Личается информация , полученная с помощью разных методических приемов

одумайте, вы одинаково бы ответили на три сходных вопроса: Что, по

ашему мнению, является для молодежи самым важным? Чего бы вы

ольше всего хотели добиться в жизни? Что для вас лично наиболее цен-

Но значимо в жизни?

В изучении динамики ценностных ориентации молодежи используется и now методика - сопоставление материальных и постматериальных (духовных) щ ностей1. В рамках этих исследований отмечалось, что в иерархии ценност снизился статус самой духовности:

• Материальную обеспеченность отнесли к высшим ценностям в 1990 г. 42% лодых респондентов, в 1991 г. - 58%. Она поднялась с 8-го рангового места 1989г. на 3-е в 1991 г. Выше респонденты поставили только любовь и семейное счастье, здоровье.

• Доля молодых людей, назвавших среди высших ценностей духовность, сокра­тилась с 16% (14-е ранговое место) до 12% (18-е ранговое место). Более 2/3 on-рошенных не включили духовность в число качеств, необходимых в условиях пе­рехода к рынку. Почти половина связывала этот переход со снижением уровня ду. ховно-нравственной защищенности. Каждый третий участник опроса считал: пе­реход к рыночной экономике еще больше размоет духовные ориентиры общества. Лишь каждый четвертый был уверен : этот переход создаст условия для духовно­го оздоровления общества. Около 40% опрошенных не имели определенного мнения о возможном влиянии рыночной экономики на духовную жизнь общества. 27% были озабочены тем, как противостоять агрессии бездуховности. За послед­ние годы фиксируется быстрое нарастание страха перед будущим. Весной 1993 уже каждый четвертый респондент боялся будущего.

ЗАДАНИЕ 4.20. Оцените: не устарели ли эти данные за прошедшие годы?\ Изменилось ли что-то в проявившихся в начале 1990-х годов тенденциях? Если да, то - в каком направлении?

Еще одна методика изучения ценностных ориентации была реализована! рамках исследовательского проекта «Молодежь в обновляющейся России». Здес» в качестве общего индикатора ценностных ориентации использовался вопрос понимании жизненного успеха. Конкретизацией общего подхода к успеху в жизи как индикатору ценностных ориентации являются попытки социологов опреде­лить: что молодые считают наиболее важным для достижения жизненного уст ха?2 Что необходимо, чтобы сделать успешной свою жизнь?3 Готовы ли они nt одолевать сложности жизни и добиваться успеха?4

' Андреенкова А. Материалистические и постматериалистические ценности в России// Социс. 1994. №И

Молодежь России: тенденции, перспективы. М., 1993. С.167-169.

2 Студент-99. Ккатеринбург, 1999. С.35.

' Молодежь - 97: надежды и разочарования/Б.А. Ручкини др. М., 1997. С.212.

4 Там же. С.220.

Личается информация , полученная с помощью разных методических приемов - student2.ru

Личается информация , полученная с помощью разных методических приемов - student2.ru

Личается информация , полученная с помощью разных методических приемов - student2.ru

Личается информация , полученная с помощью разных методических приемов - student2.ru

Личается информация , полученная с помощью разных методических приемов - student2.ru

Рис.4.20. «Сегодня в жизни каждого человека возникает много проблем сложностей. Считаете ли вы себя в силах их преодолеть, добиться успеха?»

Сопоставление этих данных с предшествующими исследованиями дает пред. ставление о динамике ценностных установок и ориентации молодежи:

• все более определенно в молодежной среде проявляются ориентации на дос­тижение личного успеха.Если установка на успех в 1970-е гг. была характерна для 10-15% респондентов, то в 1990-е гг. - для 60-70%. Истоки этого изменения состоят как в усилении роли индивидуалистических ориентации, так и в экстре­мальности современной жизненной ситуации в России;

• для большинства молодых людей успех - это достижение прежде всего ма­териального благополучия посредством карьеры, приобретения высокого социального статуса.Важность общественного признания зачастую ставится под сомнение;

• устойчива ориентация прагматического характера- на материальное бла­гополучие. Она не должна оцениваться однозначно. А попытки такие были неред­ки - борьба с вещизмом и потребительством молодежи Практицизм и прагматизм нередко связаны с эгоистическими устремлениями, чреваты нравственными из­держками. Порой во имя их нарушаются нормы морали и законы. Но есть и другая сторона практицизма - стремление молодого человека обеспечить себе нормаль­ное социальное положение, материальное благополучие, создать предпосылп для культурного досуга. А самое главное : прагматизм - реакция на бесконечные обещания и декларации, да и готовность к реальным конкретным делам;

