Институт как единица анализа

Констатация органической целостности культуры ставила определенные проблемы для полевого исследователя, прежде все­го проблемы методического свойства, связанные с тем, что язык не предназначен для описания всего сразу. Требовалось перевести этот холистический принцип в такой язык описания и анализа, который бы ему не противоречил. Эту задачу Малиновский по­пытался решить посредством создания аналитических понятий и категорий, пригодных для прямого применения в полевых ус­ловиях.

Прежде всего он выделил три аспекта, присутствующих как в культуре в целом, так и в каждом отдельном ее фрагменте. Это (1) материальный субстрат, или «аппарат», включающий артефак­ты, (2) «человеческий элемент», включающий социальные связи людей, организованные группы, стандартные типы поведения и т. п., и (3) «духовный элемент», включающий символические акты и системы символов. При изучении любого культурного явления должны приниматься во внимание все три аспекта, причем в их взаимосвязи.

1 Малиновский Б. Научная теория культуры. С. 23.

СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 203

Кроме того, требовалось решить, какие именно «явления» антропологу следует брать как законные «единицы» описания и анализа. Без определения таких «единиц конкретной культурной реальности», т. е. «реальных и значимых элементов культуры», ни­какой науки о культуре быть не может. Малиновский исходит из того, что выделять «единицы анализа» следует на научной основе, и считает такой основой тот ключевой факт, что совместная деятель­ность людей всегда является организованной: «все фазы существова­ния [человека] связаны с той или иной из систем организованной деятельности, на которые можно подразделить нашу культуру»1. Именно в «организации» выражается интеграция культурной дея­тельности, ее внутренняя взаимосвязь, ее целостное, холистичес­кое качество. Единицей организации является институт.

Институт, с точки зрения Малиновского, — это единственный способ организации любого вида совместной деятельности, единс­твенный способ его стабилизации. Институт есть относительно целостное образование, в котором могут быть аналитически вы­делены три уже названных аспекта (материальный, человеческий и духовный). Соответственно изучать* его нужно во всей его целос­тности, выясняя, «каким образом материальные детерминанты, действия людей, а также верования и идеи, т. е. символические акты, включены в эту конкретную обособленную единицу или культурную реалию, как эти факторы взаимодействуют и обретают характер постоянной и необходимой связи друг с другом»2.

Будучи целостным образованием, институт вместе с тем может быть аналитически разделен на три основных аспекта: (1) хартию, (2) личный состав, или персонал, и (3) правила и нормы. Эти три аспекта должны выполнять роль ориентиров для вычленения ре­левантных аспектов в полевом наблюдении, но при этом должны изучаться в соотнесении друг с другом и никак иначе.

Личный состав — это «группа людей, организованная в соот­ветствии с определенными принципами власти, разделения фун­кций, распределения привилегий и обязанностей»3. Включение в институт этого компонента представляется Малиновскому крайне важным. Прежде всего оно отражает тот основополагающий факт, что люди всегда организованы в стабильные группы, являющиеся субъектами коллективной деятельности. Поскольку все институ­ты связаны с определенными группами, институт можно изучать,

1 Малиновский Б. Научная теория культуры. С. 53.

2 Там же. С. 36.

3 Там же. С. 57.



История социологии

Институт как единица анализа - student2.ru Институт как единица анализа - student2.ru Институт как единица анализа - student2.ru Институт как единица анализа - student2.ru Институт как единица анализа - student2.ru наблюдая эти группы и их деятельность: «Функционально обособ­ленная единица конкретна, т. е. может наблюдаться как опреде­ленная социальная группа»'. Кроме того, наличие у группы гра­ниц позволяет решить в рабочем порядке проблему определения границ института, которая так или иначе встает перед ученым при проведении реального исследования. Наконец, с социологичес­кой точки зрения весьма значимо, что ни один факт человеческо­го поведения, в соответствии с этой схемой, не может изучаться в отрыве от контекста социальных отношений внутри группы и между группами.

Под правилами и нормами понимается аспект нормативного контроля. Сюда Малиновский включает «технически приобрета­емые навыки, привычки, правовые нормы и этические обязатель­ства, которые принимаются членами группы или им предписыва­ются»2.

