Когнитивный и социологический подходы к истории знания 4 страница
Проект Вильгельма Дильтея: как может выглядеть методология, опирающаяся не (только) на разум
Как и Шопенгауэр, В. Дильтей (1833 - 1911) склонен считать, что основа духовной жизни иррациональна. Во-первых, это позволяет привлечь интуицию к познавательному процессу. Во-вторых, становится возможным претендовать на раскрытие тех сфер человеческой жизни, где
6. Интуитивизм в XIX веке. Шопенгауэр иДилътей______________ 85
полностью рациональная верификация (проверка) неосуществима. Больше того, вполне можно критиковать позитивизм, который занимается такими пустяками, как исторические события, фактические перемещения в прошлом или будущем каких-то человеческих масс: это только пена над изменениями духовной жизни, постигаемой, как правило, лишь при помощи интуиции. Те самые выверенные процедуры, понятия и методы, объективностью которых так гордятся позитивисты, - лишь надстройка над Мировой Волей, прихотливо играющей в каждом конкретном исследователе. У Дильтея все эти соображения есть, однако надо обратить внимание на то, что он не так упивается иррациональностью романтической воли. Дильтей возвращается к гносеологическим параметрам первосубстанции, которую под именем Воли ввел Шопенгауэр: это первоначало долженствует быть познанным и даже само себя познает. Дильтей предпочитает называть эту субстанцию Жизнью и при ее анализе придает особую важность тому, что она существует во времени (или в нашем восприятии времени). Согласно Дильтею, Жизнь может быть определена как «текучая временность, нацеленная на производство единиц значения. Жизнь интерпретирует себя, она сама обладает герменевтической структурой»1. В принципе, достаточно расшифровать эту формулу, для того чтобы понять, какая именно модель обоснования гуманитарного знания здесь предлагается.
Дильтей имеет в виду примерно следующее:
главной характеристикой Жизни и ее восприятия является то, что эти процессы осуществляются во времени',
время обладает дискретностью и связанностью;
своего рода атомом ощущения времени, который содержит обе составляющие, является переживание;
будучи непрерывным, время устанавливает между своими дискретными состояниями смысловые отношения (обычно Дильтей говорит о том, что одно переживание выражает (позже сказали бы «служит знаком», «обозначает») другое);
1 Цит по: Калиниченко В.В., Огурцов АЛ. Методология гуманитарных наук в трудах Вильгельма Дильтея // Вопросы философии. 1988. № 4. С. 133.
6. Интуитивизм в XIX веке. Шопенгауэр иДилътей______________ 86
будущее позволяет ввести категорию цели, прошлое - значения; понятием, удобно обобщающим эти два смысла, является ценность1.
Рекомендации к технологии герменевтического исследования
В соответствии с концепцией Дильтея, гуманитарное исследование состоит в следующем: один человек (исследователь) пытается реконструировать смысл, вкладывавшийся другим человеком в его действие или создание (например, книгу или картину). Иными словами, нужно воспроизвести систему ценностей, представлений о цели и значении, которыми руководствовался исследуемый автор или персонаж. ПоДильтею, акт гуманитарного исследования можно представить себе состоящим как бы из двух процедур: угадывание представлений другого человека и сообщение своей догадки заинтересованным читателям. Угадывание само по себе является достаточно иррациональным: оно основывается на процедуре вчувст-вования, эмпатии, сопереживания, на попытке поставить себя на место исследуемого лица. А вот сообщение своей интуиции должно быть аргументированным и, по возможности, должно обладать значимостью не только для исследователя, которого настигло озарение, но и для его читателей. Та же самая логика, в принципе, характерна для любой методологической концепции в гуманитарном знании: сначала появляется гипотеза о том, как мы могли бы это знание получить, а затем формализуется убеждение, что эта гипотеза корректна и обладает общенаучной ценностью.
Почему при помощи герменевтической методологии могут
быть достигнуты относительно объективные результаты:
направленность на Другого, «техника личной гениальности»,
концепция конгениальности
Следующий вопрос выглядит так: почему, если мы считаем интуицию
1 Излагается по: Дилътей В. Наброски к критике исторического разума II Вопросы философии. 1988. № 4. С. 136 - 137, 140.
