Трудовая деятельность как вид социальной деятельности.
Социальное действие- действие человека, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действиями других людей или ориентируется на них.
Труд – целесообразное, сознательная деятельность, в процессе которой человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы.
Труд – целенаправленная деятельность, предполагающая преобразование среды, изготовление продуктов для удовлетворения собственных потребностей.
Труд включает в себя: 1)сам труд; 2)предмет, преобразуемый в процессе труда; 3)орудие, используемое в процессе трудовой деятельности (самый главный компонент);
Совершенное орудие труда совершенствовало человека (рабочую силу). Орудие труда и трудовые силы – это производительные силы.
По Марксу трудовой деятельности присущи опосредствующая, регулирующая и контролирующая функции, изменяющиеся по мере развития науки и техники.
Организация труда – это формы и способы его осуществления. Содержание труда – это технико-функциональная сторона.
Социальные институты.
Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. Они классифицируются по общественным сферам:
экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг;
политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;
институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;
институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой, образованием и др;
институты стратификации (касты, сословия, классы), которые детерминируют распределение ресурсов и позиций.
Все социальные институты обычно подразделяют на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (неосновные, частные).Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев - к институтам здравоохранения и т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и проч.
Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину.Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.
Функции социальных институтов:
1) воспроизводство членов общества (семья, государство и т.п.);
2) социализация – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (семья, образование, религия);
3) производство и распределение (экономически-социальные институты управления и контроля – органы власти);
4) функции управления и контроля (осуществляются через систему социальных норм и предписаний);
Условия успешного функционирования социальных институтов:
1) четкое определение цели и круга выполняемых действий,
2) рациональное разделение труда и его рациональная организация,
3) деперсонализация действий,
4) бесконфликтное включение в глобальную систему институтов.
Дисфункция социального института – нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой (общество).
Дисфункции:
1) персонализация социального института (меняет свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц);
2) существования “теневой экономики”.