Этапы и логика становления теории организаций.
Общее учение об организации возникло на базе идеи, высказанной биологами и психологами, что объекты, существенно различные по природе и составу, демонстрируют сходные свойства благодаря общности в способах организации.
Этапы:Первый этапв теории организации охватывает период с 1900 по 1930 г. Его можно определить как эру «закрытых систем и рационального индивида». Главными представителями теории организации этого времени были Макс Вебер, Анри Файоль и Фредерик Тейлор. Разработанный ими подход ориентирован на организационные и технические усовершенствования системы путем повышения эффективности внутренних функций организации.
Второй этап(1930–1960) является эрой «закрытых систем и социального индивида». Группа теоретиков – Энтон Мэйо, Дуглас Макгрёгор, Честер Барнард – разрабатывала вопросы управления закрытыми системами, опираясь на внутренние отношения и неэкономическую мотивацию работников.
Третий этап(1960–1975) – это период «открытых систем и рационального индивида». Теория организации делает шаг вперед, рассматривая организацию как составную часть системы более высокого уровня, и одновременно – шаг назад, поскольку возвращается к механистическим представлениям о человеке. Основной вклад в развитие теории организации внесли Альфред Чандлер, Поль Лоуренс, Джей Лорш.
И, наконец, четвертый этап,начавшийся около 1975 г., можно определить как период «открытых систем и социального индивида». На данном этапе происходит возвращение к «социальному мышлению», но уже в рамках открытых систем. Лидером современной теории организации является Джеймс Марч.
В настоящее время Социология организации не имеет единой теоретической и методологической основы и базируется на разных подходах, направлениях и школах, (см.: Модели организации; Школа человеческих отношений; Школа социальных систем;) Обшей чертой всех этих направлений является то, что проблематика С.О. связана с изучением принципов строения, механизмов и закономерностей возникновения, функционирования и развития организаций, а используемые модели восходят к разным версиям в социологии.
В качестве особого направления С.О. сложилась в середине 50-х гг. в США, однако основы ее были заложены еще в начале XX в. в рамках классической школы (см. Классическая школа организации и управления). В Западной Европе и в нашей стране она развивается с конца 60-х – начала 70-х гг. Большой вклад в отечественное развитие этой дисциплины внесли. И. Лапин, А.И. Пригожин.
Анализ происхождения идей управления позволяет сделать вывод, что основными проблемами социологии управления являются: 1) проблема социального положения человека в процессе управления; 2) проблема управления человеком, опираясь на резервы и возможности, заложенные в его сознании и поведении; 3) проблема соучастия человека, его сопричастности к управленческим функциям; 4) проблема механизма воздействия на людей, 5) проблема последовательности операций, которые необходимо осуществить, чтобы добиться эффективного достижения поставленных целей. Причем все эти компоненты социологии управления строятся на основе информации, идущей от людей (рядовых работников, специалистов, менеджеров, руководителей), т.е. на знании основных характеристик общественного сознания и поведения.
Такой подход к трактовке социологии управления позволяет отличать ее, с одной стороны, от социального управления, которое концентрирует свое внимание на общих закономерностях, тенденциях, системности управляющих функций, его взаимообусловленности и связи с внешней средой, с другой – от социального менеджмента, основной заботой которого является приобретение навыков и умений по решению типовых конкретных задач, возникающих в процессе целенаправленного руководства в конкретных организациях.