Задания для самостоятельной работы студентов. Специальность: 051102 - Общая медицина
СИЛЛАБУС
Дисциплина СОЦИОЛОГИЯ
Специальность: 051102 - Общая медицина
Объем учебных часов – 90
кредитов - 2
Курс - 2
Семестр: 3;4
Форма контроля: экзамен
Алматы, 2012
Силлабус разработан в соответствии с рабочей программой, составленной кандидатом социологических наук, доцентом Нагайбаевой З.А., обсужден и утвержден на заседании кафедры
от « ___ » _________ 2012 г., протокол №
Заведующая кафедрой к.филос.н.,доцент __________ Бисембаева З.У.
1. Общие сведения:
1.1.Наименование вуза | Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова; |
1.2. Модуль | философии и социологии |
1.3. Дисциплина | социология |
1.4. Специальность | 051102 «Общая медицина» 051302 «Стоматология» |
1.5. Объем учебных часов (кредитов) | 90 часов, 2 кредита |
1.6. Курс | 2 курс |
1.6. Семестр | 3, 4 |
1.7.Сведения о преподавателях:
№ | ФИО | Должность | Степень | Контактная информация |
Нагайбаева Зауреш Арстамбековна | доцент | кандидат социологических наук | адрес : ул.Богенбай батыра 155, 1 этаж, каб. № 114 моб. тел.: +77026067658 эл.адрес: [email protected] | |
Джекебаева Макпал Абиловна | Ст.преп. | Кандидат философских наук | адрес : ул.Богенбай батыра 155, 1 этаж, каб. № 114 |
1.8. Контактная информация: адрес : ул.Богенбай батыра 155, 1 этаж, каб. № 114
1.9. Политика дисциплинызаключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе:
- обязательное, регулярное посещение лекций, практических занятий и СРСП;
- обязательное выполнение 2 видов СРС разной формы;
- активное участие в учебном процессе (конспект практических работ, подготовка теоретического материала, решение ситуационных задач и тестов, самостоятельное выполнение практических работ) – при недостаточной подготовке студенту не ставится балл за практические работы или СРСП;
- сдача протоколов практических работ, тестов, ситуационных задач, защита темы СРС в установленное время по тематическому плану не позднее недели, соответствующей данному разделу;
- сдача рубежного контроля по кредитам согласно графика;
- студент не должен опаздывать на занятия;
- наличие чистого, выглаженного, белого халата;
- уважительное отношение к ППС и студентам;
- открытое обсуждение конфликтных ситуаций в группах с участием завуча или зав. Кафедрой.
2. Программа:
2.1. Введение:
Социология - наука о социальном мире, социальных взаимодействиях личности. Чем сложнее проблемы социума, тем большую роль в их решении играет личность и ее знания о человеке и обществе. Социология изучает как общество в целом так и законы, управляющие поведением людей (рассматривает причины разводов, межнациональных конфликтов, причины процветания одних обществ и отставание в развитии других; вопросы социального неравенства и социального расслоения, бедности и богатства и мн.др.). Иными словами, опираясь на мощную экспериментальную базу, используемую и другими общественными науками, социология помогает разобраться в сложных социальных системах, социальных институтах, которые создаются людьми для обеспечения своей жизнедеятельности, регуляции общественных отношений, воспроизводства новых поколений, сохранения общества как целостности. Социологическая наука позволяет рассмотреть любое явление в человеческом измерении, видеть его социальные механизмы и социальные последствия. Как дисциплина «Социология» формирует у студентов социологическое видение мира, позволяющее адекватно социальной реальности оценивать общественные процессы и явления, осознавать собственную позицию в обществе и свои возможности участия в социальной жизни.
2.2 Цель дисциплины:формировать научные знания о специфике функционирования законов социального взаимодействия и развития, особенностях функционирования и развития социальных институтов, социальной структуры и социальных отношений, о взаимосвязи человека с социальной реальностью и тенденциях развития мирового сообщества, а также формировать навыки применения этих знаний на практике.
2.3. Задачи обучения:
· формировать научное представление о социологическом подходе к анализу общества, природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и направлениях социальных процессов и социальных изменений;
· формировать целостное представление о социологии как науке и как способе восприятия и анализа действительности;
· формировать навыки социологического мышления и использования их в повседневном общении и деятельности;
· формировать навыки использования основных принципов и методов социологического анализа явлений и процессов в общественно-правовой сфере;
· формировать умения использования правовых знаний при анализе социальной реальности
· формировать умение самостоятельно разбираться в социальных проблемах, источниках их возникновения и возможных путей разрешения.
2.4 Конечные результаты обучения:
Студент должен знать:
· понятие науки социологии, ее объект и выделять ее предмет знать основные понятия и категории социологической науки;
· знать типологию и основные условия возникновения и развития социальных движений, факторы социального развития, формы социальных взаимодействий и уметь их анализировать;
· иметь научное представление о социологическом подходе к личности, формах, направлениях и особенностях социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения;
· владеть методологией и методикой проведения социологического исследования;
· краткую историю развития мировой социологической мысли;
· специфику социологического подхода к изучению различных социальных явлений и процессов.