Организация личного состава института и природа правил пря­мо связаны с хартией института и даже, по мнению Малиновского, производны и зависимы от нее. Понятие «хартия» никем, кроме Малиновского, не употреблялось и в силу этого требует специаль­ного пояснения. Каждый институт «предполагает согласие по по­воду некоторого набора традиционных ценностей, ради которых люди объединяются друг с другом»3. Для группы, на базе которой существует институт, хартия может выступать как ее «признанная цель» либо как «система ценностей», оправдывающая для ее членов вступление в нее или ее учреждение. «Хартия — это идея, лежащая в основе культурного института, поддерживаемая его участниками и определяемая обществом в целом»4. Например, для примитив­ной локальной группы хартией может быть миф о происхождении от общего предка. Из хартии всегда вытекают определенные обя­зательства морального и правового характера. Сам Малиновский вкладывал в это понятие не сразу заметную полемическую направ­ленность, в частности против марксизма (утверждая, что в осно­ве экономических институтов лежат ценностные идеи) и против спекулятивных реконструкций истории институтов (подставляя «хартию» как наличное обоснование существования института на место «истока» как реальной исторической причины его появления, скрытой в далеком прошлом и недоступной для познания).

1 Малиновский Б. Научная теория культуры. С. 148.

2 Там же. С. 57.

3 Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология... С. 36.

4 Малиновский Б. Научная теория культуры. С. 54.

СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 205

Деятельность, осуществляемая в рамках того или иного инс­титута, всегда протекает в определенной среде и должна рассматри­ваться в соотнесении с ней. Для Малиновского это означает необ­ходимость включить в круг рассмотрения «материальный аппарат» института, т.е. всю сумму материальных объектов, втянутых в со­ответствующую коллективную деятельность, прежде всего орудия и производимые продукты.

Наконец, Малиновский требует обращать особое внимание на функцию института, под которой понимает «роль данного институ­та в целостной схеме культуры», или связь соответствующего типа деятельности и его результата с «жизнью сообщества в целом»1, функция каждого института связана с удовлетворением потреб­ностей индивидов и общества в целом. Определяя функцию инс­титута, антрополог одновременно определяет место, занимаемое в сообществе соответствующей группой.

Говоря о функции как результате деятельности группы, Малиновский требовал отличать ее от хартии. Это методологи­ческое требование, которого сам Малиновский далеко не всегда строго придерживался, получило развитие в позднейших версиях структурного функционализма, в частности у Р. Мертона, где оно легло в основу различения явных и латентных функций.

Таким образом, институциональный анализ предполагает рас­смотрение каждого отдельного института во всех аспектах его функ­ционирования. Хартия, социальная организация личного состава, нормы, материальный аппарат, связь со средой, деятельность и ее функции — все должно приниматься во внимание. Малиновский резюмирует это так: «Будучи организованы в соответствии с хар­тией и сотрудничая в рамках этой организации, следуя правилам некоторого специфического рода занятий и используя имеющийся в их распоряжении аппарат, участники группы включаются в де­ятельность, ради которой они и организовали группу»2.

В конечном счете, по мнению Малиновского, «культура есть Целое, состоящее из отчасти автономных, а отчасти скоординиро­ванных институтов», а потому антропология как наука о культуре Должна быть «теорией институтов, т. е. конкретным анализом ти­повых единиц организации»3.

Несмотря на то что институты в разных культурах и да-*е внутри одной и той же культуры отличаются друг от друга,

Малиновский Б. Научная теория культуры. С. 54—55. 2 Там же. С. 57. Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология... С. 37-38.

