Лист утверждения программы дисциплины 3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

Факультет связей с общественностью и рекламы

Кафедра ИМК и брендинга

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3

Маркетинговые исследования и ситуационный анализ

МОДУЛЯМаркетинг

Направление подготовки Профиль/магистерская программа Квалификация (степень)
031600 Реклама и связи с общественностью Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере бакалавр

Екатеринбург 2011

Лист утверждения программы дисциплины 3

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

___________________ А.Б. Соболев

«___» _________________ 201… г.

Программа дисциплины «Маркетинговые исследования и ситуационный анализ»составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования № 221 от 29 марта 2010 г. к освоению основных образовательных программ бакалавриата

по направлению­­­­­­­­­­­­­­­­­­ подготовки 031600 Реклама и связи с общественностью

по циклу Б.3 Профессиональный цикл

Разработчики программы дисциплины

  ФИО Уч.степень,уч.звание Должность Кафедра
Савчук Галина Анатольевна Кандидат социологических наук, доцент Зав. кафедрой ИМК и брендинга
Никифорова Юлия Владимировна   Старший преподаватель ИМК и брендинга
Мозолин Андрей Владимирович   Старший преподаватель ИМК и брендинга

Программа дисциплины одобрена на заседании кафедры ИМК и брендинга

Дата, № протокола заседания кафедры

Зав. кафедрой Савчук Г.А.

Программа дисциплины одобрена на заседании кафедры-координатора модуля ИМК и брендинга

Дата, № протокола заседания кафедры

Зав. кафедрой – координатора модуля Савчук Г.А.

Программа дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета/института

Дата, № протокола заседания методической комиссии

Председатель методической комиссии факультета/института ФИО

Согласовано:

Начальник отдела проектирования образовательных программ УрФУ Ю.В. Коновалова

Зам. председателя методического совета УрФУ ФИО

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 3*

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины Содержание тем в дидактических единицах**
Раздел I. Маркетинговые исследования  
Тема 1. Методологические основы маркетингового исследования Понятие маркетингового исследования. Этапы проведения маркетингового исследования. Проблема надежности и эффективности результатов маркетингового исследования. Модели исследования в рамках качественного и количественного подходов к сбору и анализу маркетинговой информации. Разработка программы маркетингового исследования. Измерение в маркетинговых исследованиях.
Тема 2. Методы проведения маркетинговых исследований Основные методы маркетинговых исследований: эксперимент, опрос, наблюдение, анализ документов. Методическая стратегия. Реализация основных маркетинговых методов в русле качественной и количественной стратегий проведения исследования. Метод как коммуникация. Метод как способ измерения.
Тема 3. Требования к отчету по результатам прикладного маркетингового исследования Логика анализа данных маркетингового исследования. Модели анализа данных. Способы оформления и представления маркетинговой информации. Подготовка отчета по результатам маркетингового исследования. Формы отчетов по результатам маркетингового исследования. Презентация данных исследования: принципы, способы подготовки и проведения.
Тема 4. Стандартизованное маркетинговое информационное обслуживание Организация сбора маркетинговой информации в организации/на предприятии. Принципы мониторинга маркетинговой информации. Стандартизированная маркетинговая информация. Внедрение маркетинговых информационных систем (составление баз данных, системы моделей маркетинговых решений, диалоговые системы).
Раздел II.Технологии обработки информации в маркетинговых исследованиях
Тема 1. Информационные ресурсы для принятия решений Определение термина «информационные технологии». Роль информационных технологий в принятии управленческих решений. Области применения различных информационных программ в практике рекламы и связей с общественностью.
Тема 2. Программа ВААЛ Алгоритмы оценки фонетического воздействия слов и текстов русского языка на человека. Области возможного применения данного программного обеспечения.
Тема 3. TextAnalyst Анализ содержания текстов. Смысловой поиск информации. Формирование электронных архивов. Основные возможности данного программного обеспечения.
Тема 4. Vortex 7.0 Обработка данных маркетинговых и социологических исследований. Возможности програмы при анализе данных маркетинговых и социологических исследований. Сферы применения данного программного обеспечения.
Раздел III. Ситуационный анализ
Тема 1. Ситуационный анализ: основные принципы и технологии Использование метода ситуационного анализа в стратегическом планировании и бизнес-процессах. Кейс-метод: суть, признаки и технологические особенности. Функциональные возможности кейс-метода. Стратегические принципы развития кейс-метода.
Тема 2. Принципы построения и архитектоника кейсов Формирование кейса. Этапы построения кейса. Жанровые особенности кейсов. Методологическое содержание кейс-метода. Имитационные игры и кейс-метод. Методические аспекты презентации и оценки.
Тема 3. Основные методы анализа кейсов Проблемный анализ. Системный анализ. Причинно-следственный анализ. Праксеологический, или прагматический анализ. Аксиологический анализ. Прогностический анализ. Рекомендательный анализ. Программно-целевой анализ. SWOT-анализ. Метод описания. Метод классификации. Игровые методы.
Тема 4. Системный подход и прогностический анализ: роль в разработке коммуникативных стратегий История развития системных представлений. Основные понятия системного анализа. Определения системы по Гейнсу и Акоффу. Динамика системы. История развития когнитивного подхода. Когнитивные карты. Методы анализа когнитивных карт. Построение моделей коммуникативного пространства социума. Ситуационный анализ социальных процессов. Ситуационный анализ методов и технологий управления коммуникативными каналами в условиях повышения социальной напряженности.

