Парадигма социального поведения
Парадигма социальных фактов.
Теории: а) структурный функционализм: социальные факты тесно взаимосвязаны, упорядоченность поддерживается всеобщим согласием; б) теория конфликта: неупорядоченность социальных фактов, порядок поддерживается принудительными мерами; в) теория систем.
Определение предметной области: социальные факты (по Дюркгейму) – крупные социальные структуры и институты, их воздействие на индивидуальное мышление и действие.
Методы: опросные методы и методы исторического сравнения
Образец: творчество Э.Дюркгейма, «Правила социологического метода», «Самоубийство»
Парадигма социального определения
Теории: а) теория действия; б) символический интеракционизм; в) феноменология; г) этнометодология.
Представление предметной области: как акторы определяют социальные ситуации, и как это определение влияет на последующее действие и взаимодействие.
Методы: опросный метод, наблюдение
Образец: посвященные социальному действию работы М.Вебера
Парадигма социального поведения
Теории: а) поведенческая социология; б) теория обмена.
Образец предметной теории: неосознанное поведение индивидов; награды, вызывающие желательные виды поведения, и наказания, сдерживающие нежелательное поведение.
Методы: эксперимент
Образец: бихевиоризм Б.Ф.Скиннера
Исследование парадигм предпринимается Ритцером в связи с его подходом к изучению структуры социологии. Ритцер пишет о двух «континиумах», которые можно использовать для изучения социальной реальности. Первый континиум назван Ритцером «микро-макроконтиниум». Он основан на представлении о том, что социальные явления значительно различаются по масштабу – крупные (группы обществ, общества, культуры), средние (группы, социальные классы) и малые (индивиды-акторы). Второй континиум – это «объективно-субъективное измерение социального анализа». На микро, или индивидуальном уровне находятся субъективные мыслительные процессы и объективные модели действия и взаимодействия актора. Субъективное здесь обозначает что-либо, происходящее исключительно в области представлений; объективное относится к реальным, материальным событиям. Такое же разделение обнаруживается на макроконечности континиума. Общество состоит из объективных структур, например, правительств, бюрократий и законов, и субъективных явлений, таких как нормы и ценности. Парадигма социальных фактов фокусируется главным образом на макрообъективном и макросубъективном уровнях. Парадигма социального определения в основном рассматривает микросубъективный мир и ту часть микрообъективного мира, которая зависит от мыслительных процессов (действие). Парадигма социального поведения рассматривает ту часть микрообъективного мира, которая не включает в себя мыслительный процесс (поведение). Все три существующие парадигмы подразделяют уровни социально реальности горизонтально.
Обращение к парадигмам позволяет получить системные представления о внутренней организации смыслового пространства социологии. Но проблемой является большой разрыв языков теоретизирования, свойственных ведущим социологическим парадигмам. Изобилие парадигм в социологии стало восприниматься в 80-90-е годы XX века как неконтролируемая фрагментация и дезинтеграция социологии, угрожающая ее существованию как единому целому. В ответ стали появляться попытки интеграции содержания и подходов, относящихся к двум и более парадигмам. Примерами такой деятельности можно рассматривать творчество Пьера Бурдьё (Франция) и Энтони Гидденса (Великобритания).
Несмотря на широкое использование парадигмального подхода как попытки понять логику исторического развития социологии, парадигмальный уровень определения содержания социологии является, по нашему мнению, слишком абстрактным для того, чтобы служить главным средством, с помощью которого можно ориентироваться в лабиринте истории социологии. Мы полагаем, что более перспективно работать с теоретическими направлениями и подходами. Однако, в некоторых попытках классификации и определения научных достижений социологии иногда одно и то же, например, функционализм, называют и парадигмой, и теоретическим направлением, и теоретическим подходом, и просто теорией. В качестве примера укажем статью А.Балога «Социология – мультипарадигмальная наука?».* Автор, фактически, приравнивает парадигму к теоретическому подходу и теории, и пишет не о причинах множества парадигм, а о причинах множества теорий. Слово «парадигма» в статье практически отсутствует. По нашему мнению, такое смешивание напрасно усложняет понимание порядка уровней обобщения научного материала в социологии и приводит к росту схоластических проблем, решением которых приходится заниматься социологам.
Мы полагаем, что не следует отождествлять значения парадигмы и теоретического направления или подхода, так как исходим из понимания парадигмы как исходной совокупности теоретических, методологических и, в ряде случаев, идеологических предпосылок, определяющей основания для создания или выбора теоретического направления, теории, методологии и методов изучения социальных явлений. Парадигму эту исходную совокупность предпосылок можно определить как дисциплинарную матрицу, познавательный полюс, модальность организации научного мышления и исследования.
В таком случае теоретическое направление в социологии представляет собой более конкретный способ выражения знания о социальной реальности, объединяющий, как и парадигма, постановку определенных научных вопросов, выдвижение главных идей и допущений, создание общей концептуальной схемы и методологии научного поиска, но в согласие с принципами парадигмального подхода. Теоретическое направление в свою очередь представляет собой базу для более подробного и специального рассмотрения научных проблем посредством создания отдельных научных теорий. Основное различие между теоретическим направлением и теорией состоит, мы полагаем, в том, что теория есть система обобщенного, но достоверного знания, которая содержит конкретные гипотезы относительно конкретных феноменов, рассматриваемых как объект исследования, требующий эмпирической проверки. Теоретическое же направление задаёт общий вектор формирования теории и осуществляется как попытка охарактеризовать способ изучения какой-то области социальных феноменов на абстрактном уровне.
В доступной нам учебной, научной и справочной литературе по истории социологии основными теоретическими направлениями (и подходами, так как многие авторы не разводят содержание этих понятий) *в интересующий нас период рассматриваются:
· Позитивизм, аналогом которого иногда рассматривается натурализм
· Органицизм и эволюционизм
· Марксизм
· Социологический редукционизм (однофакторные подходы в социологии)
· «Понимающая социология» как основание интерпретативного подхода
· Формальная социология
· Функционализм и структурализм
· Символический интеракционизм
В этот список включены основные теоретические направления в социологии, или подходы, или парадигмы, если считать эти понятия синонимами. Историю социологии вполне возможно изучать посредством характеристики каждого направления, анализа творчества его основных представителей, отношений между направлениями, – какое из них появилось раньше других, какое стало более влиятельным и получило дальнейшее развитие и т.д. Однако сводить историю социологии к истории только направлений и подходов значит допускать ошибки, о которых уже шла речь. Поэтому изучение истории социологии и должно представлять собой попытку построения общей схемы объекта, включающей в себя изучение дилемм, парадигм и т.п. в историческом измерении.
* Социс, 2002. - № 7
* Рассмотрим этимологию слов «направление» и «подход». Мы можем сказать «направление пути», подразумевая вектор или указание пути, движение по которому позволяет нам достичь цели. Иными словами, направление связывается с понятием целенаправленного движения по пути, которое может осуществляться и по наитию, без указателей и карт. Подход же есть, прежде всего, способ или метод осуществления чего-либо, решения проблемы, достижения цели. Соотнести и, соответственно, разделить содержание понятий направления и подхода можно так: направление есть движение по пути к цели, осуществляемое посредством выбранного подхода. Поэтому, так как в истории социологии мы имеем дело с движением, например, с теоретическим развитием подходов, правильнее использовать понятие направления.