение –это процедура, с помощью которой объект сравнивается с эталоном и получает числовое выражение в шкале.
Шкала –это измерительная часть инструмента, оценивающая эмпирические индикаторы (высшие признаки измеряемых социальных свойств),расположенные в определённой последовательности по позициям. Шкала является способом упорядочения изучаемых социальных характеристик, описывающих изучаемые явления в качественно количественной определенности.
Формы шкал:
1. Вербальная
2. Числовая
3. Графическая
ШКАЛА ВЕРБАЛЬНАЯ — форма фиксации данных в шкалах измерительных, опирающаяся на набор суждений о наличии или степени выраженности изучаемого признака. Вербальные шкалы могут быть монополярными и биполярными.
Пример вербальной шкалы
Индикатором такого социального свойства как «образование» является «уровень образования», а его характеристики следующие:
ü Неполное среднее;
ü Среднее общее;
ü Среднее специальное;
ü Незаконченное высшее;
ü Высшее;
ü Ученая степень,
Это вербальная позиция шкалы измерений.
ШКАЛА ЧИСЛОВАЯ — форма фиксации данных в измерительных шкалах посредством их числовых значений; представляют собой ограниченное множество последовательных чисел. Этот вид шкал наиболее удобен для последующего учета результатов и статистической обработки данных исследования.
Пример числовой формы шкалы
С целью разработки шкалы устанавливается картина протяженности изучаемого социального свойства, т.е. определяют крайнее состояние:
ü Полностью удовлетворен - это начало(максимум отсчета)- 5 баллов
ü Частично удовлетворен – 4 балла;
ü Затрудняюсь ответить – 3 балла;
ü Частично не удовлетворен – 2 балла;
ü Полностью не удовлетворен – конец (минимум) отсчета- 1 балл. Здесь числа выражают позицию в баллах.
Числа, полученные в результате применения шкал, в одних случаях могу служить непосредственной оценкой измеряемого качества, а в других основой для дальнейшей математической обработки.
ШКАЛА ГРАФИЧЕСКАЯ — форма фиксации данных по шкалам измерения при помощи наглядного отображения развития признака в виде непрерывной прямой линии (длинной от 9 до 15 см), разделенной на равные части и снабженной словесными или числовыми обозначениями, или определенной фигуры. Графические способы отображения измеряемых признаков обычно используются в комплексе со шкалой вербальной и (или) со шкалой числовой. Шкалы графические могут быть горизонтальными и вертикальными
Требования к шкале:
1. Валкидность - обоснованность, т.е. измерение того свойства, которое надо измерять.
2. Полнота – учет всех знаний индикатора.
3. Чувственность – степень дифференцированности, т.е. число позиций (чем больше, тем чувствительнее)
4. Точность шкалы – характеристика результатов измерения, которая зависит прежде всего от степени совпадения полученных входе социологических исследований числовых данных о свойствах, сторонах изучаемого явления с их истинной величиной.
5. Надежность шкалы – её устойчивость по отношению к изменению характеристик объекта исследования во времени. Она предлагает получение достаточно точных и сравнимых числовых данных об изучаемом явлении при многократном изменении.
Список использованной литературы
1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: Гардарика, 1999 г.-374с.
2. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. – М.: Логос, 1999.-382с.
3. Попова И.М. Социология. Введение в специальность. Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. – Киев: Тандем, 2007.
4. Нецветаева В.Г.Социология.Учеб. пособие –М.:Маркер ДС, 2007- 232с.