Студент должен уметь:
- оперировать основными социологическими понятиями и категориями;
- социологически анализировать социальные процессы и явления;
- систематизировать многообразный социологический материал;
- различать виды, методы социологического исследования;
- определять особенности социологического подхода к изучению тех или иных общественных явлений;
- владеть методикой выполнения самостоятельной работы.
Вы получите навыки:
- поиска и отбора материала, необходимого для раскрытия социологической темы;
- работы с тестами, написания социологических эссе; составления социологических кроссвордов;
- постановки и разрешения аналитических вопросов и проблем;
- участия в ролевых играх.
2.5.Пререквизиты дисциплины: дисциплине «Социология» предшествует изучение из школьной программы дисциплины «Всемирная история» «Обществоведение» и университетского курса дисциплин: «Основы права», «Философия», «Политология», «Психология», «Экономическая теория», «Культурология», «История Казахстана».
2.5.Постреквизиты дисциплины:в условиях модернизации казахстанского общества значительно возросла главная функция социологического образования – формирование социологического мышления, понимания социальных проблем, источников их возникновения и возможных путей их разрешения, в связи с чем тесно связана с историей Казахстана, культурологией, психологией, педагогикой, основами права, политологией, историей медицины и другими социально-гуманитарными дисциплинами.
2.6. Краткое содержание дисциплины:
Социология изучает самый сложный объект – человеческое общество, его структуру, поведение людей в больших и малых социальных группах, а также причины различных отклонений в жизни социума. Предметом исследования являются социальные закономерности человеческих взаимоотношений. Изучение общественных отношений, ролевого поведения, предпочтений групп, общностей и даже всего общества производится через знания, ориентацию, оценки конкретного социального индивида, т.е. личности.
Тематический план занятий
№ | № пп | Тема | Балл | ||||||
лек | прак | срс* | срсп | ||||||
Введение. Статус социологии в системе социального знания. Социология в структуре социально-гуманитарных наук. | |||||||||
Основные направления в истории социологии. | |||||||||
Элементы социальной жизни. Общество как социальная система. | |||||||||
Социальные институты и процессы. | |||||||||
Социальная структура и социальная стратификация. | |||||||||
Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль. | |||||||||
Социология образования | |||||||||
Экономическая социология | |||||||||
Социология семьи. | |||||||||
Социология культуры. | |||||||||
Социология массовых коммуникаций | |||||||||
Социология медицины. | |||||||||
Прикладная социология. Методы и техника конкретно-социологических исследований. Методика обработки информации и анализ ее результатов. | |||||||||
Итого часов | |||||||||
Всего часов | |||||||||
Тематический план лекций
№ недели | № п\п | Тема | Форма проведения | продолжительность |
Введение. Статус социологии в системе социального знания. Социология в структуре социально-гуманитарных наук. | презентация | |||
Основные направления в истории социологии. | Бинарная лекция | |||
Элементы социальной жизни. Общество как социальная система. | Обзорная лекция | |||
Социальная структура и социальная стратификация | Проблемная лекция | |||
Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль. | Бинарная лекция | |||
Социология образования. | Презентация | |||
Социология семьи. | Проблемная лекция | |||
Социология культуры. | Дискуссия | |||
Социология медицины. | Обзорная лекция | |||
Прикладная социология. Методы и техника конкретно-социологических исследований. Методика обработки информации и анализ ее результатов. | презентация | |||
Итого часов |
Тематический план семинарских занятий.
№ недели | № занятия | Тема | Форма проведения | продолжительность | Макс.балл |
Введение. Статус социологии в системе социального знания. Социология в структуре социально-гуманитарных наук. | Устный опрос, составление глоссария | ||||
Основные направления в истории социологии. | Устный опрос Составление таблицы, работа в группах | ||||
Элементы социальной жизни. Общество как социальная система. | Устный опрос, тестирование, составление глоссария | ||||
Социальные институты и процессы. | Тестирование, решение ситуационных задач | ||||
Социальная структура и социальная стратификация. | Написание эссе | ||||
Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль. | Тестирование, Ролевая игра | ||||
Социология семьи. | Тестирование, устный опрос,ролевая игра | ||||
Социология культуры. | Тестирование,устный опрос, эссе | ||||
Социология медицины. | доклады | ||||
Прикладная социология. Методы и техника конкретно-социологических исследований. Методика обработки информации и анализ ее результатов. | Тестирование Глоссарий Кейс-стади |
Задания для самостоятельной работы студентов
В течение 1 семестра студент обязан выполнить 2 СРС и защитить не позднее 5 и 10 недели:
1. Защита подготовленного доклада по выбранной теме (5 неделя).
2. Защита подготовленного доклада по выбранной теме (10 неделя).