6. Интуитивизм в XIX веке. Шопенгауэр иДилътей______________ 87
основным средством познания, достигнутые результаты могут претендовать на общезначимость1? Аргументы Дильтея вошли в стандартный фонд, с помощью которого гуманитарии обороняются от критики со стороны точных наук: используя подобные соображения, можно надеяться на то, что и нематематические методы знания приводят к вполне приемлемым и полезным для дальнейшего исследования результатам. Пытаясь обосновать общезначимость интуитивного знания, Дильтей приводит следующие аргументы. Во-первых, несмотря на то, что интуиции доверяют, а риторические прикрасы одобряются, язык исследования остается сравнительно рациональным, ориентированным на понимание коллегами. Во-вторых, само стремление постичь проявления чужого внутреннего мира - это максимально вообразимое проявление нежелания замыкаться в самом себе.
Далее следует проследить за тем, как Дильтей при помощи определенных методологических рекомендаций обосновывает надежды на достижение общезначимого гуманитарного знания. Он называет умение интерпретировать смысл, существовавший для других людей, «техникой личной гениальности» исследователя. Однако «техника» эта действительно является техникой - она вырабатывается постоянным упражнением, движением от простого к сложному2. Дильтей указывает на объекты для приложения своей стратегии. Самое элементарное — изучать поступки, которые демонстрируют сравнительную простоту связи между целеполаганием и осуществлением. Уровнем выше оказываются такие источники как автобиографии, в которых проникновение во внутренний мир исследуемого индивида облегчено тем, что он сам
Термин «общезначимость» следует пояснить. Общезначимое знание несколько «слабее» истинного и не обязано непременно быть правильным: оно лишь предполагает свою доказанность, согласие специалистов с историей того, как оно было получено. Таким образом, оно заметно больше, чем «интерсубъективность» - способность исследователей просто понимать друг друга. На это следует обратить внимание, потому что вера в возможность достичь истины ушла вместе с Кантом и классической философией: в дебатах теоретиков XX века много раз провозглашалось, что даже общезначимость является лишь недостижимым идеалом познания.
2 «.. .личная гениальность становится техникой, и эта техника совершенствуется вместе с развитием исторического сознания». Дильтей В. Указ. соч. С. 147.
6. Интуитивизм в XIX веке. Шопенгауэр иДилътей______________ 88
сделал попытку (хотя, возможно, ошибочную или даже ложную) истолковать свои действия и мотивы. Наконец третий род объектов, в которых «понимающий» и «понимаемый» в значительной мере совпадают, - великие произведения искусства, где находит отражение непосредственно развитие Жизни как универсальной субстанции. Уже сам подбор источников свидетельствует о том, что Дильтею хочется, чтобы выводы обладали какой-то надындивидуальной ценностью.
Стоит упомянуть и о чисто технических рекомендациях Дильтея. На стадии создания научного текста он разрешает пользоваться категориями вероятности и гораздо менее (в сравнении с позитивизмом) жесткими правилами индукции (обобщения частных наблюдений)1. Самым важным приемом понимания чужого опыта для Дильтея является суждение по аналогии — прием, безусловно, индивидуальный. Один человек видит аналогию между собаками и китами потому, что это млекопитающие, а другой увидит ее между собаками и мухами, поскольку у тех и у других есть ноги. Однако очевидно, что аналогия между моим внутренним опытом и внутренним опытом другого человека не может быть и полностью субъективной, иначе она невозможна.
И все-таки основным аргументом в пользу возможности общезначимого познания является презумпция об универсальности перво-субстанции — познающей и познаваемой Жизни. Чаще всего это звучит как тема универсальности обыденного опыта, и особенно языкового аппарата, для всех исследователей. Эта идея не очень развита у Дильтея, но она стала чуть ли не главной в более поздней герменевтике, особенно у Х.-Г. Гадамера. Та самая «техника личной гениальности», о которой говорил Дильтей, складывается в ходе практической жизни и в ходе пользования человеческим языком, сообщающим нам первые представления о значениях.
Гипотеза о нашем праве принимать факты человеческого поведения и человеческой жизни такими, как они нам кажутся, — в общем-то, уже известная нам гипотеза о здравом смысле. Можно привести даже красивую цитату из самого Дильтея: «...природа нашего Духа не является заблуждением и Бог не лжет»2, — это обстоятельство позво-
1 Там же. С. 148 - 149.
2 Цит по: Калиниченко В.В., Огурцов А.П. Указ. соч. С. 130.
