Символический интеракционизм
В 1937 г. Мид ввел термин «символический интеракционизм» и написал несколько существенных для его развития статей.
Блумер выделил следующие принципы символического интеракционизма:
Некоторые символические интеракционисты (Blumer, 1969a; Manis and Meltzer, 1978; A. Rose, 1962) попытались перечислить основные принципы этой теории.
1. Люди, в отличие от низших животных, наделены способностью мыслить.
2. Способность мыслить формируется социальным взаимодействием.
3. В социальном взаимодействии люди усваивают значения и символы, позволяющие им осуществлять специфическую особенность человека мыслить.
4. Значения и символы позволяют людям осуществлять характерные для человека действия и взаимодействия.
5. Люди способны модифицировать или изменять значения и символы, используемые ими в действии и взаимодействии, на основе своей интерпретации ситуации.
6. Люди способны осуществлять эти модификации и изменения, отчасти благодаря способности взаимодействовать с собой, что позволяет им исследовать возможные направления действия, оценивать свои сравнительные преимущества и издержки, и затем выбирать один из путей.
7. Смешанные примеры действия и взаимодействия образуют группы и общества. [Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. - с. 252]
Наибольшую известность в рамках данной теория получили работы Джорджа Мида. Мид исследовал мыслительные процессы индивида и пришел к изучению процесса социализации.
Для Мида социальное целое предшествует индивидуальному разуму как логически, так и во времени. Мыслящий обладающий самосознанием индивид, как мы увидим далее, логически невозможен в теории Мида без первичности социальной группы. Сначала идет социальная группа, и она приводит к развитию мыслительных процессов самосознания.
Единица теории Мида – социальное действие. Мид выделял четыре основные взаимосвязанные ступени действия они образуют органичное целое (другими словами, они диалектически взаимосвязаны). Действуют и низшие животные, и люди; Мида интересуют сходства и особенно различия между ними.
Мид
Действие. 1 человек. Или животное
- Импульс. Первая стадия действия. «непосредственный чувственный стимул и реакция актора на него» голод – внешняя среда и актор.
- Восприятие вторая стадия поступка, с помощью которой актор ищет и реагирует на стимулы, связанные с импульсом, и определяет способы его удовлетворения.
- Манипуляция. Импульс обнаружен, объект воспринят – актор манипулирует объектом.
- Потребление. Совершение действия, которое удовлетворяет первоначальный импульс.
Жест включает двух и более акторов. Жест – это движение первого организма, действующее в качестве особых стимулов, вызывающих социально принятые реакции второго организма. Неосознанно и автоматически – собаки, люди.
Значащие символы. Жесты становятся символами, когда вызывают у производящего их индивида реакцию того же типа, который предположительно вызовут у тех, кому адресованы жесты. Только при наличии ЗС может происходить коммуникация.
Самость. Особая способность быть одновременно и субъектом и объектом. Развивается с приобретением социального опыта. Рефлексия возникает как результат социализации.
Обобщенный другой – важный результат социализации - представление формируется в процессе социализации. Появляется способность действовать в организованной группе.
Критика символического интеракционизма:
1. Пренебрежение научными методиками. «Во-первых, отметим, что господствующая тенденция символического интеракционизма слишком легко отбросила традиционные научные методики. Хорошо выразили эту точку зрения Эжен Вайнштейн и Юдит Танур: «Только то, что содержание сознания носит качественный, а не количественный характер, не означает, что его внешнее выражение не может быть закодировано, классифицировано, даже просчитано» (Weinstein and Tanur, 1976, p. 105). Наука и субъективизм не исключают друг друга». [Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002.- с. 276]
2. Критика, связанная с нечеткостью базовых теоретических определений. «Во-вторых, Манфорд Кун (Kuhn, 1964), Уильям Колб (Kolb, 1944), Бернард Мельтцер, Джейм Петрас и Ларри Рейнольде (Meltzer, Petras, Reynolds, 1975) и многие другие критиковали расплывчатость важнейших концепций Мида, таких как разум, самость, In me. В целом Кун (Kuhn, 1964) говорил о двусмысленности и противоречиях мидовской теории. Помимо теории Мида, они критиковали многие базовые концепции символического интеракционизма за их запутанность и неточности и, следовательно, за то, что те не могли обеспечить прочную базу для теории и научного исследования. Из-за нечеткости этих концепций трудно, а то и невозможно, сделать их применимыми на практике. В результате, не могут выдвигаться верифицируемые проверяемые суждения (Stryker, 1980)». [Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. –с. 277]
3. Отсутствие внимания к крупным структурам социальной жизни. «В-третьих, в символическом интеракционизме, главным образом, критикуют тенденцию приуменьшать роль крупных социальных структур или вовсе их игнорировать». [Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. – с. 277]