Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Журналистика и социология
4.1. Основная литература
Журналистика и социология. Россия, 90-е годы/ Ред. -сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2001.
Журналистика и социология: Учебное пособие/ Под ред. И.Д. Фомичевой. М., 1995.
Социология журналистики. Очерки методологии и практики: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Корконосенко. М., 1998.
4.2. Дополнительная литература
Блохин И.Н. Использование результатов социологических исследований в СМИ // Журналистика и социология’95. Новгород; СПб., 1996.
Гоуайзер Ш., Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. М., 1997. С. 48–49.
Киричёк П.Н. Социология публицистики: Курс лекций. Саранск, 1998.
Системный анализ журналистской деятельности/ Отв. ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 1993.
Шишева А.В. Воздействие содержания информации на современную аудиторию // Социол. исслед. 1984. № 1.
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В РЕДАКЦИИ
Организационно-методический раздел
1.1. Цель изучения дисциплины
Основная цель преподавания курса – раскрыть роль и методикудеятельности социологических служб в редакциях СМИ.
1.2. Задачи курса
Изучение условий оптимального функционирования социологической службы редакции, ее структуры, опыта и методов работы.
1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Курс связан с другими специальными дисциплинами по магистерской программе «Социология журналистики». Его особенность заключается в том, что студенты приобретают знания и опыт скорее исследовательской деятельности социологического плана, чем использования методов социологии в журналистском труде. В этом плане курс непосредственно соприкасается с такими дисциплинами, как «Социология и психология аудитории СМИ» и «Социально-психологическое изучение редакции и журналиста».
1.4. Требования к уровню освоения дисциплины
Для достижения поставленных целей студент должен:
– знать исторический и новейший опыт проведения исследований в целях обеспечения редакционной практики;
– уметь программировать работу социологической службы редакции;
– иметь представление о технике и формах проведения конкретных исследований производственного назначения.
1.5. Методические рекомендации
Курс предполагает сочетание лекционной, семинарской и самостоятельной форм обучения. СМИ действуют в условиях рынка, журналистская информация стала товаром, и успех бизнеса зависит от знания того, кто является потребителем, покупателем новостей, насколько сильны позиции конкретного СМИ в сравнении с конкурентами. Информацию такого рода можно заказывать специальным исследовательским центрам. Но некоторые редакции организовали собственные социологические службы, работа которых отличается сравнительной дешевизной для редакций, но большей эффективностью, регулярностью и оперативностью. Квалификация выпускника магистратуры включает в себя умение организовать такую службу и выполнять ее функции. Студентам рекомендуется обратить внимание на опыт, имеющийся как у российских СМИ, так и у зарубежных. Практическое умение проявляется в выполнении учебных заданий по этому профилю, максимально приближенных к реальной работе служб социологического анализа.
Форма итогового контроля – зачет.
Требование к зачету: студент выполняет контрольную работу и отвечает на теоретические вопросы.
Объем дисциплины, виды учебной работы, формы контроля
Вид учебной работы | Общее количество часов | Семестры | |||
9-й | 10-й | 11-й | 12-й | ||
Аудиторные занятия – лекции – лабораторные работы – практические занятия, семинары | |||||
Контрольные работы, рефераты | |||||
Коллоквиум | |||||
Курсовая работа по дисциплине | |||||
Курсовая работа по специализации | |||||
Зачет | |||||
Экзамен |
Содержание дисциплины
3.1. Темы дисциплин, их краткое содержание и виды занятий
Лекции
1. История возникновения социологических служб в редакциях СМИ. Исследовательские организации в сфере социологии журналистики и массовой информации. Институт общественного мнения при газете «Комсомольская правда» (1960). Новые жанры середины 60-х годов (социологический очерк и социальный портрет) как отражение влияния социологических исследований на журналистику. Опыт социологических служб в редакциях зарубежных СМИ.
2. Социологическая служба в редакции: задачи и организация. Опыт первой в Петербурге службы социологии при издательском доме «Калейдоскоп» (создана в мае 1998). Работа социологической службы в телерадиокомпании «Петербург».
3. Изучение читательского спроса как важнейшее направление деятельности редакционной службы социологии. Аудитория СМИ: понятие и типология. Социология обратных связей редакции. Изучение спроса через службы распространения, с помощью продавцов газет и журналов, постоянных опросов читательской аудитории.
4. Внутриредакционное исследование. Социально-психологические методы изучения журналиста. Опрос в редакциях. Контент-анализ СМИ. Методы эксперимента и наблюдения. Дневник самохронометража. Анализ почты и аудиторных звонков в редакцию. Составление Паспорта редакции.
5. Масштабные социологические исследования. Работа городских исследовательских групп и масштабное исследование силами социологической службы в редакции: сравнительный анализ. Сотрудничество с отделом маркетинга редакции.
6. Реализация рекомендаций социологических служб (обзор практики). Динамика распространения продукции СМИ. Изменение имиджа издания и повышение его рентабельности. Судьба новых проектов на телевидении (НТВ, РТР, ОРТ).
Семинарские занятия
На занятиях анализируется практика социологических служб в редакциях, рассматриваются способы изучения читательского спроса, методы оценки работы редакции и журналистов. На семинарские занятия выносятся следующие темы.
1. Организация работы социологической службы в редакции.
2. Изучение читательской аудитории и спроса на газету.
3. Методы изучения редакции и журналиста.
4. Масштабные социологические исследования.
5. Практическая эффективность социологической службы.
3.2. Примерная тематика контрольных работ
В течение цикла занятий по дисциплине студенты представляют руководителю семинарских занятий контрольные работы: 1) анализ практики социологической службы в редакции конкретного издания, с критической оценкой ее деятельности; 2) разработка программы исследования с редакционно-производственной целью. Работы выполняются на отдельных листах бумаги А4 с прикрепленными к ним документами, подлежащими анализу (если есть документы).
3.3.Примерный перечень вопросов к зачету
1. История возникновения социологических служб в редакциях отечественных СМИ.
2. Опыт деятельности социологических служб в редакциях зарубежных СМИ.
3. Социологическая служба в редакции: задачи и организация.
4. Изучение читательского спроса: задачи и организация исследований.
5. Социология обратных связей редакции.
6. Внутриредакционное исследование: тематика, организация, использование результатов.
7. Контент-анализ СМИ как форма самонаблюдения в редакции.
8. Масштабные социологические исследования в практике СМИ.
9. Сотрудничество социологической службы редакции с исследовательскими центрами.
10. Сотрудничество социологической службы с отделом маркетинга редакции.
11. Реализация рекомендаций социологических служб.