ГЛАВА 13. Специалист по PR или Человек-оркестр
Предыдущие главы приводят к заключению, что советник по вопросам паблик рилейшнз, будь он сотрудником компании или не зависимым консультантом, — это человек диалога, который дол жен иметь обширные познания в области гуманитарных наук и коммуникационных технологий.
Находясь постоянно рядом с руководителем компании, он призван играть бесконечное множество ролей и осуществлять самую разнообразную деятельность, становясь человеком-оркестром.
Во-первых, ему нужно быть для своего начальника «интерпретатором» общественного мнения, который собирает и излагает в должном виде максимально широкий круг сведений. Тем самым он доказывает, что не ограничивается изложением и распространением информации, но составляет (причем не только для президента, но и для всех членов группы) не просто ценную, но совершенно необходимую документацию, которую другие никогда не в состоянии подготовить. Всегда быть готовым принять поступающую информацию — это, бесспорно, одно из главных умений хорошего профессионала.
Во-вторых, он должен быть «переводчиком», способным изложить на общедоступном языке систематизированные им экономические и технические сведения. Руководствуясь поставленными целями, он не поддастся искушению подыграть средствам массовой информации и будет избегать преуменьшения значимости события или искажения сути в угоду стилистическим эффектам. Но при этом он должен уделять особое внимание заголовкам своих документов, потому что, как и в газетной статье, заголовок сообщения для прессы первым привлекает внимание читателя.
Его третья роль — не из самых простых и приятных: ему приходится быть «королевским шутом», т. е. тем, чья свобода слова позволяет Его Величеству знать, что в действительности двор думает о нем самом и о том, как он правит государством. Это опасное занятие, для которого, по выражению Андре Моруа, «просто ума недостаточно: нужно еще, чтобы ума хватило на то, чтобы его не было слишком много».
Все это подтверждает значимость положения, занимаемого специалистом по РR в структуре компании. Он должен быть свободен от давления какого бы то ни было руководства, пользоваться доверием президента, быть всегда рядом с ним: так, политический деятель всегда держит при себе советника по коммуникации и пресс-атташе и часто консультируется с ними.
Он должен подчиняться непосредственно самому президенту, но при этом делать все необходимое, чтобы группа не воспринимала его только в качестве представителя, которому поручается передавать ей соображения большого начальника. Напротив, его подлинная функция заключается в том, чтобы быть одновременно местом встречи и «медиатором» для всех компонентов компании. Специалист по РR должен быть беспристрастным ретранслятором, через который проходят восходящий и нисходящий потоки ин формации. Для осуществления этой функции крайне важно, что бы глава предприятия не воспринимал его ни как простого посредника, наделенного даром умелого общения с людьми, ни как агента по светским связям.
В противном случае, т. е. если он не находится в непосредственном подчинении у президента, советник по РR будет, скорее всего, работать при генеральной дирекции. На такой должности он будет испытывать очень большие трудности с выработкой своей стратегии, причем встраивать ее в общую стратегию и, в особенности, добиваться ее полного и недвусмысленного признания ему будет еще сложнее.
Если по ошибке он окажется в подразделении, занимающемся продвижением товара, то очень скоро его начнут использовать как удобного представителя, хорошего агента для передачи сообщений в прессу, практика-организатора коктейлей и пресс-конференций, — словом, как простого исполнителя.
И, наконец, если в результате злостного заблуждения его включат в рекламную службу, советник по РR очень быстро окажется втянутым в деятельность, не имеющую ничего общего с его миссией, и ему придется постоянно заниматься, главным образом, «выбиванием» места на редакционных полосах газет для тех материалов, которые призваны обеспечить «поддержку» рекламной акции.
Отсюда — это, на первый взгляд, легкомысленное, поверхностное и почти уничижительное звание «королевского шута». Однако же не будем забывать о том, что в старые времена «шут» был человеком, свободным от всякого давления со стороны власть имущих, непосредственно зависящим только от своего хозяина, имеющим право судить о событиях и обсуждать любые ситуации и любых людей, а также добиваться одобрения своих свободных высказываний, чтобы затем наблюдать за тем, как они претворяются в жизнь.
Чтобы советник по РR хорошо исполнял все свои разнообразные роли, чтобы его мнение и советы были обоснованными и эффективными, он должен обладать многими достоинствами. Он должен уметь анализировать и иметь воображение, уметь разрабатывать программы и быть хорошим организатором, уметь воодушевлять людей и реализовать задуманное, обладать глубокой и разнообразной общей культурой... Теперь ясно, насколько примитивно и недальновидно поступают те, кто приглашает на должность специалиста по РR одного из дальних родственников президента, провалившего свой экзамен на звание бакалавра, или светскую даму, ищущую работы, которая не требует специального образования, или же пенсионера с изысканными манерами и благородной внешностью.
