Социальные процессы в обществе и их влияние на развитие общества
1. Социальные изменения и их роль в трансформации общества.
2. Социальные движения и их роль в обществе.
3. Социальные конфликты: причины, виды, структура.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Т.М. Социальная психология. М. 1994. Разд. III, гл. 9, 10.
2. Бестужев – Лада И.С. Глобальный технологический прогноз на XXI век //Социс. 2007. №8
3. Волков Ю.Г. Социология. Ростов-на-Дону. 2007. Раздел 10, гл.1,п.4;гл. 2. п.3.
4. Волков Ю.Г. Социология. М. 2010. Гл. 22-24.
5. Давыдов А.А. В преддверии нанообщества //Социс. 2007. №3.
6. Жуков В. И. Россия в глобальной системе координат: социологический анализ и прогноз //Социс. 2008. №10,12.
7. Капитонов Э.А. Социология ХХ века: история и технология. Ростов н/Д. 1996. С. 270-294.
8. Осипов Н. Е. О диалектике формационных и цивилизационных изменений в развитии общества //Социс. 2007.
9. Смелзер Н. Социология. М., 1994. Гл.19, 20.
10. Социология под ред. Курбатова В.И. Ростов-на-Дону. 1998 г. Ч. 4 П. 4.2,4.4.
11. Фролов С.С. Социология. М., 2006. Гл. 15, 16.
12. Щербак А.Н. «Нефтяное проклятье» и постсоветские режимы // ОНС. 2007. № 1.
Тематика рефератов по социологии
№ | № теор. раздела | Название темы |
1. | I | Духовные аспекты предмета современной социологии. |
2. | КСИ и его роль в развитии социологической науки. | |
3. | Неопросные методы исследования. | |
4. | Специфика опросных методов в социологии. | |
5. | Общество как объект социологии. | |
6. | Особенности трансформации современного российского общества | |
7. | Социальная реклама и её функции. | |
8. | Толерантность в современном мире: аспекты изучения и исследования. | |
9. | II | Доклассический этап развития социального знания. |
10. | Прогресс - главная тема социологии XIX века. | |
11. | Структурно - функциональный анализ в современной западной социологии. | |
12. | Социология ХХ века: история и технология. | |
13. | Особенности развития социологической мысли в России в ХХ веке. | |
14. | Социологические воззрения П. Сорокина. | |
15. | Марксистская социология и ее значение для развития социологической теории. | |
16. | Особенности развития социологической мысли в Россиив XIX веке. | |
17. | Основные тенденции развития современной западной социологии. | |
18. | III | Личность в социологии. |
19. | Социализация и воспитание: общее и особенное. | |
20. | Особенности социализации в современном обществе. | |
21. | Девиация в современном российском обществе. | |
22. | Социальные проблемы семьи в современном мире. | |
23. | IV | Группа как объект изучения в социологии. |
24. | Социальные организации в современном мире. | |
25. | Управление социальной организацией. | |
26. | Бюрократия и ее роль в современном обществе. | |
27. | V | Элита и ее роль в обществе. |
28. | Основные теории социальной стратификации. | |
29. | Бедность и маргинализация населения в России. | |
30. | Рабочий класс как объект социологического анализа. | |
31. | Российский средний класс. | |
32. | Интеллигенция в России. | |
33. | Социальные аспекты в изучении бедности. | |
34. | Основные тенденции изменения социальной структуры в современном обществе. | |
35. | VI | Демографическая ситуация в России в конце ХХ – нач. ХХI века. |
36. | Эволюция социального статуса женщины. | |
37. | Женщина как объект исследования в современной социологии. | |
38. | Молодежь и становление новой России. | |
39. | VII | Этничность в социологии. |
40. | Этнические конфликты и способы их разрешения. | |
41. | VIII | Глобальная коммуникация и культурно-политическая экспансия. |
42. | Студенчество и его роль в современном обществе. | |
43. | Образование в современном обществе. | |
44. | СМИ и российское общество на пороге XXI века. | |
45. | Роль культуры в становлении нового российского общества. | |
46. | IX | Социальные движения. |
47. | Социальные конфликты современности. | |
48. | Глобализация и ее влияние на трансформацию общества. | |
49. | Основные концепции социальных изменений в обществе. | |
50. | Феминизм и его роль в современном мире. |
Вопросы к зачёту (экзамену) для групп 25 и 27 (2012-2013 уч. год)
- Проанализируйте основные подходы к анализу и изучению общества в социологии.