*По усмотрению разработчика материал может излагаться не в форме таблицы

**Дидактическая единица – максимально сжатое изложение главных компонентов содержания учебного материала дисциплины, обеспечивающих освоение перечисленных выше компетенций.

Примерный перечень вопросов к экзамену:

1. Методологические основы маркетинговых исследований.

2. Маркетинговые исследования в сфере связей с общественностью.

3. Этапы планирования и проведения маркетингового исследования.

4. Различие количественного и качественного подходов в маркетинговых исследованиях.

5. Типы маркетинговых исследований: разведывательное, описательное, каузальное.

6. Особенности разведывательного исследования, требования к программе.

7. Общее и особенное в программах описательного и каузального исследований.

8. Срезовые и лонгитюдные исследования: влияние временного формата на планирование исследования.

9. Программа исследования: функции, разделы, содержание.

10. Характеристика методологического раздела программы.

11. Определение проблемы исследования: основные сложности.

12. Роль постановки целей и задач в маркетинговом исследовании.

13. Процедурный раздел программы: вопросы, требующие разработки; роль этого раздела в реализации исследования.

14. Организационный раздел программы.

15. Этические вопросы организации и проведения маркетингового исследования.

16. Разработка технического задания на проведение маркетингового исследования.

17. Принципы определения выборки в маркетинговом исследовании.

18. Уровни измерения в маркетинговых исследованиях. Основные принципы построения шкал.

19. Логический квадрат и логический прямоугольник как простые шкалы.

20. Шкала Лайкерта.

21. Шкалы Богардуса и Гуттмана.

22. Методы анализа социальных установок с помощью шкалы Терстоуна.

23. Возможности измерения психосемантических шкал.

24. Подходы к построению ранжированных рядов в маркетинговых исследованиях.

25. Факторы, определяющие выбор методического решения.

26. Методы сбора информации как коммуникация и как измерительная процедура.

27. Эксперимент в маркетинговых исследованиях.

28. Метод опроса в маркетинговом исследовании.

29. Массовый опрос. Анкета как инструмент получения эмпирических данных.

30. Особенности телефонного интервью, требования при разработке инструмента для проведения телефонного опроса.

31. Почтовый опрос, специфика разработки анкеты.

32. Организация и проведение исследований в Интернет.

33. Опросы на улицах и в торговых центрах: особенности применения метода, разработка методики.

34. Личное интервью с использованием формализованного инструмента.

35. Основные виды качественных интервью, возможности их использования в маркетинговых исследованиях.

36. Взаимодействие интервьюера и респондента в ситуации опроса: фазы опроса, поведение респондента в ситуации опроса, коммуникативные навыки интервьюера.

37. Разработка анкеты: этапы, правила, требования к инструменту. Типы вопросов: классификация по содержанию, структуре, формату, функциям.

38. Общие принципы применения метода наблюдения. Разработка бланков наблюдения.

39. Сравнить включенное и формализованное наблюдение (выделить преимущества и недостатки).

40. Анализ документов как метод. Виды документальных источников и способы их анализа. Документальные источники, которые могут использоваться отделом по связям с общественностью в ходе проведения маркетинговых исследований.

41. Контент-анализ документов: область применения, принципы, возможности. Разработка бланков контент-анализа.

