Неклассическая социология образования 20 века
1. классические и неклассические научные картины мира и способы его познания
2. научные картины мира и социологические парадигмы как основание формирования социологии образования в 21 века
3. виталистская социология и перспективы исследования образования
1.
Пять основных типов научных картин мира. Первые четыре формируют классическую традицию, а пятая – неклассическая. С исторической точки зрения первой можно считать схоластическую (религиозно-мистическую) картину мира. Вторая - механистическая картина мира. Третья – статистическая. Четвертая – системная (в рамках которой реальность представляется как система, состоящая из подсистем, организующую функционирование всей системы). Новейшей является неклассическая диатопическая картина мира. Картина мира описывает процессы глобализации и индивидуально-личностного начала. В 21 веке неизбежно использование различных парадигм, а также знания, использующиеся в различных сферах общественного познания.
2.
Парадигма (Т.Кун) – совокупность признанных всеми членами научного сообщества достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения.В узком смысле парадигмой может быть признана любая теория конкретной школы/человека.
Выделяется 3 парадигмы социологические:
· Объективная парадигма (позитивистко-ориентированной, социоцентричная)
· Субъективная парадигма (человеко-центричная, интерпретатиная, понимающая)
· Диалектическая парадигма (субъект-объектная, критическая, комплексная)
В объективной парадигме социология образования развивается, ориентируясь на приоритет общественно-организационных проблем образовательной деятельность).
В рамках субъективной парадигмы социология образования развивается ориентируется на анализ типов поведения личности в сфере образования, технологии формирования специалистов, особенности процессов образования и самообразования. В рамках этой парадигмы происходит взаимодействие социологии образования с психологией и педагогикой.
В рамках критической парадигмы в социологии образования задаётся паритетность интереса в образовательной сфере как к социальным, так и к личностно-индивидуальным аспектам.
Неклассические парадигмы развиваются в контексте антропоцентризма.
Универсумная парадигма, которая основывается на универсуме.
Виталистская парадигма (социология жизнедеятельности человека)- Григорьев – образовательность как характеристика потенциала человека. Развитие социологии образования определяется в зависимости социологических парадигм.
3.
Общенаучные понятия выявляются в понятиях «жизнь», «жизненные силы», «человек» и «социология». Традиции витализма имеют достаточно давнюю историю. Предтечей витализма можно назвать Платона. Два основных требования в общественной традиции:
1. жизнь рассматривается как материальный процесс
2. открытие закономерностей жизни
Развитие жизненных сил человека связывается с мерой его включенности как субъекта жизнеосуществления, существующие социальные отношения.
Определение объекта и субъекта социологии в рамках витализма.
Объектом выступает способ жизнеосуществления человека как биопсихосоциального существа (культура социальной жизни). Культура социальной жизни, определяющий его возможности воспроизводить и совершенствовать личную и общественную жизни.
Предмет – механизмы и закономерности формирования и реализации исторически-конкретного способа.
Принцип:
1. принцип культуро-центричности образования, объединяющего интересы человека и общества.
2. принцип равноценности прав личности и общества, формирование их образовательной деятельности, удовлетворение образовательной потребности.
3. принцип полисубъектности образовательной деятельности и её вариативности.
4. принцип приоритетной ориентированности системы образования на сопряженной развитие общественного потенциала.
5. принцип ориентированности на одновременное непрерывное образование человека и общества.
6. принцип дифференциации и интеграции глобальных национально-государственных, этнических, социально-групповых, региональных и личностных ценностей образования.
7. принцип систематического мониторинга, социально-дифференцирующий роли образования в различных социокультурных контекстах и социально-исторических условиях.
8. принцип ориентации на эволюционных ход развития образовательных процессов, учитывающий ограниченность возможностей и социальные последствия резкой динамики в сфере образования.