Советник по РR — это сложная профессия, требующая хорошего и притом специализированного университетского образования. Недопустимо предпочитать юношам или девушкам, посвятившим четыре года своей жизни изучению паблик рилейшнз в высшем учебном заведении, экономистов или коммерсантов, которые, считается, обучились «без отрыва от производства», при чем их «преподавателями» были самоучки-начальники. Подобные взгляды относятся к доисторическому периоду развития паблик рилейшнз.
Однако руководитель компании должен применять в отношении своих квалифицированных консультантов некоторые разумные советы из политического завещания кардинала Ришелье. Они широко известны, но мы их напомним здесь, потому что, как говорил Ланца дель Васто «существуют вещи настолько очевидные, что из-за их очевидности их никогда не упоминают. А поскольку их не повторяют, они забываются».
Пользуясь своим огромным опытом «менеджера королевства», старый кардинал советовал королю:
«Поскольку советников выбрало Ваше Величество, именно Ваше Величество должно сделать их способными работать на величие и процветание королевства Вашего Величества. Для этого требуются четыре главные вещи.
· Первая — чтобы Ваше Величество доверяло им, и они об этом знали.
· Вторая — чтобы Ваше Величество приказало им говорить с Вашим Величеством свободно и чтобы Ваше Величество обеспечило им возможность делать это, не подвергаясь опасности.
· Третья — чтобы Ваше Величество проявляло к ним определенную терпимость и щедрость, и чтобы они были уверены в том, что их услуги не останутся без вознаграждения.
· Четвертая — чтобы Ваше Величество признавало и поддерживало их достаточно открыто для того, чтобы они не опасались ни хитрости, ни силы тех, кто желает им гибели».
Все это — прописные истины.
Как может обеспечивать «стратегию доверия» человек, сам доверием не пользующийся?
Как можно быть советником, если нельзя говорить, следуя своему сердцу, своим убеждениям, рискнем сказать даже — своей уверенности?
И, наконец, как руководитель может надеяться, что паблик рилейшнз его группы, являющиеся функцией управления, могут осуществляться сотрудником, оплачиваемым наравне с компетентной секретаршей или младшим бухгалтером? Каждый имеет тех сотрудников, каких сумел привлечь и удержать, т. е. тех, которых заслуживает.
Однако самое главное, и мы это уже неоднократно старались подчеркнуть, заключается в прямой и непосредственной связи советника с главным лицом, принимающим решения. Между ними обязательно должны быть отношения, основанные на полном и безоговорочном доверии.
Чтобы заслужить это доверие, советник по паблик рилейшнз должен продемонстрировать неоспоримые профессиональные и интеллектуальные возможности, а также не менее бесспорные честность и моральную стойкость.
Неоднократно цитировавшийся Международный кодекс этики паблик рилейшнз, или Афинский кодекс, весьма требователен в этом отношении. В нем сказано, что каждый профессионал дол жен «стремиться к тому, чтобы всегда помнить о том, что его поведение, даже в личной жизни, в связи с важностью отношений между его профессией и обществом, будет иметь влияние на то, как эта профессия воспринимается в целом».
Тот же Кодекс утверждает, что профессионал должен «воздерживаться от того, чтобы ставить правду в зависимость от каких-либо требований». Он не имеет права предоставлять свою помощь фирме или мероприятию, нарушающим нормы морали и честности или наносящим ущерб достоинству и целостности человеческой личности. Он никогда не должен использовать методы, средства, технологии манипулирования с целью создания бессознательных мотиваций, которые лишают индивидуума свободы воли и, следовательно, способности и обязанности отвечать за собственные действия.
Можно ли при таких запретах даже обсуждать «глобализацию», совмещение мероприятий паблик рилейшнз с акциями по продвижению товара или с рекламой, если последние основываются на мотивационных исследованиях, цель которых — найти слабые места в бессознательном или в подсознании потенциальных потребителей?! Если профессионалы так заблуждаются, значит, они наверняка невнимательно читали кодекс профессиональной этики, который обязались соблюдать.
Помимо технических и интеллектуальных способностей и соблюдения жестких моральных норм, профессионал РR должен владеть рядом важных практических навыков, которые можно перечислить.