6. Интуитивизм в XIX веке. Шопенгауэр иДилътей
ляет исследователю до определенной степени доверять своему первому представлению о том материале, которым он намерен заниматься. Самого словосочетания «здравый смысл» Дильтей мог и не употреблять, но мы снова видим, что там, где речь заходит о гуманитарном исследовании, этот ход рассуждений регулярно появляется.
Гипотезы о единстве среды истории, в которой все мы пребываем, и о праве доверять интуитивным впечатлениям почти автоматически влекут и формулировку такого тезиса: обыденные значения языка возникают на протяжении исторического опыта. Таким образом, история является и резервуаром значений, и средством нашего узнавания об этих значениях. Получается, что границы нашего познания, его условия и возможности заданы не априорно, но в ходе исторической жизни. Они продолжают меняться, но они постижимы: мы можем понять, как думали тысячу лет назад, потому что наши способы мышления являются плодом развития этих архаичных форм. И в гуманитарных науках отношение к источникам должно быть именно таким: материал (тексты, произведения искусства, мысли и их результаты) должен восприниматься преимущественно как история. В свою очередь, история понимается как последовательность некоторых интеллектуальных состояний, сопоставимых друг с другом, т.е. постижимых и в то же время определяющих наше исследовательское отношение. В результате мы приходим к тому, что один и тот же фактор — история — обуславливает и возможность, и невозможность (в смысле - неминуемую искажен-ность, а не только неполноту) нашего познания.
как пространство, ._-............... ~^~гг
объединяющее объект ЁШШтт,
и исследователя
как разделяющая объект и исследователя
дистанция, делающая понимание невозможным
(без профессиональной работы)
^История (и/или язык) |
>ри |
как ярост ранет во.делающее понимание возможным |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
6. Интуитивизм в XIX веке. Шопенгауэр иДилътей______________ 90
Разберем это чуть подробнее: процесс интерпретации предшествующего и своего собственного культурного опыта вечен, а результаты познания почти всегда ограничены. Отсюда следует, что, во-первых, сам процесс интерпретации бесконечен, а его ход важнее результата. В таком случае результат должен диктоваться и проверяться не абстрактно теоретическими критериями, а в первую очередь соображениями практической жизни. Дильтеевская герменевтика стремится понимать даже сам разум как некоторую форму деятельности. Во-вторых, по Диль-тею, именно признание ограниченности, исторической обусловленности своего познания и является свидетельством того, что достигнуто его наивысшее качество. Оно состоит не в том, чтобы обрести «последнюю» истину, но в том, чтобы признать (относительную, историческую) значимость (истины) своего времени по отношению к абсолюту. Другой постулат, очень важный для оправдания гуманитарного знания: мы учим историю не ради того, чтобы вывести законы или узнать, как нам поступать сию секунду, и нам не нужно оправдывать прошлое и наш интерес к нему нашими сиюминутными потребностями: каждый исторический период важен и интересен сам по себе. Следует обратить внимание: такие характеристики познания как неполнота, практическая значимость (= субъективная заинтересованность), оказываются очень тесно связаны с возможностью гуманитарного знания вообще. Мы можем исследовать только что-то, что нам интересно, и нам не следует обманывать ни других, ни себя, притворяясь, будто мы изучаем нечто совершенно отстраненно. И максимальная степень объективности, которой мы можем достичь, возможна только при использовании герменевтического способа мыслить: мы и видим-то предмет именно так только потому, что мы им интересуемся, но причина формирования наших интересов хотя бы отчасти кроется и может быть объяснена при анализе этого самого предмета. Исследуя историю или живопись, мы лучше исследуем себя; лучше исследовав себя, мы готовы чуть лучше анализировать историю и живопись, и так до бесконечности.
6. Интуитивизм в XIX веке. Шопенгауэр иДилътей______________ 91
Резюме: герменевтическая программа гуманитарного знания
Итак, для того, чтобы интуитивистская методология смотрелась привлекательным образом, метафизическая гипотеза об устройстве мира и познания должна быть достаточно иррациональной. Образец такой метафизики предложил Шопенгауэр, который трансформировал гипотезу Гегеля о том, что познание возможно, поскольку и исследователь, и предмет принадлежат к единой субстанции. Шопенгауэр убрал самую большую натяжку в этой системе: он больше не настаивал на том, чтобы развитие Абсолютного Духа было рационально непротиворечивым, и чтобы исследователь реконструировал его точно так же, абсолютно рационально. Тогда от Абсолютного Духа остается не его логическая, «подзаконная» сторона, но только существование, стремление самоосуществляться; это стремление можно именовать Мировой Волей, энергией, или, как Вильгельм Дильтей - Жизнью. Снятие панлогисти-ческих требований значительно облегчает исследовательский процесс; в него вновь допускаются интуиция и самовсматривание (интроспекция). Однако Дильтей все-таки разрабатывает методологическую программу; поэтому ему приходится принять несколько аксиом, которые могли бы легитимировать гуманитарное знание. Во-первых, эта иррациональная Жизнь оказывается заинтересована в самопознании и устроена подходящим для самопознания образом. Во-вторых, самой фундаментальной характеристикой Жизни является время, и структура времени содержит все необходимое для разработки механизма наделения смыслом.
