Некоторые ограничения научной социологии
Наука – один из важных путей познания. Тем не менее применительно к социальной жизни у нее есть ряд значимых ограничений.
1. Так как люди реагируют на окружающую их среду, простое присутствие исследователя способно повлиять на изучаемое поведение. Взгляд астронома не оказывает влияния на удаленную комету. Но большинство людей реагирует, когда за ними наблюдают. Некоторые начинают испытывать тревогу, сердятся или занимают оборонительную позицию, другие пытаются «помогать», делая то, чего, по их мнению, ожидает от них исследователь.
2. Социальные закономерности изменяются: то, что справедливо для одного времени и места, может не быть истинным для другого. Законы физики применимы всегда и всюду в мире. Никаких непреложных социологических законов не существует. В среднем социологическая информация через год устаревает (но это будет зависеть от темы исследования).
3. Поскольку социологи сами являются частью социального мира, который они изучают, им трудно быть свободными от ценностей при выполнении исследований. На химика, случись ему поставить неудачный опыт, происходящее в пробирке редко влияет в личном плане. Но социологи живут в своей пробирке – в обществе, которое изучают. Потому социальным ученым труднее проконтролировать и даже распознать личные ценности, способные исказить результаты их труда.
2. Этапы проведения соц. исследования. Разработка программы исследования, ее составные части и элементы.
Проведение социологического исследования состоит из последовательных этапов:
1)- подготовка исследования: написание программы, разработка инструментария, сбор стат. данных.
2)- сбор первичной социологической информации;
3)- подготовка к обработке материалов исследования и обработка на ЭВМ;
4)- анализ информации, подготовка аналитического отчета, выводы и рекомендации.
Социологическое исследование начинается с разработки программы – специально разработанного научного документа, содержащего описание главных предпосылок исследования, стратегии работы, тезисное изложение концепции организаторов работы и их замыслов, теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения социальных фактов. Программа состоит из 2-х частей: методологической и процедурной.
В методологической части дается формулировка и обоснование (актуальность) проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ и операционализация основных понятий, которые будут использоваться в исследовании, формулировка гипотезы.
Объект исследования составляет та или иная общность людей, отражающих какую-либо социальную проблему. Предметом исследовния является проблема, отношение к которой планируется изучить у объекта.
Операционализация понятий.Измерение всегда в чем-то произвольно, так как значение любой переменной частично зависит от ее определения. Кроме того, сама попытка уточнить, каково значение в реальной жизни таких абстрактных понятий, как любовь, семья или интеллект, может привести к затяжным дебатам еще до того, как измерить их в качестве переменных. Поэтому исследование начинается с операционализации переменных или доскональным уточнением предмета измерения, прежде чем приписать переменной то или иное значение. Знакомясь с результатами исследования, всегда обращайте внимание на способы операционализации каждой переменной учеными. То, как они определяют термины, очень сильно сказывается на результатах.
Во 2-ой процедурной части дается определение обследуемой совокупности (выборки), характеристика используемых методов сбора первичной информации, логические схемы обработки информации на ЭВМ, стратегический план исследования.
Вся общность, на которую распространяются исследования, носит название генеральной совокупности. Но поскольку абсолютное большинство исследований носит не сплошной характер, а выборочный, то очень важно грамотно, по определенным правилам отобрать необходимое количество людей для опроса, т. е. провести выборку. В этом случае микромоделью генеральной совокупности является выборочная совокупность, т. е. отобранное по строго заданному правилу определенное число элементов генеральной совокупности, подлежащее непосредственному исследованию.
Стратегический план исследования – это пошаговое расписание исследования с обоснованием сроков проведения каждого этапа, определением исполнителей и ответственных, определением ожидаемых результатов и форм отчетности по каждому этапу исследования.