Методические рекомендации по самостоятельной подготовке программы социологического исследования
Для более успешного самостоятельного освоения знаний, умений и навыков, необходимых для научного анализа социальных проблем, целесообразно охарактеризовать основные понятия, методы и принципы организации социологических исследований, способы формулирования проблемы, определения цели и задач исследования, приемы разработки инструментария и использования полученной эмпирической информации в практике.
Остановимся более подробно на технологии организации массового социологического исследования. Проведение такого исследования состоит из нескольких этапов (каждый из которых включает в себя ряд процедур): 1) разработка программы; 2) подготовка плана исследования; 3) сбор, анализ и интерпретация полученных результатов.
Тема учебной программы социологического исследования определенной социальной проблемы может быть выбрана из любой сферы жизнедеятельности общества, однако желательно, чтобы она соответствовала профессиональным интересам будущего специалиста.
При формулировании названия программы социологического исследования следует руководствоваться несколькими критериями. Во-первых, тема исследования должна отражать проблемную ситуацию, которая имеет две стороны: познавательную и предметную. С точки зрения познавательного процесса проблемная ситуация отражает противоречие между знанием о потребностях общества и его социальных организаций в определенных практических действиях с целью улучшения существующего положения и незнанием средств, необходимых для достижения желаемого результата. Предметную сторону проблемы социологического исследования представляют те реальные процессы и явления, которые требуется проанализировать для более глубокого понимания главных факторов социальных изменений.
Во-вторых, в названии программы исследования требуется указать носителя социальной проблемы, то есть объект исследования, которым может быть социальный процесс, область социальной действительности, социальные взаимоотношения, конкретная социальная группа (молодежь, менеджеры, предприниматели и т.д.) или социальная организация (кредитное учреждение, коммерческая структура и т.д.).
В-третьих, тема социологического исследования должна содержать предмет изучения, то есть те наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному анализу.
В-четвертых, между структурными компонентами (понятиями) названия программы важно установить логическую взаимосвязь, указать четкие пространственные и временные границы изучаемой проблемы.
В-пятых, формулировка темы исследования должна быть как можно более лаконичной.
В качестве примеров можно привести темы программ, разработанных студентами: 1) «Отношение персонала фирмы к инновациям»; 2) «Факторы, влияющие на выбор руководителем методов управления»; 3) «Способы разрешения конфликтов в организации»; 4) «Приоритеты мотивации в разных возрастных группах»; 5) «Эффективность руководства в зависимости от пола менеджера» и др.
Первый раздел программы социологического исследования – методологический. Его разработка начинается с пункта 1.1, то есть обоснования актуальности выбранной темы, определения её значимости, как для социальной практики, так и для научного поиска (объем – около половины машинописного листа).
Вторым шагом в подготовке программы является характеристика проблемной ситуации, лежащей в основе темы социологического исследования (пункт 1.2, объем которого - около половины машинописного листа). Например, в теме «Влияние приватизации на изменение социальных отношений в российском обществе» проблемная ситуация заключается в противоречии между ожиданиями позитивных перемен от результатов одного из важнейших направлений экономической реформы и реальным ухудшением уровня и качества жизни большинства населения, ростом социального неравенства и протестного потенциала народа.
В пункте 1.3 программы социологического исследования обобщаются и анализируются публикации (книги, брошюры, журнальные и газетные статьи, Интернетсайты), содержащие материалы по выбранной теме (объем этой части программы не менее трех машинописных страниц).
В пункте 1.4 методологического раздела производится логический анализ основных понятий, включенных в название темы социологического исследования (объекта исследования, предмета исследования и др.). Прежде всего, требуется выделить ключевые понятия, подлежащие интерпретации (истолкованию). Например, в теме «Адаптация молодежи на рынке труда» ключевыми понятиями являются «молодежь» (объект исследования) и «адаптация» (предмет исследования). Косвенное понятие - «рынок труда». Затем с помощью различных словарей (энциклопедий, учебников и т.п.) находят определение каждого из ключевых понятий и выписывают его со ссылкой на первоисточник. Можно попытаться и самостоятельно интерпретировать какое-либо понятие посредством комбинации нескольких определений, заимствованных из различных источников.
Следующим этапом становится структурная и факторная операционализация содержания основных понятий. Под операционализацией понимается научная процедура, связанная с расчленением конкретного понятия как целого на несколько фрагментов, позволяющих более глубоко раскрыть его содержание. Существует два уровня операционализации: структурная и факторная.
Структурная операционализация производится с целью выделения составных элементов ключевого понятия. Эти элементы находятся при анализе содержания понятия после произведенной интерпретации. Так, например, в «Кратком словаре по социологии» понятие «молодежь» определяется следующим образом: «это специфическая социально-демографическая группа, переживающая период становления, социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. Группа отличается особенностями своей психологии, обусловленной возрастными рамками (16-30 лет)». Из данного определения можно вычленить четыре основных структурных элемента: а) специфическая социально-демографическая группа (возрастные рамки 16-30 лет); б) период становления, социальной зрелости; в) период адаптации; г) психологические особенности.