Иррациональность Жизни позволяет принять в качестве удовлетворительного познавательного метода интуитивное вчувствование; в качестве других синонимов фигурируют эмпатия, сопереживание, или просто постановка исследователем себя на место исследуемого исторического персонажа или автора. По мнению Дильтея, именно это средство наилучшим образом позволяет реконструировать представления исследуемого лица о смысле своего творчества или поведения. Вторая фаза исследования состоит в контроле и сообщении своей интуиции; с точки зрения Дильтея, даже несмотря на приблизительность и ограниченность личного знания и опыта, с позиций которых мы занимаемся интерпретацией, мы все-таки способны к коммуникации
6. Интуитивизм в XIX веке. Шопенгауэр иДилътей______________ 92
и к постепенному наращиванию общезначимого знания. Сам Дильтей очень показательно говорит о «технике личной гениальности»: гениальность, конечно, не так уж легко контролировать, но, оказывается, ее можно упражнять. И непосредственно эти экзерсисы, и познание в целом, возможны потому что Жизнь проявляется и в исследователе, и в предмете его интереса: оба они существуют в единой среде, в истории. Именно в истории оформляется язык, пласт первоначальных значений, при помощи которых исследователь оказывается в состоянии структурировать и осознавать свой личный опыт; именно в рамках исторического развития нужно рассматривать и весь познавательный процесс в целом. Наше знание всегда остается неполным, исторически ограниченным; в какой-то мере можно сказать, что оно всегда определяется сиюминутными, субъективными интересами исследователя. В то же время, достигнутая даже с этих относительных позиций более высокая степень знаний о каком-либо предмете способствует существенному успеху: мы лучше понимаем самих себя, лучше понимаем горизонты, в перспективе которых осуществляли свое познание, и поэтому становимся лучше подготовленными для следующих познавательных усилий1.
На эту логику стоит обратить внимание потому, что она будет систематически встречаться в методологии XX века: в современной гадамеровской герменевтике, в прагматизме, а также и в неокантианстве, которому посвящена следующая лекция.
1 См. схему на с. 152.
Лекция 7 НЕОКАНТИАНСКАЯ МОДЕЛЬ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
Неокантианство и «классические стратегии» гуманитарной гносеологии
Философия культуры неокантианцев крайне важна для методологии гуманитарного знания. Современные определения предмета гуманитарных исследований и специфики «гуманитарного» очень часто выстраиваются в соответствии с неокантианским пониманием культуры.
Разговор о неокантианцах удобно начинать с сопоставления их с Дильтеем, особенно если учитывать, что и на практике имело место активное теоретическое взаимодействие. Дильтея и неокантианцев объединяет убеждение в том, что познание вещей «как они есть» невозможно. Вслед за Кантом они считают, что возможность и ход познавательного процесса обусловлены структурой исследовательского сознания. Напомним: Гегель, исходя из постулата о возможности познания, ратовал за последовательное развитие такой метафизики мира, которая предполагала бы эту возможность. Позитивисты пытались провести в качестве основания исследований мысль о том, что разные явления (культуры) даны нам независимо друг от друга и объективно. Дильтей обосновывал правомерность исследовательского процесса, указывая на единство жизненной первоосновы предмета и исследователя. Таким образом, все знакомые нам стратегии претендовали на исследование настоящего мира, мира «как он есть», и стремились обосновать гносеологическую возможность такого исследования. Неокантианцы же впервые решительно заявляют о том, что содержание науки не определяется ни эмпирическими наблюдениями, ни концепцией, возникшей на основе их обобщения. Единственно возможный способ познания - подходить к предметному миру с уже готовой теорией, которая и обуславливает отбор и определение фактов, впоследст-
7. Неокантианство_________________________________________ 94
вии способных привести к ее пересмотру; все остальное, по мнению неокантианцев, — позитивистские иллюзии о беспредпосылочности знания.
