Вторичный групповой контроль – это законы, различные насильственные регуляторы, формализованные процедуры.
Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегает к принуждению, что бы заставить его поступать так же, как все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение. которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.
Вопрос 3. Социальные отклонения и их типология.
К сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных, почти в равной степени оказывались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая всегда ценилась превыше всего.
Поэтому социальное отклонение – означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общеприняты нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые различные формы. Преступники из молодёжной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы – всё это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм или девианты. А отклоняющееся поведение называют девиантным (от лат. deviatio – уклонение).
Социологии девиантного поведения положила начало книга Э. Дюркгейма «Самоубийство: Социологический этюд» (1897 г.) Созданная им концепция аномии (состояния при котором личность не имеет твёрдого чувства принадлежности, а так же надёжности и стабильности в выборе линии нормативного поведения), легла в основание современных работ по девиации.
В ХХ веке выделилось 3 основные направления разработки девиантного поведения: первое – заложили труды теоретиков социологии М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса и др.; второе – на стыке социологи и смежных дисциплин (прежде всего права) разрабатывали М. Хальбвакс, У. Томас, Ф. Знанецкий (к нему можно отнести труды в области теории конфликта Л. Козера, Р. Дарендорфа; третье – это социологиядевиантного поведения, как относительно самостоятельная специальная (частная) социологическая теория. Она зародилась в недрах структурного функционализма Т. Парсонса и Р. Мертона.
Девиантное поведение – это социальное явление, выраженное в массовой форме человеческой деятельности, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
Этот термин в социологии употребляется в 2-х значениях:
· в широком (берёт своё начало из зарубежной социологии) – это любое отклонение от принятых в обществе социальных норм, начиная с самых незначительных (нарушение пропускного режима в учреждении) и заканчивая самым серьёзным (убийство);
· в узком – это незначительные проступки те, что не подпадают под статью уголовного кодекса.
Отклоняющееся поведение людей объясняется следующими причинами:
· Новая социальная система возникает не на пустом месте, а вырастает из ряда элементов прежней, разрушенной системы (люди, производительные силы, духовная или материальная культура).
· Процесс развития новой социальной системы обычно не равномерен, а это порождает диспропорции в соотношении её элементов, приводит к отставанию некоторых из них и дефектам их функционирования.
· Может наблюдаться не полная адаптация развивающейся системы к внешним и внутренним условиям её существования (то есть, социальное, культурное или техническое развитие может не успевать за вновь возникающими общественными, духовными или экономическими потребностями).
· Влиянием случайных событий.
Отклоняющееся поведение – это очень широкий класс явлений от безбилетного проезда до вандализма, поэтому при такой постановке проблемы говорят о его формах и размерах. К основным формам девиантногов широком смысле относят: пьянство и алкоголизм, наркоманию, преступность, самоубийство, проституцию, гомосексуализм. Иногда к ним добавляют азартные игры, психические расстройства, а так же уголовные преступления.
Всё многообразие форм отклоняющегося поведения можно разделить на 3 группы:
· Девиантное поведение - выступает самым слабым и самым массовым видом нарушения.
Его содержание не сводится к различным нарушениям общественного и административного порядка. Помимо негативного смысла у него существует и позитивный смысл, так как отклоняться от среднего стандартного поведения можно как в отрицательную, так и в положительную стороны.
Девиантное поведение подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. По контролем находилось всё: длина волос, форма одежды, манера поведения. Как правило, контроль поведения в обществе симметричен: отклонение в плохую сторону осуждается, в хорошую – одобряется. Но встречаются группы или общества где контроль может быть не симметричен (банда убийц).
· Делинквентное поведение – не наказуемые с точки зрения уголовного кодекса РФ правонарушения.
(Пример: мелкое хулиганство, незначительное хищение продуктов в магазине, мелкое воровство в транспорте или на рынке, драки без нанесения тяжких телесных повреждений, обман (обсчёт) покупателя продавцом,, опоздание на работу, переход улицы или курение в неположенном месте и др.)