Это первый уровень структурной операционализации, который еще не позволяет получить полный анализ структуры ключевого понятия. На втором уровне структурной операционализации подобным же образом (с помощью различных источников) осуществляется дальнейшее расщепление содержания каждого из четырех основных элементов структуры понятия «молодежь». Так, например, понятие «социально-демографическая группа» расчленяется на несколько составных элементов: пол, возраст, образование, семейное положение, место проживания, род занятий, уровень обеспеченности и др. Каждый из этих элементов является социальным показателем, который может быть замерен посредством определенных индикаторов. Так, например, признак пола имеет два индикатора: мужской и женский. Произведя аналогичные операции с каждым из ключевых слов, составляющих название темы исследования, получим развернутую схему структурной операционализации.
После этого следует приступить к факторной операционализации, суть которой состоит в выявлении системы объективных и субъективных факторов, определяющих изменение изучаемого предмета. Субъективные факторы находятся на основе анализа схем структурной операционализации всех ключевых понятий темы исследования, а объективные факторы определяются исходя из осмысления материала, содержащегося в пункте 1.4.
В качестве субъективных факторов могут выступать: пол, возраст, образование, семейное положение, место проживания, включенность в трудовую деятельность, информированность, духовные ценности и т.д. Объективными факторами являются: размер ВВП на душу населения, уровень инфляции, степень социального расслоения народа, средняя ожидаемая продолжительность жизни, уровень преступности, среднее число лет обучения всех работников и т.д.).
В пункте 1.5 формулируется цель исследования, а в пункте 1.6 – задачи. Цель исследования ориентирует на его конечный результат (теоретико-познавательный и практически-прикладной). В задачах же (их в программе определяют не менее пяти) формулируются вопросы, на которые должен быть получен ответ при реализации целей исследования. Задачи формулируются на основе структурной и факторной операционализации ключевых понятий исследования посредством отбора наиболее важных показателей, влияющих на изменение предмета исследования.
В пунктах 1.7 и 1.8 определяются соответственно предмет и объект исследования.
В пункте 1.9 выдвигаются основные гипотезы исследования. Основная гипотеза обычно обосновывает наиболее вероятный способ решения поставленной цели исследования и формулируется с использованием материала, содержащегося в пункте 1.3. Каждая из остальных пяти рабочих гипотез должна согласовываться с соответствующей задачей исследования и высказывать предположение о возможном результате исследования при её осуществлении. В гипотезы не следует включать понятий, не получивших интерпретации на уровне социальных показателей и их замеряемых индикаторов. Важно также, чтобы гипотеза была доступной для понимания, не содержала неопределенных терминов, не противоречила установленным научным фактам и могла быть проверена посредством разработанного инструментария (анкеты и др.). Необходимо указать, с помощью каких инструментов (вопросов анкеты и др.) может быть проверена каждая из пяти гипотез.
И задачи, и рабочие гипотезы должны найти возможно полное отражение в инструментарии, например, в вопросах анкеты, в названии которой следует лаконично выразить тему исследования. При подготовке анкеты целесообразно ограничить количество вопросов, чтобы все ответы на них заняли не более 20 минут.
Во втором, методико-процедурном разделе программы, в пункте 2.1 определяются методы сбора эмпирической информации (это может быть определенная форма опроса, анализ документов, наблюдение, эксперимент, тест и т.п.). В пункте 2.2 – указываются место, время проведения исследования и название инструментария (анкеты и т.д.). В пункте 2.3 дается характеристика инструментария, то есть производится, например, классификация вопросов анкеты (по содержанию, форме, оформлению, типу шкал и т.д. с указанием общего количества и номеров конкретных вопросов каждой номинации). Здесь же указывается, как осуществляется кодирование ответов на вопросы анкеты: сплошная нумерация позиций по всей анкете (от начала до конца) или по каждому вопросу отдельно.
В пункте 2.4 обосновывается объем, тип, единица наблюдения и география выборочной совокупности, применяемой в социологическом исследовании (при опросе респондентов). В пункте 2.5 определяется метод обработки эмпирических данных: ручной или машинный. В пункте 2.6 раскрывается практическая значимость исследования. Заканчивается работа библиографией (список использованной литературы) (пункт 2.7).
В приложения, с новой страницы, после списка литературы, помещаются анкета и/или иной инструмент, рабочий план проведения исследования (список организационно-технических мероприятий).
После проведения полевого исследования, в ходе которого осуществляется сбор эмпирических данных, приступают к их обобщению в третьем, аналитическом разделе программы. Он должен содержать не менее пяти таблиц (примерно по одной к каждой из пяти гипотез исследования), предназначение которых – осуществить группировку данных, полученных после обработки эмпирической информации.
Затем целесообразно осуществить анализ и интерпретацию выявленных социальных признаков с помощью математико-статистических методов, которые применяются для выявления закономерностей: производится расчет средних величин (обобщение изучаемых совокупностей признаков, сравнение уровней отдельных признаков и их совокупностей), выявление структуры значений и колебание (вариации, дисперсии) признака относительно его среднего значения. В дальнейшем могут применяться различные виды анализа взаимосвязи признаков (корреляционный, регрессионный, факторный и др.).[1] От умелого использования математико-статистических методов анализа собранной эмпирической информации зависит глубина сформулированных теоретических выводов (применительно к каждой из задач социологического исследования) и ценность практических рекомендаций.