Неокантианцы начинают с того, что признают: перед исследователем лежит хаос, и порядок, в который этот хаос будет преобразован, предопределен структурой познавательного процесса. С их точки зрения, познание полностью субъективно, однако из этого не следует, что оно индивидуально. Если вновь сопоставить их с Дильтеем, то можно вспомнить, что неокантианцы именно его будут критиковать за излишнюю произвольность познания, разрешаемую каждому конкретному исследователю. Во-первых, какой бы интуитивной ни была стадия обнаружения истины, этап ее понятийного выражения может быть вполне однозначным; во взглядах на этот вопрос Дильтей был большим релятивистом, чем неокантианцы. Во-вторых, в принципе, надлежит разработать такую процедуру познания, которая была бы правильной для идеального познающего субъекта. Неокантианцы называли этого субъекта трансцендентальным, т.е. «потусторонним», недоступным для трудностей конкретного исследования — соответственно, они искали стратегию, которая наилучшим образом раскрыла бы его трансцендентально-субъективные возможности. Отсюда методологический пафос неокантианства: в первую очередь, они видели в философии именно теорию познания. Неокантианцы, принадлежавшие к т.н. марбургской школе, больше склонялись к ориентированным на математику и логику моделям человеческого мышления, представители т.н. баденской школы считали более существенными психологические характеристики. Ниже речь пойдет именно об этом втором направлении, создатели которого Вильгельм Виндельбанд (1848 - 1915) и Генрих Риккерт (1863-1936) внесли значительный вклад в методологию гуманитарного знания.
Исследовательская деятельность как субъективное полагание смысла в хаосе материала
Итак, баденские неокантианцы считали, что надо по возможности точно описать то, как трансцендентальный субъект осуществляет свой по-
7. Неокантианство_________________________________________ 95
знавательный процесс. Кроме того, следует прояснить возможные пределы общезначимости этого познания. Неокантианцы исходили из того, что до начала исследований мы вправе приписывать предметному материалу только одну характеристику - долженствование быть познанным. Более того: познаны должны быть не отдельные явления предметной реальности, но внешний мир вообще. Этот мир предстает перед исследователем не как набор «вещей в себе», непостижимых, но хотя бы отделенных друг от друга, а как полная неразбериха, в которой следует навести порядок. И вот дальше начинается самое главное: этот порядок может быть установлен только потому, что исследователь априорно снабжен представлением о некоторых стандартах смысло-полагания, о том, что явление А можно будет считать значимым для явления Б, если предположить, что они оба находятся на оси X. Например, один историк может сказать, что Октябрьская революция произошла потому, что Россия экономически не справилась с нагрузкой Первой мировой войны. За этим тезисом будет стоять мысль, что историческое развитие определяется удовлетворением материальных потребностей. А другой историк скажет, что революция произошла потому, что к 1917 году на 1/6 части суши назрел маленький Апокалипсис, и нужно было показательно воздать людям за грехи и заодно побудить капиталистов не угнетать своих рабочих слишком сильно. За этим высказыванием будет стоять этический способ видеть связь между вещами. Но, согласно неокантианцам, механизм в обоих случаях одинаковый: любой исследователь (и даже просто эмпирический субъект познания, а не только трансцендентальный) обладает определенным набором таких осей, которые он может соотносить с предметным хаосом, и называются такие стандарты смыслосоотнесения ценностями.
Позволим себе для иллюстрации небольшое отступление. Если попробовать пофантазировать на мотивы уже упоминавшейся образцовой позитивистской монографии1, можно получить примерно следующую картину:
1 Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М., 1994.
