Структура проектной работы
Регламенты проведения мероприятий в рамках Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ обучающихся общеобразовательных учреждений
В соответствии с Положением, конференции школьного, межрайонного и городского этапов Конкурса проходят по единым требованиям.
В рамках Конкурса определено 14 тематических направлений и общая секция для младшего звена (2-5 классы).
Установлены общие требования к структуре и объему текстов работ, презентациям, порядку оформления стендов на стендовых защитах, порядку работы секций.
Предметом рассмотрения на Конкурсе являются индивидуальные или групповые (до 3-х авторов) исследовательские и проектные работы обучающихся 2-11 классов. На Конкурс представляются тексты работ в формате Word и их компьютерные презентации в формате PowerPoint.
Работы оцениваются в соответствии с критериями, опубликованными на сайте. Для исследовательских и проектных работ, а также для работ учащихся разных возрастных групп (2-5 классы, 6-8 классы, 9-11 классы) приняты разные критерии экспертизы.
Требования к структуре работы
Структура текста и презентации работы: ее основные разделы, их последовательность и взаимосвязь, отражает общую логику исследовательской или проектной работы; ход мысли автора, его действий.
Структура исследовательской работы
1. Обоснование темы. Здесь автор раскрывает, что конкретно его заинтересовало, какие конкретно непонятные свойства объекта или явления нуждаются в проведении эксперимента для получения новых знаний о нем.
2. Постановка цели и задач. Формулируется направление исследований (цель) и шаги, которые нужно предпринять, чтобы эту цель достичь (задачи). Цель должна быть одна, все остальные важные положения необходимо перевести в ранг задач.
3. Гипотеза (для школьных исследований не всегда обязательна) – предположение, которое доказывается или опровергается в ходе исследований. Гипотеза не должна быть тривиальной (пример такой гипотезы: ,,В результате захода Солнца за горизонт ночью температура падает”).
4. Методика. Это главный инструмент получения учащимися собственных данных. Методика должна быть определена конкретно, и автор должен уметь объяснять ее суть (например, маршрутный учет хищных птиц; контент-анализ и др.). Необходимо помнить, что у признанных научных методик есть авторы. Ссылки на источники, из которых были получены сведения о методах исследования, обязательны при изложении полученных результатов.
5. Собственные данные. Главный этап работы. Эту часть автор должен четко выделять и предъявлять, как собственную. Данные должны быть получены путем самостоятельного применения автором методики (см. предыдущий пункт). В результате этого этапа автор развивает навык применять теоретические сведения на практике; осваивает практический опыт работы с конкретным материалом (литературным произведением, геологическим образцом и др.); развивает способность говорить «от первого лица» при работе с первоисточниками.
6. Анализ полученных результатов. Здесь учащийся с помощью руководителя обобщает полученные данные, анализирует их, сравнивая как между собой, так и с взятыми из литературы; фиксирует новые знания, которые удалось получить.
7. Выводы. На этом этапе автор дает ответы на вопросы, поставленные в цели и задачах работы. Полнота логической связи между целями, задачами, гипотезой и выводами является одним из главных достоинств работы. Целесообразно дать постановку задачи на развитие исследования на основе полученных знаний.
8. Литература. Приводится список литературных источников, использованных в работе.
Структура проектной работы.
1. Постановка проблемы. Необходимо раскрыть, почему возникла необходимость создания нового объекта (или в чем польза усовершенствования имеющегося объекта). Объектами могут быть: новое техническое устройство, макет, общественное мнение по какой-то научно-технической проблеме и др. Необходимо провести анализ имеющихся объектов и показать, чем они не удовлетворяют автора.
2. Определение критериев результативности – по каким главным параметрам реализованного проектного замысла автор планирует оценивать успешность проекта.
3. Создание концепции проекта, анализ ситуации, прогнозирование последствий. Необходимо представить, на основе каких научных или технических средств предполагается получить заявленные свойства объекта; привести результаты исследования возможности и эффективности применения этих средств; провести анализ возможных положительных или отрицательных последствий, которые могут возникнуть для объекта, окружающей среды, людей.
4. Определение доступных ресурсов – что необходимо для реализации проекта: материалы, комплектующие и как их получить; сколько времени предполагается потратить на реализацию проекта; финансовые средства (на что и сколько, это средства спонсоров, родителей, школы и др. ); какие потребуются консультанты и какова их квалификация и др.
5. План выполнения проекта. Здесь необходимо представить план выполнения проекта, рассчитав время, методы работы на каждом его этапе.
6. Реализация плана, корректировка. Необходимо описать ход выполнения проекта, возникшие трудности и способы их разрешения; какие результаты (возможно, незапланированные) были получены на промежуточных стадиях выполнения проекта, и как на основании них проводилась корректировка первоначального замысла.
7. Оценка эффективности и результативности. Общая оценка достигнутого результата, его сравнение с первоначальным замыслом, авторская оценка эффективности проекта и перспективы его дальнейшего развития.
8. Литература. Приводится список литературных источников, использованных в работе.