В перечень делинквентного поведения школьников, по данным зарубежных и отечественных социологов может входить: не приход домой ночевать, употребление алкоголя, драки, прогуливание занятий, курение, уход из школы, отбирание карманных денег, порча общественного имущества, рисование краской на стенах.
Таким образом, любое поведение, которое не одобряется общественным мнением, называется девиантным, а поведение, которое не одобряется законом - делинквентным. Неодобрение ещё не означает наказания. Уголовное наказание очерчивает границу между делинквентным и преступным поведением. (Пример: подростки стоящие на учёте в комнате милиции – делинквенты, но не преступники. Таковыми они становятся, попав после решения суда в места заключения).
Нарушения социальных норм могут быть серьёзными и несерьёзными, сознательными и несознательными. Все серьёзные нарушения, не зависимо от того, сознательно они совершаются или нет, но попадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.
Самой податливой к делинквенции группой населения является молодёжь, в основном та, которая проходит социализацию в преступной или отклоняющейся среде. Такую среду или семью называют неблагополучной. Районы с высокой плотностью делинквентного и криминального поведения называют криминогенными, а категории населения, которые более других склонны совершать криминальные или делинквентные поступки – группами риска. (Пример: вандализм как бессмысленное уничтожение материальных и духовных памятников – это один из самых распространённых примеров делинквенции. Это название произошло от германского племени вандалов которые в V веке н.э. разрушили Римскую империю).
Чаще, чем среди других возрастных групп, делинквентное поведение по ряду причин встречается среди подростков. Самые главные из них – социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Они проявляются в стремлении испытать острые ощущения, в недостаточной особенности прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированным стремлением быть независимым. Подросток часто не соответствует требованиям, которое предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определённых социальных ролей, в той мере в которой ожидают от него окружающие. В свою очередь он считает, что не получает от общества того, на что в праве рассчитывать. Противоречия между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требования общества - с другой, служит реальным источником девиации.Стремление добиться успеха, выделится иногда превращается для подростков в дорожку, которая ведёт от девиантного поведения к делинквентному.
· Криминальное поведение - при его рассмотрении речь всегда идёт о профессиональной преступности – это совершения преступлений с целью извлечения средств к существованию, получение постоянного дополнительного или основного дохода.
Это относительно замкнутая общественно-опасная подсистема, обладающая рядом признаков и характеристик, способная к самопроизводству криминальной деятельности. Ее можно подразделить на: уголовную, хозяйственную, корыстную и политическую.
В обществах со сложной структурой и противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого поведения весьма значительна. Тогда возникает вопрос: если большинство подростков в социальной группе склоняются к преступному поведению, а многие взрослые в этой группе часто преступают закон – у кого мы должны фиксировать отклоняющее поведение? Рассматривая подробнее типы отклоняющегося поведения, можно выделить 2 идеальных типа отклонений:
· Индивидуальное отклонение – когда отдельный индивид в своём поведении отвергает нормы своей субкультуры.
(Пример: обычный ребёнок из стабильной семьи, находящийся в окружении порядочных людей, может отвергнуть принятые в его среде нормы и проявлять явные признаки преступного поведения (стать делинквентом). В этом случае мы сталкиваемся с индивидуальным отклонением от норм в пределах одой субкультуры. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой моралью общества).
· Групповое отклонение – конформное поведение членов девиантной группы по отношению к её субкультуре.
(Пример: - подростки из трудных семей проводят большую часть своего времени в подвалах. Эта жизнь кажется им нормальной. У них существует свой «подвальный» кодекс, свои законы и культурные комплексы). В данном случае на лицо не индивидуальное, а групповое отклонение от норм доминирующей культуры. так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры. При возвращении к общепринятому в обществе образу жизни подросток будет индивидуальным девиантом с точки зрения «подвальной» субкультуры и она может применять по отношению к нему свои меры социального контроля; - группа бюрократов со своей субкультурой, попадая в которую каждый работник должен подчиниться действующим бюрократическим культурным нормам).
