Теория и практика социальной групповой работы

Социальная групповая работа как форма или метод социальной деятельности широко используется с целью оказания человеку помощи через передачу группового опыта, для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. При этом признается, что для компетентного использования этого метода требуется особая, профессиональная подготовка специалиста.

В практике социальной работы выделяют различные виды. Например, категорию социокультурных групп составляют группы восстановления, группы восстановления умений, образовательные группы, группы самопомощи. Помимо этого существуют еще терапевтические группы, деятельность которых направлена на разрешение психосоматических и экзистенциальных проблем.

В зависимости от целей группы позиция социального работника может быть различной. Если группа ориентирована на достижение общезначимых в широком правовом и гражданском контексте целей, то социальный работник выполняет роль организатора и координатора внешних связей группы. Если цель группы – расширение сферы самосознания и индивидуального опыта за счет интенсивного и рефлексивного общения (например, тренинг коммуникативных навыков), то в этом случае социальный работник посредник внутригруппового взаимодействия.

Наиболее важный результат групповой работы – преобразование внутреннего мира ее участников. Основа этих преобразований – переосмысление жизненных ценностей.

“аксикреация». Термин означает порождение, выращивание у человека или группы новых или регенерацию и переосмысление старых ценностей.

В.Н.Макаревич определяет назначение групповой paботы, правда, без акцентирования внимания на социальной работе:
1) действия по решению сложных проблем;
2) формирование сплоченного коллектива, создание «сыгранной команды»;
3) поиск реализация благоприятных возможностей;
4) для организации процесса обучения, обмена опытом;
5) для личностного и профессионального самоопределения участников работы и т.д.
Принято выделять два основных типа групп: созданные специально для работы с их членами и для решения внутригрупповых проблем (внутренне направленные); группы, созданные для достижения какой-либо внешней по отношению к группе внутренне ориентированные группы также разделяют на:
а) нацеленные на нормальное развитие своих членов (группы социализации);
б) группы, цель которых – исправление отклонений, возникших в ходе предшествовавшей социализации (группы ресоциализации). Каждый из этих типов групп в свою очередь дифференцируется в зависимости от задач, которые решаются в ходе работы с группой.
Вместе с тем, независимо от типа группы, избранного подхода, социальный работник призван соблюсти ряд принципов в работе с ней. Прежде всего, основная его задача помочь членам группы образовать систему взаимопомощи. Во-вторых, социальный работник должен понимать характер и содержание групповых процессов и использовать их для достижения целей группы, помогать в этом членам группы. В-третьих, социальный работник должен стремиться усилить способность членов группы действовать независимо. Наконец, он должен помочь членам группы осознать свою общность к моменту прекращения деятельности группы.
По количественному составу группа должна быть не менее трех человек. макс 7.

в группе свыше 7 человек возникают проблемы социотехнического характера, связанные с регулированием внутригрупповых процессов, такая группа менее управляема и распадается на отдельные микрогруппы.

Я.Лейман выделяет следующие этапы групповой работы:
1) уточнение решаемой проблемы, более глубокое осознание объективного противоречия, порождающего данную проблему,
2) уточнение направления общей деятельности, ее планирование,
3) исследование (анализ) проблемы,
4) выработка альтернативных решений, оценка их, планирование;
5) обсуждение альтернатив с руководством, выбор оптимального варианта решения

Групповая работа ведет к большей независимости личности, большей раскрепощенности и раскованности, большему желанию экспериментировать и пробовать новое.

Наши рекомендации