Предмет, объект, функции и методы социологии
С. А. Давыдов
Социология: конспект лекций
скрыть содержание
1. С. А. Давыдов Социология: конспект лекций
2. ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука
3. 1. Предмет, объект, функции и методы социологии
4. 2. Социология в системе гуманитарных наук
5. 3. Структура социологии
6. 4. Система основных категорий и законов в социологии
7. 5. Основные парадигмы социологии
8. ЛЕКЦИЯ № 2. Становление и основные этапы развития социологии
9. 1. Особенности донаучного изучения общества
10. 2. Социальные и теоретические предпосылки возникновения социологии как науки
11. 3. Социологическое воззрение О. Конта
12. 4. Классическая социология начала XX в
13. 5. Социология марксизма. Материалистическое понимание истории. Концепция общественно-экономической формации и социальной революции
14. 6. «Формальная» школа социологии Г. Зиммеля, Ф. Тенниса и В. Парето
15. 7. Американская социология: основные этапы развития
16. 8. Особенности исторического развития российской социологии
17. ЛЕКЦИЯ № 3. Общество как целостная система
18. 1. Понятие общества
19. 2. Основные подсистемы общества
20. 3. Типологии обществ
21. 4. Гражданское общество, его признаки и основания
22. 5. Развитие общества. Понятия эволюции, прогресса и модернизации
23. ЛЕКЦИЯ № 4. Социальная структура и стратификация
24. 1. Социальная структура и ее исторические типы
25. 2. Социальная структура современного российского общества
26. 3. Теории социальной стратификации
27. 4. Социальная мобильность и групповая замкнутость
28. ЛЕКЦИЯ № 5. Социология личности
29. 1. Личность как субъект общественных отношений. Структура личности
30. 2. Типология личности
31. 3. Социальные статусы и роли. Роль статусно-ролевой структуры общества
32. 4. Социализация личности. Механизмы и агенты социализации
33. ЛЕКЦИЯ № 6. Социальные общности
Виды социальных общностей и их характерные черты
Социальная группа как объект социологического изучения. Виды социальных групп
Социальные квазигруппы. Социальный феномен толпы. Особенности поведения людей в толпе
Социология этнических общностей
38. 5. Организация как объект изучения социологии
39. 6. Сущность, структура и типология социальных организаций
40. ЛЕКЦИЯ № 7. Социальные институты
41. 1. Понятие социального института. Признаки, роль и значение социальных институтов
42. 2. Социальный контроль и девиантное поведение
43. 3. Экономика как социальный институт
44. 4. Политические общественные институты
45. 5. Социальные институты образования и науки
46. 6. Религия как социальный институт
47. 7. Семья и брак как социальные институты общества
48. ЛЕКЦИЯ № 8. Социальные действия и отношения
49. 1. Теория социального действия в социологии
50. 2. Модели анализа межличностного взаимодействия
51. 3. Социальные отношения
52. ЛЕКЦИЯ № 9. Социальные конфликты
53. 1. Социальный конфликт в социологической теории
54. 2. Виды конфликтов
55. 3. Компромисс и консенсус как формы завершения социального конфликта
56. ЛЕКЦИЯ № 10. Культура как социальное явление
57. 1. Культура как объект социологического познания. Разнообразие теоретических подходов к изучению и пониманию культуры
58. 2. Основные элементы и функции культуры
59. 3. Формы культуры
60. 4. Социальная коммуникация
61. ЛЕКЦИЯ № 11. Прикладные социологические исследования
62. 1. Этапы и виды социологического исследования
63. 2. Программа социологического исследования
64. 3. Методы социологических исследований
Данное пособие предназначено для студентов средних и высших учебных заведений и представляет собой конспект лекций по курсу «Социология». С помощью материала, содержащегося в конспекте, студент изучит основные вопросы курса, что поможет ему сдать экзамен или зачет.
ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука
Предмет, объект, функции и методы социологии
Термин социологияпроисходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.
Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.
Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования.
Объектомлюбой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью. Как уже было отмечено, объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Понятие социальногоможно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное место в его структуре и наделены социальным статусом.
Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.
Предметомнауки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.
Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:
1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);
2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);
3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);
4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).
В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.
Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.
Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология– это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.
Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:
1) когнитивная(познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;
2) критическая– данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;
3) прикладная– социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;
4) регулятивная– теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;
5) прогностическая– на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;
6) идеологическая– социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;
7) гуманитарная– социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.
Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод– это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.
Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.
Первый уровеньохватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).
Второй уровеньотражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).
Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.
Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.
Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.
К третьему уровнюможно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).
Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).