Институт как единица анализа - student2.ru Институт как единица анализа - student2.ru Институт как единица анализа - student2.ru Институт как единица анализа - student2.ru Институт как единица анализа - student2.ru 206 История социологии

Принципы интеграции Институты
1. Кровная общность, обеспечива­ющая продолжение рода Семья, способы добрачного уха­живания, брак, различные родс­твенные группы (в том числе рас­ширенные), кланы и т. д.
2. Пространственная близость, обусловливающая сотрудничес­тво Домохозяйства, кочевые орды, бродячие локальные группы, де­ревни, объединения селений и ферм, городские поселения, круп­ные города, округа, провинции, племена и т. д.
3. Физиологические различия Институционализированные воз­растные и половые группы и т. д.
4. Принцип ассоциации (добро­вольного объединения) Тайные общества, клубы, кружки, творческие союзы, общества вза­имопомощи, ложи, благотвори­тельные фонды и т. д.
5. Специализация деятельности, в том числе разделение труда Группы, связанные с производ­ством, распределением и потреб­лением благ: маги, колдуны, жре­цы, хозяйственные группы, цехи, гильдии, предприятия, професси­ональные объединения, школы, колледжи, университеты, научные учреждения, законодательные органы, полиция, суды, армия, секты, церковь и т. д.
6. Формальные различия статуса и ранга Сословия, ордены, касты, страти­фикация и т. д.
7. Всеобъемлющая интеграция на основе гомогенности культуры и единства власти Племя, национальность, куль­турные (региональные) группы, этнические меньшинства, гетто, политические единицы (племена-нации и племена-государства

Малиновский считал возможным их классифицировать. В каче­стве основания классификации он взял типовые принципы ин-' теграции, соответствующие кругу общих проблем, решаемых так или иначе каждой культурой. На базе каждого из этих принципов складываются определенные виды социальных групп и соответс­твенно институтов.

Этот примерный перечень предназначался главным образом для полевых исследователей как схема, акцентирующая внимание на подлежащих описанию единицах. Целостное описание конк­ретной культуры как идеал, к которому нужно стремиться, преД"

СОДИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ



полагало описание «всех институтов, составляющих эту культуру»1. Но этой задачей полевые исследования не ограничивались. Более того, они должны были быть нацелены прежде всего на адекват­ное и полное объяснение конкретных культурных феноменов, идей, обычаев; и здесь эта схема тоже должна была помочь, так как конкретные факты «не могут быть определены иначе как пу­тем помещения в реальный и релевантный контекст культурного института»2.

Предлагая описанную схему институционального анализа, Малиновский не решил по крайней мере двух важных проблем. Одна из этих неудач была связана с уже упомянутым ранее недо­статочным различением теории и метода. Малиновский так и не смог решить, являются ли институты аналитическими единицами, на которые удобно разложить культуру в целях ее изучения3, или же реальными, онтологическими единицами, хотя чаще склонялся к последней, натуралистической их трактовке, так как она боль­ше отвечала его пониманию культуры как органического целого. Вторая нерешенная проблема заключалась в том, действительно ли разным культурам присущ одинаковый набор базовых инсти­тутов или это еще нуждается в проверке. Иногда постулируется, что «всем культурам в качестве их основного общего измерения присущ некоторый набор институциональных типов»4, что «типы культурных институтов... содержат некоторые фундаментальные сходства по всему обширному спектру культурного поведения»5. Одновременно в других местах указывается, что схема типовых институтов должна обеспечить основу для сравнительного ис­следования и доказательства того, что в основании всех культур лежит один и тот же набор типовых институционализированных групп6.

Эта двойственность оказалась спроецирована на полевые ис­следования Малиновского и его учеников. В конечном счете они оказались сосредоточены на уникальности «органических» связей внутри отдельно взятых культур и чаще всего были несопоставимы-

1 Малиновский Б. Научная теория культуры. С. 54.

2 Там же. С. 58.

Иногда он прямо указывал, что «каждая отдельная культура должна ана­литически разделяться на институты» (см.: Малиновский Б. Научная теория куль­ты // Культурология... С. 38; курсив мой. — В. К).

Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология... С. 38.

Малиновский Б. Научная теория культуры. С. 56. 6 Там же. С. 59.

Институт как единица анализа - student2.ru Институт как единица анализа - student2.ru 208 История социологии

ми. Воплотив в себе «теорию» Малиновского как рабочий метод, они фактически отрицали ее как собственно теорию.

Наши рекомендации