Тема 7 Личность в системе социальных отношений

1.Основные концепции личности.

2.Процесс социализации. Социальные типы личности.

3 Особенности формирования социального типа личности в современном Казахстане

Материалы к лекции

1.При рассмотрении личности как общесоциологической категории существует несколько социологических подходов:

-ролевая концепция личности (Дж.Мид, Т.Парсонс и др.) рассматривает личность как функцию от множества социальных ролей, присущих индивиду в обществе. Личность обладает собственной внутренней структурой (идеи, желания, установки), которая располагает их к определенным ролям, сами «ролевые ожидания» вытекают из требований социальной системы;

-поведенческая (бихевиористская) концепция (Б.Скиннер, Дж.Хоманс) основное внимание уделяет непосредственно наблюдаемому поведению людей, рассматривает личность как систему реакции на различные стимулы;

-деятельностный подход (Л.С.Виготский) рассматривает личность как деятельностное существо. Главное для индивида- это усвоение социальных, стратегически сложившихся видов и форм деятельности, что преобразуется во внутренние процессы личности.

-фрейдистская концепция(З.Фрейд, Э.Фраин, К.Хорни) выделяет 3 уровня в сущности личности, создавая иерархию бессознательности, подсознательного и сознательного в ее поведении.

2.Личность выступает, с одной стороны, как конкретный индивид в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей; с другой стороны, как совокупность социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими личностями.

Личность– это член общества, выполняющий основные нормы общества.

3.Эти качества личность приобретает в процессе социализации. Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются жизненный опыт, определенная система знаний, норм, ценностных ориентаций, присущих той или иной группе людей или всему обществу, к которому он принадлежит. Это процесс формирования социальных качеств человека, превращения его в личность, полноправного члена общества.

4.Основные стадии социализации: 1.дотрудовая, 2.трудовая, 3.послетрудовая.

5.В процессе социализации личность выступает не только как объект, испытывающий на себе воздействие всего механизма социализации, но и как субъект, определяющий свою социальную принадлежность и социальную роль. Это проявляется в основных сферах жизнедеятельности- в самосознании, общении, деятельности.

4.Выделяются следующие социальные типы личности:

-нормативная личность (идеальный тип личности данного общества);

-модальная личность (отклоняющаяся от идеального типа личности);

-традиционалисты (ориентированы на ценностях долга, дисциплины, законопослушания при низком уровне самостоятельности и самореализации);

-идеалисты (критически относятся к традиционным нормам, высокий уровень саморазвития);

-реалисты (сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга) и др.

5.Вступая во взаимодействие, личность реализует свои социальные функции, обусловленные социальным статусом.

Социальный статус – совокупный показатель положения личности или социальной группы в обществе. Статус определяет содержание и характер, продолжительность и интенсивность социальных отношений, это отражается в системе статусного набора (личный статус, главный статус, социальный статус, достигаемый статус и т.п.)

Социальная роль – модель поведения, ожидаемая от того, кто имеет определенный социальный статус. Все социальные роли личности подразделяются на предписанные (определяемые полом, возрастом, происхождением, национальностью и т.п.) и достигаемые (связанные с условиями в процессе приобретения социальных статусов).

6. В социологии рассматриваются основные типы социальных ролей:

-представляемая роль– система определенных ожиданий индивидов и социальных групп, ориентированных на субъекты ролевого поведения;

-субъективно воспринимаемая роль – субъективное представление личности о том, как он должен поступать в соответствии с социальным статусом;

-играемая роль – реальное поведение данной личности.

7.Квалификация выполнения социальных ролей (Т. Парсонс) по критериям:

-эмоциональность; способность получения роли; масштаб выполнения роли; формализация роли; мотивация выполнения роли.

Наши рекомендации