Он должен достаточно легко адаптироваться к изменениям ситуации и понимать партнера, умея поставить себя на его место. Последнее требует, в свою очередь, терпения, такта и просто человеческого тепла. Все это понадобится хотя бы для того, чтобы получать нужную информацию у людей, которые одержимы желанием все засекретить. Кстати, эти маниакальные приверженцы тайны были бы весьма удивлены, узнав, сколько сведений из не подлежащих разглашению ни под каким видом, которые они тщательно скрывают, стали секретом полишинеля, потому что их собственная секретарша давно уже сообщила их всему персоналу!
Работа специалиста по РR требует врожденной общительности, т. е. сердечности, умения проявлять симпатию к партнерам, хорошего, ровного настроения... Можно ли представить себе мрачного РR-мена?! Тем более что веселый нрав вовсе не исключает серьезного отношения к делу.
Вместе с тем специалисту по паблик рилейшнз понадобится солидный авторитет, значительное влияние на главу фирмы, когда он будет убеждать его в необходимости тех или иных действий и акций или в том, что распространение той или иной информации может нанести ущерб фирме. Ведь ситуации, когда президент будет уверен в противном, совсем не редки. В этих случаях доверие, оправданное каждодневными достижениями, сыграет решающую роль.
Не всегда легко заставить руководителя согласиться с тем, что именно советник по РR и никто иной является Экспертом по вопросам паблик рилейшнз. А это крайне важно, потому что советник, который не высказывает свое мнение по входящим в его компетенцию вопросам, это уже не советник, а просто эхо, повторяющее и одобряющее слова своего шефа.
Следовательно, ему придется быть хорошим дипломатом, что бы суметь сказать (со всеми необходимыми предосторожностями и должной учтивостью) гол король или нет.
Что касается всех остальных сотрудников, то трудности советника по паблик рилейшнз являются, главным образом, следствием его всегдашнего «пограничного положения». Ведь он является, с одной стороны, связующим звеном между группой и внешним миром, и это обязывает его быть в курсе всех маркетинговых и рекламных стратегий компании, а с другой — важнейшей соединительной деталью внутрифирменных отношений, что предполагает знание системы управления персоналом и социальных вопрос
Действия советника по РR должны быть автономными, но могут быть независимыми. Они обязаны безупречно вписываться во все проявления общей стратегии и тактики фирмы.
Он должен быть полностью осведомлен об исследовательских работах, которые ведутся на фирме, чтобы иметь возможность соответствующим образом представить их результаты, подчеркнув их значимость.
Он должен быть в курсе всех решений структур, управляющих персоналом, чтобы проводить кампании, подготавливающие и сопровождающие осуществление этих решений, что необходимо для их принятия персоналом.
Советник по РR должен усвоить цели маркетинга продвижения товаров и услуг, рекламы, чтобы привлечь внимание аудиторий к осуществляемым акциям и обеспечить информационное сопровождение кампаний по выводу на рынок нового товара или услуги.
Он обязан поддерживать генеральную линию руководства по всем выработанным и окончательно принятым решениям.
При этом он должен давать советы и высказывать свое мнение (со всей необходимой для этого гибкостью и сдержанностью) по всему комплексу вопросов, связанных с генеральными направлениями деятельности компании, в ходе разработки последних. А эту обязанность можно сравнить с прогулкой по минному полю, для которой жизненно необходимы уверенность и осторожность одно временно.
Если же советника по паблик рилейшнз не считают партнером все заинтересованные лица, если не все они, и в первую очередь глава фирмы, ему доверяют, как же он сможет координировать весь комплекс своих действий, вырабатывать стратегию и программы, гибко встраивая последние в общую программу компании?
Поэтому ему понадобится вести себя так, чтобы его не воспринимали в качестве представителя власти или какой-либо группировки. Он должен стоять над внутренними конфликтами (не пытаясь их при этом игнорировать или преуменьшить), подтверждать свою компетентность, ненавязчиво предъявляя достигнутые результаты, доказывать свою полезность и демонстрировать всем и каждому, что он обеспечивает им преимущества с помощью технологий, действий и достижений, которыми они гордятся и которым в то же время завидуют.
И, наконец, ему нужно будет посредством своего вмешательства показать, что в компании можно примирить мораль и эффективность, дать людям новые основания надеяться и верить, что они смогут выстроить свой храм, а сама компания будет при этом постоянно получать новые шансы на успех в решении стоящих перед ней задач.
Интерпретатор, переводчик, королевский шут, посредник, советник...
И в особенности тот, кто дает и тем и другим, как внутри компании, так и вне ее, по прекрасному определению Андре Зигфрида «еще немного души», в чем наше время так сильно нуждается.