В реальной жизни, чаще всего, эти два типа отклонений не существуют в чистом виде, а взаимопересекаются.
Для просмотра процесса становления личности девианта существует концепция первичного и вторичного отклонения, которую впервые сформулировал и детально разработал Х. Беккер.
· Первичное отклонение – это отклоняющееся поведение личности. которое в целом соответствует культурным нормам принятым в обществе.
При этом совершённые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что социально он не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Множество мелких нарушений совершает за свою жизнь каждый член общества и в большинстве случаев окружающие не считают таких людей девиантами. Девианты остаются первичными до тех пор пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли.
· Вторичное отклонение – это отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.
Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющего действия, либо ошибочного, либо ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девианта. Последствием этого может стать тенденция прерывания многих социальных связей с группой или даже изоляцией от неё. Индивид может стать зависимой от отклоняющихся или преступных ассоциаций, которые станут прививать ему нравственные нормы своей субкультуры. Создаются благоприятные условия для повторения акта отклоняющегося поведения, после чего изоляция ещё больше усиливается. И после принятия более жёстких мер социального контроля индивид может перейти в состояние постоянного отклоняющегося поведения.
Отклоняющееся поведение всегда оценивается с токи зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается не только в осуждении отклонений, но и в их одобрении. (Пример:странствующий монах – в одном обществе считается святым, в другом – никчемным бездельником). В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера – культурно одобряемые отклонения. Они связаны с понятием возвеличивания, то есть возвышения над другими, что и составляют основу отклонения. Каждый из нас имеет своё представление о понятии возвеличивания. То же можно сказать и о групповых представлениях.
Необходимыми качествами и способами поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям являются:
· сверхинтелектуальность – это способ поведения приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов (в строго ограниченных областях человеческой деятельности).
Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении роли крупного учёного, а сверинтелектуальность менее необходима для спортсмена. Она может быть даже помехой при исполнении некоторых ролей, так как изолирует личность от остальных членов группы. Этот фактор не очень популярен в народе.
Общественное мнение выработало множество популярных стереотипов индивидуальных качеств, способствующих повышению индивида в различных областях деятельности. В основном они создаются для самооправдания или рекламы профессии и рода деятельности, но в некоторых из них есть доля истины., подмеченная многими поколениями людей в ходе общения. Зачастую это самый важный фактор достижения возвышения.
· сверхмотивация – это фактор способствующий возвышению индивида над остальными людьми.
Одна из причин этого – групповое влияние (семейная традиция может стать основой высокой мотивации для возвышения индивида в области деятельности его родителей). Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания перенесённые в детстве или юности (Пример: Наполеон – одиночество в детстве; Ричард III – непривлекательность и отсутствие внимание в детстве; Н. Поганини – нужда и насмешки сверстников).
· личностные качества – они тесно связаны с определёнными видами деятельности
(Пример: для солдата – смелость и отвага; для политика и предпринимателя - общительность, твёрдость характера, но все они не сказываются на карьере писателя или художника).
· особые склонности – они позволяют проявлять уникальные качества на очень узких участках деятельности, не зависимо от общей интеллектуальности.
Здесь всё решает способность сделать работу лучше других на очень узком участке деятельности, где проявляется крайне специфический талант.
Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме эсксраординарных достижений и активности, направленных на развитие общепринятых ценностей культуры. Эти общества не строго относятся к индивидуальным неудачам в достижении одобряемых ими отклонений. Но нарушение нравственных норм и законов всегда строго осуждалось и наказывалось в обществе.
Существует 3 вида теорий для определения и изучения причин культурно осуждаемых отклонений:
· Теории физических типов (Л. Ломброзо. Э. Кретшмер. В. Шелдон) – когда определённые физические черты личности предопределяют совершённые ею различные отклонения от норм («лицо убийцы», «порочные черты лица»).
