Учение как вид социокультурной деятельности

1. Концепции учения

2. Культурная ценность как объект усвоения в процессе учения

3. Сравнительно-структурный анализ учения с трудом и воспитание

Учение – это не только процесс усвоения знаний и навыков, но и систему знаний. Есть разные позиции к понятию «обучение», их виды представлены в работе Ильясова «Структура процесса учения» (1986).

Нечаев выделяет 3 направления, к которым тяготеют сложившиеся концепции учения:

1) учение как усвоение знаний

2) учение как усвоение опыта

3) учение как усвоение культуры

Учение как усвоение знаний. Традиция идет Юлиана Августа, также её разделяли такие ученые как Гербарт, Дистерверг, Дьюри, Ушинский. Основное направление процесса учения – движение от восприятия к понятию. Ключевой методологический принцип, учение – один из видов познания. Теоретические основы данного подхода в советской педагогике заложил Рубинштейн, учение – это разновидность познания в особых условиях обучения и управления познанием учащихся. Соответственно основными компонентами учения служат анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Учение как усвоение опыта. В историческом контексте восходит к традиции бихевиоризма (Уотсон, Торндайк) Т: «Учение - приобретение новых планов, когнитивных карт поведения, осуществляемого в проблемных ситуациях». Томман, Пиаже. Пиаже провел анализ разных форм усвоения опыта в учении и выделил 2 основные формы усвоения опыта в учении: 1) ассимиляция – включение нового объекта в старые схемы, 2) аккомодация – приспособление актуализируемых исходных схем к новым объектам действия путем изменения структуры последних. В советской педагогике разрабатывался Леонтьев, Гальперин, Эльконин, Давыдов. Наиболее признанной формой данного подхода является концепция поэтапного формирования умственного действия Гальперина. Он рассматривает знание как производные от действий и их усвоений. Само действие как предмет усвоения включает в себя следующие компоненты:

1) предмет преобразования

2) продукт (цель)

3) средства

4) процесс преобразования

5) отражение и знание обо всех перечисленных компонентов действия, т.е. ориентировочная основа действия.

В результате процесс учения предстаёт в виде операции выполняющие 3 вида функций:

1) создание, построение или актуализация имеющейся ориентировочной основы действий – ориентировочные операции действия,

2) осуществление самого преобразования (исполнительские операции)

3) контроль и коллекция (контрольные операции).

Учение как усвоение культуры. Выготский, Ильенков. Выготский полагал, что первоначально преобладает биологическая детерминанта, затем основной детерминантой становится культурно-исторический опыт, ведущим средством, с помощью которого передаётся и усваиваться опыт выступает язык, следовательно, процессом, лежащим в основе развития высших психических функций, является интериоризация, опосредованная языком социальных отношений. Культурно-историческая концепция, разрабатываемая Ильенковой, проблема учения прослеживается в социальном контексте становления человека. К современной интерпретации культурно-исторической концепции относится позиция Щедравицкого. Учение – «овладение культуры, накопленной человечеством, перенимание или усвоение её». В приобретение опыта Щедравицкий различает три вида продуктов:

1) умение строить разные процессы конкретных видов деятельности

2) овладение материалом знаков

3) усвоение способов деятельности (средств, позволяющих строить разнообразные виды деятельности)

Согласно концепции Щедравицкого главными объектами усвоения выступают нормативные ценности общества.

2.

Нечаев берет за основу культурно-историческую концепцию учению, однако говорит, что её основы не достаточны для социологии. Подход предполагает в качестве ведущей категории выделять понятие «ценность», он считает эту категорию основной. В самом общем смысле ценность он определяет как возникающее в ходе общественной практики отношение к объекту, в котором раскрывается значение опредмеченных в нем человеческой деятельностью качеств. Ценность существует как продукт деятельности. Ценность всегда субъективна и является отношением, носителем этих отношений может быть социальная организация, материальный объект и т.д. Человечество выработало способ, с помощью которого человек способен передавать эти ценности – культура. Варианты примерной модели динамики ценностей в культуре. Он выделяет следующие звенья в динамике ценностей культуры:

1. ценностная ориентация

2. побуждения

3. адаптация

4. коммуникация

5. продуцирования как их интегративное действие

Ценностная ориентация складывается из разнообразных форм поисково-познавательной, оценочной, нормативной и другой деятельности.

Побуждения как наиболее динамичное звено является детерминантой всех других звеньев. Суть действий заключается в том, что внешняя необходимость в мотиве соединяется с внутренней потребностью, ценностной установкой субъекта.

Адаптация – это выработка разнообразных способов деятельности с объектом в форме умения, навыка, метода.

Коммуникация – звено обратной связи. Она должна быть узнаваема.

Продуцирование направлено на внешнюю предметную сторону, поэтому само продуцирование осуществляется как творчество, преобразование.

Соотношение понятие «освоение» и «усвоение»

Усвоить – принять то, что уже создано и накоплено в ходе общественной практики. Освоить – это не только усвоить, но и преобразовать в соответствии с собственными нормами, мерками и потребностями. Человек усваивает и осваивает ценности в различных формах деятельности:

- учение

- труд

- игра

- познание

- быт

- общение

Каждая из этих форм несет культурно-исторический опыт. По мнению Нечаева, можно выделить по 3 доминантные функции в каждой из форм деятельности.

Труд (продуцирование, коммуникация, адаптация)

Познание (ориентация, побуждение, коммуникация)

Быт (адаптация, коммуникация, продуцирование)

Игра (побуждение, коммуникация, адаптация)

Учение (ориентация, адаптация, побуждение)

Общение (коммуникация, ориентация, побуждение)

3.

Чем характеризуется труд, воспитание и учение в таких параметрах как функция (цель-результат), структура (генезис). Какими общими и особыми свойствами обладает учение по сравнению с воспитанием и трудом.

Основная функция и цель труда – создание благ

Основная цель воспитания – формирование субъекта (общей функцией обучения является воспитание)

Различие же их целей состоит в том, что воспитание решает задачи целостного развития субъекта, используя для этого все формы деятельности, в том числе и труд. В генезисе и структуре обучения существенно важной является познавательная сторона. Познавательная сторона учения – это познание культуры.

В социальной жизни учение представляет собой необходимый подготовительный этап овладения человеком культуры, включение человека в трудовую деятельность. Функции учения состоят в выработке у субъекта механизмов освоения культурных ценностей: ориентации, побуждения, адаптации, коммуникации, продуцирования. Учение выражает основное содержания образования.

Наши рекомендации