- Выявите качественную специфику социологического знания.
- Назовите основные структурные уровни социологической науки. Кратко охарактеризуйте предмет социологии на каждом уровне.
- Перечислите основные положения макросоциологических теорий Р. Дарендорфа и Р. Мертона.
- Проанализируйте цель, задачи конкретно-социологического исследования; проведите сравнительный анализ основных видов КСИ.
- Раскройте своеобразие неопросных методов социологического исследования.
- Опишите качественное своеобразие опросных методов.
- Дайте краткую характеристику социальных процессов, происходящих в современном обществе.
- Назовите характерные черты современной модернизации российского общества.
- Раскройте смысл глобализации как социального явления.
- Перечислите основные этапы развития социологии как науки.
- Дайте краткую характеристику доклассического этапа развития социального знания.
- Опишите основные подходы к изучению общества на «классическом этапе» становления социологической науки (2 половина XIX- 20 е годы XX веков).
- Перечислите основные направления развития современной социологии на Западе.
- Проведите сравнительный анализ понимания прогресса в различных школах российской социологии XIXвека.
- Укажите на особенности развития социологии в СССР (20-80 г. XXвек).
- Раскройте проблемы, стоящие перед современной российской социологией.
- Охарактеризуйте социологическую структуру личности; назовите основные факторы её формирования и развития.
- Проанализируйте статусно-ролевую структуру личности.
- Раскройте содержание теорий социализации в западной (Ч. Кули, Дж. Г. Мид, Л. Колберг, Ж. Пиаже и др.) и в российской социологии (И. С. Кон, Г.М. Андреева и др.)
- Дайте краткую характеристику структуры и этапов социализации. Перечислите её основные виды.
- Раскройте содержание теорий девиации в социологии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, З. Фрейд и др.).
- Дайте краткую характеристику структуры девиации. Раскройте основные причины девиантного поведения и перечислите его основные виды.
- Укажите на основные признаки и специфику изучения социальных групп в социологии.
- Опишите основные виды социальных групп.
- Назовите основные подходы к изучению и анализу социальных организаций в социологии.
- Дайте краткую характеристику элементам социальной структуры организации.
- Раскройте социальный смысл бюрократии в современном обществе.
- Раскройте содержание теорий социального неравенства и социальной структуры в социологии.
- Перечислите критерии и виды социальной стратификации в современном обществе.
- Назовите основные тенденции изменения социальной структуры в современном обществе.
- Раскройте социальные проблемы современной демографии.
- Дайте определение возрастного неравенства и кратко охарактеризуйте возрастную структуру общества.
- Дайте определение гендерного неравенства в обществе. Проанализируйте основные формы социальной дискриминации в обществе.
- Дайте определение, назовите признаки и исторические формы этноса.
- Проанализируйте формы этнического неравенства и этнической идентичности.
- Назовите причины и раскройте особенности этнических конфликтов в современном глобальном мире.
- Назовите основные признаки, функции и роль образования как социального института.
- Раскройте модернизацию образования в современном мире и в России.
- Назовите основные признаки, функции и роль СМИ как социального института.
- Перечислите основные формы социальных взаимосвязей в обществе.
- Дайте сравнительный анализ отношений зависимости и власти, существующих в обществе.
- Раскройте явные и латентные функции основных социальных институтов в обществе.
- Проанализируйте основные теории социальных изменений.
- Раскройте особенности социальных изменений.
- Перечислите и раскройте содержание основных социальных процессов в обществе.
- Назовите основные этапы и виды социальных движений.
- Раскройте механизм и характерные черты глобализации как социального процесса и явления.
- Дайте краткую характеристику причин социальных конфликтов в обществе.
- Раскройте роль социальных движений в изменении и модернизации российского общества.