Идеи политического устройства нового времени
Наиболее завершенными и систематизированными суждениями о праве, государстве и гражданском обществе стали взгляды Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831 гг.) - классика немецкой философии. Философ является сторонником историзма в понимании общественной и других сфер жизни,излагает концепцию права, показывает развитие объективного духа через толкование диалектики права от его абстрактных форм к конкретным. В труде «Философские права» Гегель утверждал, что если первым звеном в развитии «моральной субстанции» есть семья, то другим - гражданское общество, которое слагается из множества отдельных личностей или отдельных свободно существующих людей, создавая определенную систему. Гегель подчеркивает, что гражданское общество возникает после возникновения государства и приобретает форму триады: три системы потребностей всех других; действенности правосудия, охраняющего свободу и собственность частного лица; полиции и корпораций, выполняющих те же функции, но в других аспектах.
Главнейшая функция гражданского общества – следить, чтобы свободное развертывание частной собственности не ограничивалось социальными и моральными требованиями. Описывает современное ему государство как конституционную монархию, обладающую сильной бюрократической исполнительной властью, участием граждан в управлении и соблюдением индивидуальной и общественной автономии. Политическая жизнь каждой эпохи определяется доминирующими духовными и материальными силами. Окончательное объяснение характера каждой эпохи следует искать в природе метафизического бытия, именуемого Духом, Мыслью или Разумом [23].
Гегель выделял 3 эпохи в развитии человечества: восточная, античная, германская. В каждой из них (от восточных деспотий, через греческое рабство до европейской свободы, впервые проявившейся в Германии), нарастает степень самосознания и свободы.
Социологические концепции Гегеля стали важным источником для формирования политических, социальных и экономических идей Маркса. Основные принципы философии истории Георг Гегель изложил в труде “Философия истории”, включая идеи Гердера о поступательном характере развития мировой истории, взаимосвязь ее этапов, их наследственность и т.п. Система философии истории Гегеля не всегда согласовывается с логикой мировой истории, когда логика бытия искусственно подгоняется под абстрактную логическую схему. Гегель рассматривает историю как прогресс духа в осознании свободы, где свобода есть и свобода духа, и интеллектуальная свобода личности. Но личность тоже не реализует себя, хотя ей кажется, что она творит по собственной воле, в действительности же за этим стоит абсолют.
Социальные мыслители первой половины 19 в. стремились в той или иной форме осмыслить результаты французской революции 1789 г. и оценить тот общественный строй, который шел на смену феодализму. Первое направление в социально-политической мысли тогда объединяло тех, кто позитивно воспринял те общественные ценности, которые возникли вследствие революционных событий и, прежде всего, реалии буржуазного общества. Это позиция либеральной социально-политической мысли, в частности, позитивизма. И второе направление вобрало в себя концепции, которые в той или иной форме отстаивали прежние порядки, стремились критиковать их с позиций прошлого, идеализировали феодализм и т.п. Такое направление социально-политической мысли названо консерватизмом [23].
Самые влиятельные из идеологов консерватизма Эдмунд Берк (1729-1787 гг.), Леон Бональд (1704-1840 гг.), Жан де Местр (1753-1821 гг.) и др. Патриархом либерализма считается классик экономической мысли Адам Смит. Программные основы либерализма разрабатывали Иеремия Бентам (1748-1832 гг.), Джон Милль (1806-1873 гг.), Берк Констан и др. И третье направление социально-политической мысли состоит в противопоставлении будущего справедливого, строящегося самими людьми общества, феодальному прошлому и буржуазным реалиям.
Идеология либерализма имела важное значение для формирования социологической мысли и развития социологической теории.
В создании науки об обществе, общественных и политических отношениях определенный вклад вносит французский политик, историк и социолог Шарль Алексис Анри де Токвиль (1805-1859 гг.). Социальная философия Шарля де Токвиля о демократии есть своеобразный синтез либеральных и консервативных идей. Хотя на современников его труды не оказывали какого-либо серьезного влияния, они заново открыты в начале 20 в. Токвиль глубоко и остро почувствовал силу перелома, свершившегося в Европе после событий Французской революции 1789 г. Произведения Шарля де Токвиля - это своего рода социография раннебуржуазного общества. В трудах «Демократия и Америка», «Старый строй и революция» и др. Шарль де Токвиль показывает, что революция во Франции - результат общественных противоречий, обострившихся в предреволюционный период. Понятия демократии и аристократии у Токвиля означают больше, нежели символы политического строя, скорее, это определенные «идеальные типы» общественных отношений, отличающиеся друг от друга [23].
Токвиль анализировал результаты буржуазной революции в Европе, будучи в Америке, противопоставляет общество аристократическое (воплощение старого режима) и демократическое. Общество существует лишь тогда, когда люди смотрят на вещи с одной точки зрения, когда обладают общественными взглядами, когда, наконец, те самые факты вызывают не одинаковые впечатления и мысли.