• наблюдается явное противоречие в жизненных установках.Жизненный комфорт, успех возможны прежде всего благодаря собственным усилиям, пред­приимчивости,но при наличии необходимых условий, в качестве которых высЯ пают знакомства с нужными людьми,помощь влиятельных лиц. Практичеа одинаковое процентное распределение первых двух позиций является своеоС разным репродуктивным отражением в сознании молодежи специфики российски экономики - эклектического сочетания в ней принципов двух разных экономии

елей социального устройства, рыночной и бюрократической. Дух пред-

сти, характерный для рыночной экономики, причудливо уживается с приимчи

этическим «рынком связей», определяющим пути и средства получения, жения материальных, статусных, проа>ессиональных благ и ценностей. Од-оставление ПОлученных данных с результатами аналогичных исследова-последнего десятилетия позволяет наряду с преемственностью «старых» ностей зафиксировать параллельную, устойчивую и активно реализующуюся денцию. В одном из первых исследований экономических ориентации молоде-канун рыночных реформ(1991 г.)1 - «умение устанавливать связи с нужными юдьми» - признавалось молодыми респондентами приоритетным, оставляя да­леко позади себя предприимчивость, инновационность, образованность. Конку­рентность данных мотивационных факторов в ценностном сознании молодежи в конце 1990-х гг. свидетельствует о ее ценностной переориентации;

• на смену патерналистскими в какой-то мере инфантилистскимнастроениям («Я могу чего-то добиться в жизни только благодаря помощи извне») приходит осознание необходимости прежде всего личностных, деятельностных усилий («Мой успех зависит от меня, от моей предприимчивости»). Немаловажную роль в установках респондентов отводится образованию, которое выступает в качестве основы, фундамента для будущей успешной жизни;

• изменилось мнение молодых людей о способах достижения успеха.Если еще в начале 1990-х годов главным считалось везение, стечение обстоятельств, умение рисковать, а уровень образования не играл существенной роли, то в по­следнее время он становится все более значимым фактором достижения успеха. Сохраняется высокий престиж дела по душе.Но одновременно резко снижает­ся ориентация на профессиональное мастерство.Рыночные отношения «ди­кого» типа создают возможности быстрого обогащения независимо от уровня об­разования и квалификации;

характерная черта последних лет - заметное разделение в сознании моло­дежи карьеры, славы, власти.Если стремление сделать карьеру определяет зненные цели 36-37% студентов, то желание славы свойственно 5-6%, власти ">• и эти позиции занимают самое низкое ранговое место в их ценностной *Ъп<* ПопРежнему невысок престиж нетрудной работы, спокойной жизни(но ^УДентов такая ориентация растет), возможности командовать людьми; а первом же месте - желание семейного счастья. Наиболее приоритетные

Молодежь России . Екатеринбург, Челябинск, 1991.

ценности - здоровье, семья, друзья;

• усиливается значимость безопасности(особенно - у работающих);

• не происходит поворота молодых людей к духовно-нравственнымцен стям,к самореализации личности.. Снижается активность всфере потреби, ния духовных ценностей;в целом снижается уровень духовности молодец. Возникает острая необходимость восстановления любви к Отчизне и к собствен, ной культуре, устранения дефицита национального и личного самоуважения;

• происходит снижение престижа ряда традиционных (инженерной, педагогиче-ской и др.) профессий и усиление прагматических настроений. Развиваются орц. ентациив профессиональном и жизненном самоопределении на перспективу. на трудоустройство в негосударственном секторе, малом и среднем бизнесе, воз­растает резкое расхождение этих ориентации с направленностью и характере* профподготовки;

• противоречиво изменяется ценностное восприятиемолодыми межпоко-ленческих взаимоотношений- с одной стороны, возрастает их стремление к са мостоятельности, автономности, независимости; с другой - растет значение роди­тельской семьи для них, усиление их зависимости от нее;

• возрастает роль неформальных, межличностныхотношений в молодеж­ной среде,утверждается связанный с этим противоречивый подход к традицион ным институтам (особенно - к браку, семье);

• усиливается аполитичность,сочетающаяся с нарастающим негативизмом, социальным протестом;

• утверждается причудливое сочетание оптимизма(в отношении социальных! личностных перспектив) и пессимизма(в отношении возможностей трудоустро ства по специальности и получаемой профессии), распространяются ориентир ноувизма (жить сегодняшним днем).

