Правовая реальность. Объективное и субъективное в праве. Сущее и должное в праве
Свойства права. Сущность права. Аксиологическое измерение права
Право– нормативная регулятивная система общества; многообразие регулируемых источников, которые исходят от общества.
Можно выделить следующие подходы к изучению сущности права:
1. Классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);
2. Общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.
Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам.
Можно выделить следующие объективные свойства права:
1) Нормативность;
2) Общеобязательность;
3) Принудительность;
4) Формальная определенность;
5) Системность;
6) Динамизм и стабильность;
7) Реальная применимость;
Аксиологическое измерение права. Ценность права, согласно либертарно-юридической аксиологии, состоит в том, что право является всеобщей, необходимой и общеобязательной формой выражения таких фундаментальных человеческих ценностей, как равенство, свобода и справедливость.
При этом право как форму фактических отношений (а вместе с тем и формальные компоненты этой правовой формы - равенство, свободу, справедливость) нельзя смешивать с самими фактическими отношениями, с фактическим содержанием общественных отношений, опосредуемых и регулируемых правовой формой. Так что равенство, свобода и справедливость - это правовые формальности, а не фактичности, это формально-содержательные (а не материально-содержательные, не эмпирические) компоненты, свойства и характеристики права и правовой формы.
В аксиологическом плане такая юридико-формализованная концепция права позволяет обоснованно утверждать, что речь идет именно (и только) о правовых ценностях, а не о моральных, нравственных, религиозных и иных неправовых ценностях. Причем правовые ценности - в силу абстрактной всеобщности права и правовой формы - носят по определению всеобщий и общезначимый (и в этом смысле абсолютный, а не относительный) характер. Право тем самым в своем аксиологическом измерении выступает не просто как неформализованный (формально-фактический) носитель моральных (или смешанных морально-правовых) ценностей, что характерно для естественноправового подхода, а как строго определенная форма именно правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т.д.) форм долженствования и ценностных форм.
Правовая реальность. Объективное и субъективное в праве. Сущее и должное в праве
В настоящее время в юридической научной литературе для обозначения и характеристики объекта общей теории права, философии и социологии права все чаще используется категория «правовая реальность» или «правовая действительность». Применительно к данному термину необходимо говорить о бытие права как в материальном, так и в идеальном его аспектах: иными словами, правовая реальность аккумулирует в себе все существующие во времени и пространстве правовые феномены.
Правовую реальность достаточно сложно определить конкретно: она существует и в виде материальных субъектов, и в виде различных идей, теорий, доктрин. Вместе с тем, правовая действительность представляет собой некоторую часть общественной жизни, в которой люди взаимодействуют как субъекты права, удовлетворяя свои интересы на основе и в рамках права, т.е. правовую жизнь общества, неосязаемую и многогранную.
Право – явление и объективное, и субъективное, однако объективное в нем преобладает. Объективное в праве заключается, во-первых, в том, что оно возникло под воздействием объективно обусловленных потребностей сформировавшегося человеческого общества в установлении единых для всех без исключения справедливых, с точки зрения интересов личности и общества, правил поведения, позволяющих осуществлять производство, распределение, обмен, потребление и гарантировать жизнь и права личности; во-вторых, в объективной необходимости обязательно проводить в жизнь эти правила; в-третьих, в неизбежности отражения в выработанных всеобщих правилах объективных законов, действующих в регулируемых сферах; в-четвертых, в наличии у права собственных объективных законов его возникновения, развития и функционирования. Право объективно и по своему источнику, и по своей сущности, и по своим тенденциям.
Следует подчеркнуть, что объективность права специфична в сравнении с объективностью естественной; это – социальная объективность, сопряженная с сознательной деятельностью людей.
Право субъективно, во-первых, потому, что создается людьми, их сознательной деятельностью, по их воле и, во-вторых, осуществляется, проводится в жизнь также сознательно. Сознательная правотворческая и правореализующая деятельность, исходя из природы права, его сущности, должна соответствовать объективным потребностям, адекватно отражаясь во всех формах бытия права.
Сущее и должное – основные категории философии права. Право изучается юриспруденцией, предметом которой является сущее (позитивное право или наличная совокупность правовых норм). Право понимается юристами как совокупность принудительных предписаний, как система обязательных для исполнения правил поведения, установленных государством.
Философское объяснение права начинается с постановки вопроса о разумности, правильности, справедливости правовых норм. При критическом анализе права как социального явления философы ищут истинное знание о праве. Для этого в философии права осуществляется различение права и закона как различение должного и сущего. Исторически сложились различные варианты обозначения права в философских учениях: естественное право, божественное право, справедливость. Благодаря этому философия права может ставить вопросы о справедливости закона, соотношении права и закона, закона и произвола.
3. Функции юридической науки: онтологическая, гносеологическая, эвристическая, прогностическая и др.
Функции юридической науки:
1) Гносеологическая (познавательная) функция. Гносеология – теория познания, учение об условиях, сущности и границах познания. Данная функция предполагает теоретическое отражение государства и права как на уровне их общих закономерностей возникновения, развития и функционирования, так и формирование общих представлений о государственных и правовых институтах.
2) Онтологическая функцияопределяется способностью проникать в суть явления. Онтология – философское учение об устройстве окружающего мира.
3) Аксиологическая функция предполагает обращение к ценностным свойствам права. Аксиология – философское обращение к проблеме ценностей.
4) Прогностическая функция отражает способность юридической науки на основании выявленных закономерностей и тенденций развития государственной и правовой систем, путем выдвижения гипотез и прогнозов, анализа различных вариантов и альтернатив, определять перспективы их дальнейшего развития.
5) Эвристическая функцияпо своему характеру близка к познавательной функции, однако эвристическая функция означает не теоретическое освоение действительности и распространения, систематизацию существующих юридических знаний, а выявление новых, ранее неизвестных свойств государства и права.
Помимо вышеперечисленных функций юридической науки выделяют теоретико-методологическую, практическую, идеологическую и социально-культурологическую функции. Немаловажную роль играет также воспитательная функция юридической науки.