42. Организация и проведение исследований с помощью метода фокус-групп.

43. Способы оформления и представления маркетинговой информации.

44. Логика составления отчета по результатам маркетингового исследования.

45. Презентация данных маркетингового исследования.

46. Определение информационных ресурсов и информационных технологий.

47. Задачи, реализуемые посредством различных информационных технологий.

48. Основные преимущества программы ВААЛ. Области применения программы ВААЛ.

49. Теория фоносемантического воздействия. Шкалы прилагательных в программе ВААЛ. Антонимические прилагательные в программе ВААЛ.

50. Сущность «синестетического эффекта». Способ описания звуковой символики. Основные черты метода.

51. Сущность и специфика программы «TextAnalyst». Параметры обработки текста в текстовом анализаторе.

52. Виды результатов анализа программы «TextAnalyst». Особенности каждого вида.

53. Классификация документов. Специфика разновидностей документов в текстовом анализаторе.

54. Запрос в программе «TextAnalyst». Его функции. Техника выполнения.

55. Смысловой поиск скрытых смысловых связей слов запроса со словами текста.

56. Формирование смыслового портрета с помощью текстовых анализаторов.

57. Анализ распределения текстов по тематическим классам. Ранжирование всех видов информации о семантике текста по «степени значимости» с возможностью варьирования детальности ее исследования.

58. Составление ежемесячного анализа СМИ с точки зрения освещения деятельности субъекта. Анализ образа предприятия, формируемого у населения с помощью СМИ. Анализ настроений, вбрасываемых СМИ в массовое сознание.

59. Разработка рекомендаций для руководящих работников по поводу их публичных действий на основе анализа публикаций СМИ. Анализ позиции конкретного средства массовой информации по отношению к субъектам публичной деятельности.

60. Анализ деятельности пресс-службы. Разработка рекомендаций для пресс-службы и др. подразделений о проведении различных публичных мероприятиях.

61. Подготовка архивной справочной информации из архива и базы данных по сообщениям СМИ.

62. Программа Vortex. Ее сущность и специфика. Создание шаблона для исследования в программе Vortex.

63. Определение понятия «Переменная» программы Vortex. Типы переменных. Определение понятия «значение переменной» программы Vortex. Отличительные особенности первичной и вторичной переменной.

64. Определение понятия «документ» программы Vortex. Функция «склеить данные» в программе Vortex. Ее специфика и возможности. Типы шкал.

65. Функции «подмассив», «описание группы» в программе Vortex. Специфика, возможности, различия.

66. Виды логических операций. Одномерное распределение. Двухмерное распределение.

67. Кейс-метод. История возникновения метода. Функциональные возможности кейс-метода. Задачи, которые приходится решать в процессе реализации кейс-метода.

68. Источники, принципы построения и архитектоника кейса.

69. Основные методы анализа кейсов. Их специфика.

70. Имитационные игры. Сходство и различие имитационных игр и кейсов.

71. Субъекты и объекты анализируемых ситуаций.

72. Сущность и специфика проблемного анализа.

73. Основные параметры для проблемного анализа.

74. Сущность и специфика системного анализа.

75. Определения системы по Гейнсу и Акоффу.

76. Динамика системы. Виды системного анализа.

77. Когнитивный подход. История развития когнитивного подхода.

78. Сущность и специфика причинно-следственного анализа. Основные критерии, по которым осуществляется причинно-следственный анализ

79. Сущность и специфика прогностического анализа. Виды прогностического анализа. Их особенности.

80. Сущность и специфика прагматического анализа. Основные понятия прагматического анализа

81. Сущность и специфика SWOT-анализа. Преимущества SWOT-анализа.

82. Ситуационный анализ стабильных ситуаций внутри организации

83. Ситуационный анализ кризисных ситуаций внутри организации

84. Ситуационный анализ технологий управления персоналом в кризисных ситуациях.

85. Ситуационный анализ социальных процессов.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Кутлалиев А., Попов А. Эффективность рекламы. М.: Изд-во Эксмо, 2005.

2. Малхотра Н. Маркетинговые исследования. М.; СПб; Киев: «Вильямс», 2003.

3. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: Учебное пособие. СПб: ИВЭСЭП, «Знание», 2003.

4. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2003.

Дополнительная литература

1. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

2. Ситуационная методика обучения: Теория и практика. Киев: Центр инноваций и развития, 2001.