Представления о кризисе идеалов и ценностей молодых нуждаются в серьв ном уточнении. Да, во многом разрушились многие идеологемы, политизироЕ ные иллюзии и стереотипы. Однако сфера нравственности, ориентация на « рядочность и искренность в межличностных отношенияхоказалась более тойчивой. И это - при всех издержках - позитивный момент.

ЗАДАНИЕ 4. 21. Обсудите на семинаре отмеченные тенденции. Соглас ли вы с выводами социологов о динамике ценностных ориентации м» дежи? Как - на основе своего жизненного опыта • вы могли бы скорре101 роеать и дополнить эти выводы Изучениеценностных ориентациимолодежи в социологическом исследова-

нионно определяется двумя основными направлениями: нии традич»

вление целевых установок респондентов или терминальных ценностей,

дающих общую направленность поведения молодого человека на основе ррвания его жизненно важных целей, определения основных сфер само­реализации и самовыражения; характеристика инструментальных ценностей- представлений опрашивае-о допустимых, возможных, признаваемых средствах достижения жизненных

целей.

Анализ приоритетности терминальных или инструментальных ценностей, уме­ние их соотносить и уравновешивать позволяет выявить применительно к моло­дежи одну из важнейших аксиологических характеристик ее деятельности - соот­ношение цели и средств - в самом широком диапазоне: от утопической ориента­ции на благородные, но недостижимые (по крайней мере, - при сегодняшних сред­ствах и людях) цели -до ориентации «все средства хороши», «цель оправдывает средства». Как часто этот подлый принцип служил (да и сегодня служит) эффек­тивным инструментом обмана доверчивых масс, которые зачастую «обманывать­ся рады». Молодежь - в силу недостаточности социального и жизненного опыта -представляет собой особенно уязвимую в этом отношении группу, что и проде­монстрировали «цветочные» революции на постсоветском пространстве.

ЗАДАНИЕ 4. 22. А как соотносятся цели и средства лично вами, вашими друзьями и знакомыми, в молодежной среде в целом?

Наконец, аксиологический анализ современной российской молодежи будет не­полным, если обойти проблемы межпоколенческого аспекта ценностных от­ношений.Особого внимания заслуживают, в частности, такие проблемы:

гаков характер ценностного взаимодействия молодого и старшего поколений -преемственность ценностей, конфликт или разрыв?

по отношению шению к каким социальным и жизненным ценностям позиции поколений более близки, а к каким - они наиболее расходятся?

испытывают ли молодые люди непонимание и враждебность со стороны стар­ки да - то в какой степени?

проявляют ли молодые люди нетерпимость и враждебность по отношению к им' если Да - то в какой степени?

Материалы социологических исследований позволяют судить о характере

отношений:

Личается информация , полученная с помощью разных методических приемов - student2.ru

Личается информация , полученная с помощью разных методических приемов - student2.ru

Личается информация , полученная с помощью разных методических приемов - student2.ru

1 Молодежь - 97: надежды и разочарования/ БА. Ручкин и др. М., 1997. С.39-40 гТамжс.С215.

Личается информация , полученная с помощью разных методических приемов - student2.ru

ЗАДАНИЕ 4.23. А как на все эти вопросы, посвященные межпоколенческии ценностными отношениям, ответили бы вы?

Итак, общая картина ценностного сознания молодых россиян 1990-х гг. весьма пестрая и противоречивая. Ее конкретизация связана с выделением основных на­правлений социализации и деятельности молодых. Им соответствуют определен­ные блоки ценностей - интегральных качеств личности молодого человека:е человек обучающийся(ученик, студент); е человек экономический(работник, профессионал); е человек социальный(гражданин); • человек культурный;е человек семейный.

Учет динамики ценностных ориентации современной молодежи - необходи­мая предпосылка эффективной молодежной политики.Вряд ли их анализ по­зволяет делать прямые практические выводы, разрабатывать социальные тех­нологии.Но и без знания того, что волнует молодых людей, во что они верят или не верят, реализация таких технологий не может быть эффективной.

Тем самым мы очертили круг проблем для последующего анализа и специфи­ку нашего подхода: акцент именно на установки, ориентации, потребности, ин-

ресы и мотивации молодых россиян.Это важно и потому, что другие отрас­лью социологии (образования, труда, политики, семьи, культуры) имеют свое лемное поле, лишь частично пересекающееся с социологией молодежи.

енно эти пересечения - «молодой человек в сфере...»- и будут нас преиму-Цественн° интересовать.

Тема 13.

Наши рекомендации