Неклассическая социология образования 20 века

1. классические и неклассические научные картины мира и способы его познания

2. научные картины мира и социологические парадигмы как основание формирования социологии образования в 21 века

3. виталистская социология и перспективы исследования образования

1.

Пять основных типов научных картин мира. Первые четыре формируют классическую традицию, а пятая – неклассическая. С исторической точки зрения первой можно считать схоластическую (религиозно-мистическую) картину мира. Вторая - механистическая картина мира. Третья – статистическая. Четвертая – системная (в рамках которой реальность представляется как система, состоящая из подсистем, организующую функционирование всей системы). Новейшей является неклассическая диатопическая картина мира. Картина мира описывает процессы глобализации и индивидуально-личностного начала. В 21 веке неизбежно использование различных парадигм, а также знания, использующиеся в различных сферах общественного познания.

2.

Парадигма (Т.Кун) – совокупность признанных всеми членами научного сообщества достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения.В узком смысле парадигмой может быть признана любая теория конкретной школы/человека.

Выделяется 3 парадигмы социологические:

· Объективная парадигма (позитивистко-ориентированной, социоцентричная)

· Субъективная парадигма (человеко-центричная, интерпретатиная, понимающая)

· Диалектическая парадигма (субъект-объектная, критическая, комплексная)

В объективной парадигме социология образования развивается, ориентируясь на приоритет общественно-организационных проблем образовательной деятельность).

В рамках субъективной парадигмы социология образования развивается ориентируется на анализ типов поведения личности в сфере образования, технологии формирования специалистов, особенности процессов образования и самообразования. В рамках этой парадигмы происходит взаимодействие социологии образования с психологией и педагогикой.

В рамках критической парадигмы в социологии образования задаётся паритетность интереса в образовательной сфере как к социальным, так и к личностно-индивидуальным аспектам.

Неклассические парадигмы развиваются в контексте антропоцентризма.

Универсумная парадигма, которая основывается на универсуме.

Виталистская парадигма (социология жизнедеятельности человека)- Григорьев – образовательность как характеристика потенциала человека. Развитие социологии образования определяется в зависимости социологических парадигм.

3.

Общенаучные понятия выявляются в понятиях «жизнь», «жизненные силы», «человек» и «социология». Традиции витализма имеют достаточно давнюю историю. Предтечей витализма можно назвать Платона. Два основных требования в общественной традиции:

1. жизнь рассматривается как материальный процесс

2. открытие закономерностей жизни

Развитие жизненных сил человека связывается с мерой его включенности как субъекта жизнеосуществления, существующие социальные отношения.

Определение объекта и субъекта социологии в рамках витализма.

Объектом выступает способ жизнеосуществления человека как биопсихосоциального существа (культура социальной жизни). Культура социальной жизни, определяющий его возможности воспроизводить и совершенствовать личную и общественную жизни.

Предмет – механизмы и закономерности формирования и реализации исторически-конкретного способа.

Принцип:

1. принцип культуро-центричности образования, объединяющего интересы человека и общества.

2. принцип равноценности прав личности и общества, формирование их образовательной деятельности, удовлетворение образовательной потребности.

3. принцип полисубъектности образовательной деятельности и её вариативности.

4. принцип приоритетной ориентированности системы образования на сопряженной развитие общественного потенциала.

5. принцип ориентированности на одновременное непрерывное образование человека и общества.

6. принцип дифференциации и интеграции глобальных национально-государственных, этнических, социально-групповых, региональных и личностных ценностей образования.

7. принцип систематического мониторинга, социально-дифференцирующий роли образования в различных социокультурных контекстах и социально-исторических условиях.

8. принцип ориентации на эволюционных ход развития образовательных процессов, учитывающий ограниченность возможностей и социальные последствия резкой динамики в сфере образования.

Наши рекомендации