3. Белановский С.А. Метод «фокус-групп». М.: Магистр, 1996.

4. Белановский С.А. Свободное интервью как метод социологического исследования//Социология: 4М, 1991, №2.

5. Богомолова Н.Н. Фоломеева Т.В. Групповая дискуссия//Социально-психологический климат коллектива. М., 1981.

6. Богомолова Н.Н., Мельникова О.Е., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях//Введение в практическую социальную психологию. М.: Наука, 1994.

7. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. «Фокус-группы» как метод социально-психологического исследования. М.: Магистр, 1997.

8. Давыдов А.А. Респондент как источник информации. М, 1993.

9. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; 1998

10. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: ИСО РЦГО-ТЕМPUS/TACIS, 1996.

11. Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998.

12. Жемелинский И. Об определении эффективности рекламной кампании//Реклама и жизнь: теория и практика, 2004, №5-6.

13. Журавлев В.Ф. Анализ коммуникаций в качественном интервью//Социология: 4М, 1996, №7.

14. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях//Социология: 4М, 1993-94, №3-4.

15. Иванов А.А. Опыт исследования потребительских предпочтений российских интернет-пользователей//Маркетинг и маркетинговые исследования, 2004, №6.

16. Казачков П.А. Моделирование эффекта рекламы//Маркетинг и маркетинговые исследования, 2004, № 2.

17. Киселева И.П. Информативно-целевой анализ текста свободного интервью//Социологический журнал, 1994, №3.

18. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999.

19. Козлова О.И. О методах анализа социокультурных явлений//Социологические исследования, 1993, №11.

20. Количественные методы анализа в маркетинге. СПб.: Питер, 2005.

21. Кондаков И.М., Мульдаров В.К. Психологический справочник (мультимедийная энциклопедия знаний), Центральное региональное отделение РАО, 1998.

22. Костерин А.Г. Практика сегментирования рынка. СПб.: Питер, 2002.

23. Лазарсфельд П. Измерение в социологии//Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.

24. Липсиц И.В. Marketing Mismanagement, или зачем фирме служба маркетинга?//Маркетинг и маркетинговые исследования, 2005, №6.

25. Малхотра Н. Маркетинговые исследования и эффективный анализ статистических данных. М.; СПб; Киев: Dia Soft, 2002.

26. Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола)//Социология: 4М, 1995, №5-6.

27. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью. М: Институт молодежи, 1991.

28. Методологические и методические проблемы контент-анализа. М.-Л., 1972.

29. Мозолин А.В. Методика анализа имиджа и его положения в информационном пространстве. Екатеринбург, 2004.

30. Мозолин А.В. Проблемы анализа эффективности ПР-деятельности // Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Ч.1. Екатеринбург, 2004.

31. Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований, Москва: издательство УРСС, 1999.

32. Ноэль Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии. М., 1993.

33. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.

34. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1983.

35. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

36. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб­ное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 [Электронный ресурс]. Режим доступа: WWW.I-U.RU

37. Судас Л.Г., Юрасова М.В. Маркетинговые исследования в социальной сфере. М.: ИНФРА, 2004.

38. Терин В.П. Массовая коммуникация и ее исследования: формирование и развитие. МГИМО МИД РФ, Москва, 2000.

39. Терин В.П. Основные направления исследований массовой коммуникации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ftp.pr.ru/media/ms03/index.htm

40. Токарев Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации. М.:Юрист, 2001.

41. Фоломеева Т.В. Исследование читательских предпочтений методом фокус-групп//Вестник Моск.Университета. Сер.14. Психология. 1995. №2.

42. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. М.: Финансы и статистика, 2000.

43. Шалак В.И. Контент-анализ. История метода [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.vaal_project.ru

44. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, Книжный дом «Университет», 1998.

45. Якубович В.Б. Качественные методы или качество результатов// Социология: 4М, 1995, №5-6.

46. Ярская-Смирнова Е.Р. Нарративный анализ в социологии//Социологический журнал. 1997, №3.

47. http://www.casemethod.idc.org.ua

48. http://www.casemethod.ru

49. http://www.e-xecutive.ru/workshop

50. Лист утверждения программы дисциплины 3 - student2.ru http://www.tacisinfo.ru/ru/case

51. http://www.marketing.spb.ru/read/m21

Наши рекомендации