· Психоаналитические теории (З. Фрейд) – изучение конфликтов происходящих в сознании личности.
· Социологические (культурные) теории – в соответствии с ними индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым определённым нормам, причём эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности.
Когда процессы социализации успешны – индивид адаптируется в окружающих культурных нормах, затем воспринимает их так, что одобряемые норы и ценности общества или группы, становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.
В сложном, постоянно меняющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие нормы и культурные ценности разных субкультур противоречат друг другу (Пример: борьба воспитания родителей с влиянием других социальных групп и институтов – излишняя идеологизация, влияние коммерческого духа, уличных групп. Неизбежно происходят конфликты норм и ценностей. То что говорят в семье детям, кажется неправдой и конфликт субкультур отцов и детей обостряется).
Когда нравственные нормы запрещают совершать некоторые действия, которые многие личности желают совершить, возникает другой феномен отклоняющегося поведения – нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным нормам. Чаще всего нормы оправдания создаются там, где происходит частое нарушение норм без последующих санкций.
Они появляются только в том случае, если есть образец нарушения, который признаётся и санкционируется в одной из групп общества. Этот образец и будет считаться нормой оправдания. (Пример: оправдание самогонщика становится нормой оправдания, если устанавливается стандарт группового одобрения способов обхода государственных ограничений на распространение спиртных напитков). Как только подобные действия становятся санкционированными группой, оправдание теряет свои моральные запреты. Следовательно, можно сказать, что нормы оправдания являются полуинституционализированными формами отклоняющегося поведения.
Социологи установили следующие закономерности реакции общества на девиации:
· Если девиация наносит личный ущерб, то они наказываются обществом в меньшей степени, чем нарушение норм, приносящие коллективный вред.
· Если девиация угрожает жизни человека, то она наказывается сильнее, нежели ущерб общественному порядку.
· Минимальные неодобряемые девиации переносятся обществом спокойно, так как считаются случайным событием, которое может произойти со всяким человеком.
· Границы терпимости общества к девиациям неодинаковы в различных культурах или разных ситуациях, принадлежащих одной и той же культуре.
Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. С одной стороны, они представляют угрозу стабильности общества, с другой – поддерживают эту стабильность. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечены порядок и предсказуемое поведение членов общества. Отклоняющееся поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения.
При многочисленных случаях социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения, происходит дезорганизация культуры и социального порядка. При этом нравственные нормы перестают контролировать поведение членов группы или общества, основополагающие ценности могут быть отвергнуты и у индивидов теряется чувство безопасности и уверенности в своих действиях.
Отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое оставалось бы статичным долгое время. Даже самые изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменений окружающей среды. Но новые культурные нормы не создаются путём обсуждения и торжественного принятия всеми членами общества. Они рождаются развиваются в результате повседневного поведения индивидов и столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Это может послужить началом создания новых нормативных образцов.
Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение всё больше проникает в сознание людей. И по мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые формы, оно перестаёт быть отклоняющим. (Пример: упадок патриархальной семьи аграрного общества с переходом к капитализму).
Но следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играют деструктивную роль в развитии общества. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания - не могут привести к появлению полезных для общества новых социальных образцов.
**************************************************************************
Контрольные вопросы:
1. Что такое социальный контроль и каковы его функции?
2. Что такое социальные санкции и какие выделяют группы санкций?
3. Что такое самоконтроль и внешний контроль?
4. Какие существуют методы социального контроля в зависимости от применяемых санкций?
5. Какие существуют способы реализации социального контроля в группе или обществе?
6. Что такое вторичный групповой контроль?
7. Что такое девиантное поведение?
8. На какие группы можно разделить отклоняющее поведение?
9. Что такое индивидуальное и групповое отклонение?
10. Что такое первичное и вторичное отклонение?
************************************************************************