№ | Содержание задания (тема) | Форма отчетности | неделя | Макс.балл |
1. | 1. Проблема социального равенства в социологии П.А. Сорокина. 2. Средний класс в Казахстане. 3. Маргинальность. Статус маргинала в современном обществе. 4. Социальное неравенство. 5. Социальная структура и социальный престиж видов деятельности. 6.Тенденции трансформации социальной структуры современного казахстанского общества. 7. Социальная структура казахстанского общества. 8. Многообразие подходов к выделению средних классов: старые и новые средние классы. 9. Социальная мобильность в Казахстане и на Западе. 10. Социальные нормы: роль в регуляции поведения. 11. Основные процессы глобализации. 12. Социальные последствия глобализации. 13. Социальные изменения в странах третьего мира. 14. Концепции социального прогресса. | Защита доклада в форме презентации | 5 неделя | 100 баллов |
2. | 1. Применение методов социологических исследований в стоматологии РК. 2. Применение методов социологических исследований в медицинском учреждении РК. 4. Социологический анализ отношений «врач – пациент». 6. Социальная организация медицинской помощи в РК. 7. Сравнительный анализ систем здравоохранения. 8. Медицинские технологии и этические проблемы. | доклад | 10 неделя | 100 баллов |
Литература основная и дополнительная
Основная:
1. Габдуллина К.Г., Раисов Е.Р. Социология, Алматы, 2008.
2. Лавриненко В.Н. Социология. М., 2009.
3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология, М., 2009.
4. Социология. /Под ред. Эфендиева Л.Г., М.2000.
Дополнительная
1. Гидденс Э. Социология. М., 1999.
2. Елсуков А.Н. Социология. Краткий курс, М., 2009.
3. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии, М., 2008. \
4. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах, М., 2009.
5. Бабосов Е.М. Социология. Энциклопедический словарь, М., 2008.
6. Краткий социологический словарь / общ. Ред. Кравченко А.И.., М., 2009.
7. Энциклопедический социологический словарь / общ. Ред. Осипова Г.В., М., 2008.
Интернет – источники:
1. http://lib.socio.msu.ru- Электронная библиотека социологического факультета МГУ.
2. http://socio.rin.ru/ Портал по социологии с большим количеством информации.
3. http://socioline.ru Электронная библиотека по социологии с оригинальными материалами и коллекцией тематических ссылок.
4. http://www.elitarium.ru Дистанционное интернет-образование
5. http://socionet.narod.ru/ Обзор социологических ресурсов русского интернета
6. http://just-the-one.narod.ru/авторский сайт по социологии
7. http://sociologist.nm.ru/ Sociologist's Warehouse
8. www.ecsocman.edu.ru/
9. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php
2.10.Методы обучения и преподавания:
· Лекции (чтение обзорных и проблемных лекций).
- Семинары(пресс-конференции, кейс-стади, работа в малых группах, тестирование и др.).
· Формы организации СРСП:(консультации по теме, дискуссии, самостоятельное выполнение практических работ, решение ситуационных задач, решение тестовых заданий, работа с интерактивными обучающими программами, работа в малых группах, работа с таблицами, учебниками, рубежный контроль).
· Формы организации СРС: (защита докладов, презентаций)
2.11.Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС, СРСП*)
№ | Тема занятия | Методы оценки компетенций | ||||
Знания | Практ. навыки | Комму. навыки | Прав. компет | Само развитие | ||
Введение. Статус социологии в системе социального знания. Социология в структуре социально-гуманитарных наук. | Устный опрос, эссе 100 б | |||||
Основные направления в истории социологии. | Устный опрос, 100 б | Составление таблицы 100 б | Работа в группе, 100 б | |||
Элементы социальной жизни. Общество как социальная система. | Тестирование 100 б | Составление глоссария 100 б | ||||
Социальные институты и процессы. | Тестирование 100 б | Ситуацион задачи 100 б | ||||
Социальная структура и социальная стратификация. | Устный опрос, тестирование, 100 б | Доклад, 100 б | ||||
Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль. | Устный опрос , тестирование 100 б | Ролевая игра 100 б | ||||
Социология семьи. | Тестирование, устный опрос 100 б | Ролевая игра 100 б | ||||
Социология культуры. | Тестирование, устный опрос 100 б | |||||
Социология медицины. | Устный опрос, 100 б | Доклад 100 б | ||||
Прикладная социология. Методы и техника конкретно-социологических исследований. Методика обработки информации и анализ ее результатов. | Устный опрос, тестирование 100 б | Глоссарий, 100 б | Доклад 100 б |
Рубежный контроль: коллоквиум по кредитам в виде тестирования и устного опроса проводится на 5 и 10 неделях.
Итоговый контроль:
1 этап -экзамен в форме тестирования, с учетом результатов текущего и рубежного контроля,
2 этап – устный экзамен (1 вопрос – устный, 2-решение ситуационной задачи).