Анализирует становление демократии в Америке в XIX веке как новое общественное устройство, опирающееся на принципы равенства. В демократических обществах теряется уважение к авторитетам, люди полагаются только на свой разум. Демократия и сближает людей и изолирует их друг от друга. Реализуется принцип равенства людей перед законом, но каждый заботится о собственных интересах, теряет интерес к общественным делам.
Одним из первых использовал сравнение различных политических систем для обоснования теории происхождения государства. Демократии свойственен инстинкт централизации. Внедрение в жизнь общества принципа всеобщего равенства создает невиданные ранее возможности централизации и манипулирования людьми. Складывается впечатление, что происходит две противоречивые революции: одна постепенно ослабляет власть, а другая усиливает. Тирания большинства – вот что означает американская и всякая демократия.
Идеи социализма и коммунизма имеют давнюю историю. Но только в 19 в. они выходят на передний край политической жизни и становятся предметом острых политических дискуссий. Великие социалисты начала 19 в. Сен-Симон, Фурье, Оуэн, резко отличающиеся от Бабефа в трактовке путей к социализму, выступают как его прямые наследники и продолжатели. Оценивая социальные последствия французской революции, идеологи социализма отмечают противоречивость между лозунгами и реальностями. Лозунги свободы, равенства и братства, провозглашенные Французской революцией, не реализовались на практике, и новый общественный строй не только не устранил неравенство и эксплуатацию, но и усилил их. Поэтому буржуазный строй сам заслуживает быть уничтоженным и на его месте построен новый - справедливое, гуманное, демократическое общество. Большинство представителей социалистических учений стремятся поставить социальные знания на службу практической реорганизации общества на справедливых основах, осознают, что реформирование общественного строя связано с перестройкой отношений в материальной и производственной сферах.
Политический след в истории социологической мысли оставило творчество Анри де Сен-Симона, учителя и предшественника Огюста Конта. В начале 19 в. все больше уделяется внимания преимуществам так называемого позитивного знания, получаемого с помощью специальных наук путем наблюдения и эксперимента [23]. Исходя из понимания, что позитивные знания есть научные, а не метафизические, позитивные знания становятся определенным направлением в философии - позитивизмом. Сен-Симон обосновывает необходимость создания новой позитивной науки об обществе, которая должна стать такой же точной как естествознание: иметь специфический научный предмет и объект, использовать точные методы фиксирования явлений, предполагать рассмотрение общества во взаимосвязи с другими науками и зависимости от естественных и социальных наук.
Сен-Симон считал основой прогресса общества прогресс знания человеческого разума, рассматриваемого им как «верховный закон». История общества - единая цепь взаимосвязанных между собой прошлого, настоящего и будущего знаний, потому что грядущее складывается из прошлого и настоящего интеллектуального потенциала.
Современное ему общество Сен-Симон называл индустриальным, качественно отличным от традиционного: основано на промышленности, становлении класса «индустриалов» (фабриканты, купцы, банкиры и рабочие). Классифицировал население на классы (ученые, индустриалы, крестьяне, паразитирующие классы); группы населения по характеру труда (умственного и физического, промышленного и сельскохозяйственного); по половой принадлежности; конкретные люди.
В идеале индустриальное общество основано на лозунге «Все люди - братья», ликвидации паразитирующих классов, сотрудничестве производящих классов, равенстве людей, а также национальных и половых групп, плановом развитии промышленности и сельского хозяйства, превращение государства из подавляющего органа в организатора производства, постепенном стирании отличий между народами и странами [8].
Согласно науке о человеке и обществе, позитивизм вносит такие постулаты: выделение общества как специфического научного предмета и объекта исследования, постановка вопроса о необходимости науки о человеке как самостоятельной отрасли знания, введение наблюдений и точных методов фиксирования явлений и описание их взаимодействия и взаимосвязей, рассмотрение общества в системе его взаимосвязи с природой. Сен-Симон критиковал историю за то, что она не поднималась над хаосом фактов до их обобщения. Идея Сен-Симона о создании позитивной науки о человеке находит дальнейшую реализацию в создании мыслителем умеренно-консервативного направления Огюстом Контом - науки социологии.
Вопросы для контрольной проверки знаний:
1. Каково представление Г. Гегеля о сути гражданского общества и его роли в историческом развитии?
2. Какие два основных направления возникли в социологическом учении 19 века? Каковы их предпосылки?
3. Почему Г. Спенсер сравнивал государство с акционерным обществом? Какие типы социальных институтов выделял философ?
4. С какой целью Ш. Токвиль сравнивал европейское и американское общество?
5. С какими именами связаны первые идеи социализма и коммунизма?
6. С чем А. Сен-Симон связывал необходимость появления позитивизма как социологического направления?
7. В чем, согласно А. Сен-Симону, проявляются черты индустриального общества?