7. Неокантианство
Взаимосвязь поступка и ценностей, предположительно придающих ему смысл
Действие или | Предполагаемая | Ценность, с по- | Субъект, совер- |
высказывание | причина поступ- | зиции которой | шающий акт |
анализируемого персонажа | ка персонажа | «причина» могла повлечь за собой | смыслосо-отнесения |
«поступок» или «высказывание» | |||
Мадам Бовари совершает самоубийство | Из-за несчастной любви | Значимость отдельных событий для биографии индивида | Флобер или «наивный» (используя терминологию «Самоубийства» Э. Дюркгейма) |
полицейский пристав | |||
Мадам Бовари | Поскольку она | Значимость | Э. Дюркгейм |
совершает самоубийство | не включена в прочную, конфессиональную, например, об- | плотности социальных связей для контроля произвольности | |
щину, что помешало бы ей | индивидуальных решений | ||
совершить самоубийство от несчастной люб- | |||
Э. Дюркгейм считает, что плотность соци- | Носкольку Дюркгейм полагает, что обще- | Значимость общей интеллектуальной привер- | Историк социологии |
альных связей | ство должно | женности к | |
блокирует такие | подчинять себе | холизму или но- | |
решения, как самоубийство | жизнь индивида и в силу собственной логики | минализму для интерпретации исследователем | |
может вмешиваться в решения индивидов | отдельных проблем |
7. Неокантианство_________________________________________ 97
Взаимосвязь конструкций «ценности» и «культуры»
Теперь еще одно важное определение: совокупность тех явлений, которые уже приведены исследователем в ценностное соотношение друг с другом, называется культурой1. Неокантианцы внесли колоссальный вклад в описание и картографирование того пространства, по отношению к которому происходит вся интеллектуальная деятельность гуманитариев. Однако в рамках, заданных приведенным выше определением это пространство получалось полностью индивидуальным: любой исследователь приходит со своими ценностями и начинает все под себя упорядочивать. Обидно, и хочется общезначимости.
Неокантианцы указывали на несколько моментов, которые позволяют ситуации исследовательской разобщенности выглядеть менее фатальной.
Во-первых, это четкое различение отнесения к ценности и акта этико-психологической оценки. Какие-то пересекающиеся зоны - мостики между оценкой и отнесением к ценности — конечно, есть, но, в целом, отнесение к ценности должно быть свободно от сознательно выраженных прихотей и предпочтений индивида2. И желание отказаться от самых эмоциональных и пристрастных суждений существенным образом сужает разброс возможных мнений и позволяет искать согласования точек зрения еще более рациональным способом. Далее, неокантианцы не устают напоминать, что при всей субъективности ис-
1 Хочется привести афористическую формулировку М. Вебера: «Культура» —
есть тот конечный фрагмент лишенной смысла мировой бесконечности, кото
рый, с точки зрения человека, обладает смыслом и значением» (Вебер М.
«Объективность» социально-научного и социально-политического познания
// Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 378).
2 Проще всего пояснить это цитатой из Г. Риккерта: «Так, например, историк
как таковой не может решить, принесла ли Французская революция пользу
Франции или Европе или повредила им. Но ни один историк не будет со
мневаться в том, что собранные под этим термином события были значи
тельны и важны для культурного развития Франции и Европы и что они
поэтому как существенные должны быть упомянуты в европейской истории.
Короче говоря, оценивать — значит высказывать похвалу или порицание.
Относить к ценностям — ни то, ни другое» (Риккерт Г. Науки о природе и
науки о культуре // Культурология. XX век. М., 1995. С. 83).
7. Неокантианство_________________________________________ 98
следователя его система ценностей — не прихоть его физиологического состояния, где он хоть сколько-нибудь (тоже не слишком) индивидуален. Признание различия взглядов многих ученых и того обстоятельства, что выбор системы смыслонаделения диктуется не предметом, а исследующим субъектом, все же сохраняет за мыслителями право учиться выражать и сопоставлять свои разногласия в рамках единой логики и искать эту логику.
Это намерение реализуется при помощи еще двух процедур. Во-первых, ученый непрестанно вовлекает в круг смыслонаделенно-го (= культуры) новые феномены (уже исследованные = вписанные в систему смыслов другими авторами). Таким образом, исследователь постоянно занят поиском и описанием новых ценностей и более тонких механизмов их действия и взаимосогласования. Во-вторых, сам исследователь приходит к осознанию тех ценностей, которые руководят им при организации хаотического материала, лишь в ходе и в результате своей работы. Понимая зависимость изначально руководивших им стандартов смыслонаделения от ценностей более общего характера, исследователь перестает безусловно руководствоваться этими, уже осознанными, приоритетами, избавляется от предрассудков и начинает новый цикл аналитического процесса, в котором его шансы согласиться с коллегами на более абстрактном уровне уже чуть более велики. Если не допускать презумпцию того, что исследователи фатально не способны понять друг друга, возникнет сравнительно приемлемая схема развития знания как поиска и переопределения исходных ограничений исследования. Эта схема, в некотором роде модернизирующая неокантианство, занимает чуть ли не центральное место в современной истории гуманитарного знания.