Личность и общество в переходный период
Как свидетельствуют происходящие в России события, глубокая трансформация общества, связанная с переходом от тоталитаризма к демократии, от жестко централизованной системы управления экономикой к рыночным механизмам хозяйствования, предполагает усвоение новых знаний, идей, ценностных идеалов, норм, социальных установок, образцов и моделей поведения. Это ставит перед многими людьми задачи, решение которых не предусматривалось ни прежней системой воспитания и образования, ни всем образом прошлой жизни.
Как показывают социологические и социально-психологические исследования, в условиях советского общества сложился социальный тип личности (homo soveticus), набор качеств которой включал среди прочих и такие черты, как двоемыслие, фамилизм (доверие прежде всего к кровнородственным отношениям), неприятие всего нового, плохое знание реальности, неумение представить себя в другой, нетрадиционной роли.
Социальные психологи установили, что в условиях тоталитарной системы, в строго контролируемом и регламентируемом распорядке жизни рано или поздно вырабатывается эффект «выученной беспомощности». Суть этого эффекта состоит в том, что человек, неоднократно убеждавшийся в невозможности повлиять на ход событий, вообще отказывается от проявления своей инициативы. Доминирующими чертами характера становятся послушание и исполнительность. Личность чувствует себя более комфортно в ситуации, когда решение не вырабатывается ею самостоятельно, а задается извне, навязывается авторитетом или властными структурами. При этом личность является лишь исполнителем и проводником воли руководящих лиц.
С эффектом «выученной беспомощности» связан и так называемый «пролонгированный инфантилизм», который проявляется в стремлении уклониться от ответственности, переложить ее на других людей. Неизбежным следствием таких жизненных установок является постоянное требование социальной защиты и надежда не на собственные силы, а на помощь со стороны государства.
По мере развития рыночных отношений в нашей стране стали формироваться новые интересы, ценностные ориентации, стереотипы поведения. Исследователи отмечают появление таких психологических феноменов, как «рыночная ориентация» и «личностный рынок». Теперь, чтобы добиться успеха, недостаточно обладать знаниями, талантом, мастерством, искренностью и порядочностью. Успех зависит от того, насколько человек умеет подать себя на рынке, насколько привлекательна его «упаковка», насколько он способен выдержать конкурентную борьбу. Это ставит перед личностью ряд проблем, связанных с освоением новых моделей взаимодействия с кардинально изменившейся социальной средой.
Однако значительная часть населения не смогла адаптироваться к новым условиям. У многих россиян возникло ощущение своей социальной уязвимости, незащищенности. Социологические опросы выявили три реакции человека на такую ситуацию: первая – усиление ориентации на индивидуальную вертикальную мобильность (6.7), на индивидуальное выживание; вторая – усиление группового эгоизма, т. е. стремление реализовать индивидуальные интересы через интересы групповые, причем любыми средствами, от неформальных до насильственных, криминальных; третья – усиление стихийного процесса сопоставления собственного положения с положением других, в результате чего возникают различные формы социальной зависти и агрессивного поведения.
По мнению ряда исследователей, сегодня в России объективно возникает потребность в новом социальном типе личности, который интегрировал бы такие качества, как предприимчивость, инициативность, энергичность, ответственность, профессионализм, компетентность, здоровый риск, способность принимать самостоятельные решения и выстраивать альтернативы жизненного выбора. Такой тип личности может сформироваться прежде всего среди молодого поколения, которое в большинстве своем позитивно относится к происходящим в стране переменам и активно в них участвует.