Подходы к определению понятия «культура»
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ.
1. ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ТЕОРИИИ КУЛЬТУРЫ
1. Культурология относится к области (1)
- *гуманитарных дисциплин;
- математических наук;
- естественных наук;
- идеологических построений.
2. Дисциплина, материал которой не был использован при формировании культурологии, - это (1)
- социология;
- психология;
- история;
- этнология;
- антропология;
- * астрономия.
3. Объектом изучения культурологии является (1)
- религия;
- наука;
- * культура;
- искусство.
4. Культурология не изучает (1):
- теорию культуры;
- морфологию культуры;
- типологию культуры;
- историю культурологических концепций;
- * информатику.
5. Задачей прикладной культурологии не является(2)
- * анализ культурологических концепций;
- изучение методов охраны культурного наследия;
- планирование деятельности культурных учреждений;
- планирование культурной политики.
6. Американский антрополог Лесли Уайт предложил назвать интегральную науку о культуре (3)
- *культурологией.
7. Методы, которые не являются специфическимидля культурологии (2)
- эмпирические;
- компаративные;
- структурно-функциональные;
- исторические;
- * гносеологические.
Подходы к определению понятия «культура».
8. Латинский термин «cultura» означает (2):
- правила поведения;
- установленные обычаи;
- требования общества к человеку;
- *населять/обживать;
- *обрабатывать/возделывать (землю).
9. Словосочетание «культура души» ввел в употребление римский оратор (3)
- * Цицерон.
10. «Описательными» определениями культуры можно назвать (1)
- *перечисляющие все элементы культуры;
- акцентирующие внимание на наследование традиций;
- подчеркивающие роль ценностей и норм;
- основывающиеся на структуре культуры;
- основывающиеся на происхождении культуры.
11. «Историческими» определениями культуры можно назвать (2)
- перечисляющие все элементы культуры;
- * акцентирующие внимание на наследование традиций;
- подчеркивающие роль ценностей и норм;
- основывающиеся на структуре культуры;
- основывающиеся на происхождении культуры.
12. «Нормативными» определениями культуры можно назвать (1)
- перечисляющие все элементы культуры;
- акцентирующие внимание на наследование традиций;
- * подчеркивающие роль ценностей и норм;
- основывающиеся на структуре культуры;
- основывающиеся на происхождении культуры.
13. «Структурными» определениями культуры можно назвать (1)
- перечисляющие все элементы культуры;
- акцентирующие внимание на наследование традиций;
- подчеркивающие роль ценностей и норм;
- *основывающиеся на структуре культуры;
- основывающиеся на происхождении культуры.
14. «Генетическими» определениями культуры можно назвать (1)
- перечисляющие все элементы культуры;
- акцентирующие внимание на наследование традиций;
- подчеркивающие роль ценностей и норм;
- основывающиеся на структуре культуры;
- *основывающиеся на происхождении культуры.
15. До середины Х1Х века в России понятие «культура» не могло быть заменено словом (2)
- образованность;
- гуманность;
- воспитанность;
- просвещенность;
- * политкорректность.
16. Множественность и разнообразие определений культуры объясняется (2)
- *принципиальной невозможностью дать однозначное определение;
- ограниченностью и упрямством их авторов;
- идеологическими разногласиями авторов;
- сменой господствующих политических установок.
17 Определение культуры как «творческой деятельности человека по освоению материального и духовного мира» принадлежит (2)
- * В.М. Межуеву;
- П.А. Флоренскому;
- В. Гумбольдту;
- Вяч. Иванову.
18. Определение культуры как «системы тончайших принуждений» принадлежит (2)
- В.М. Межуеву;
- П.А. Флоренскому;
- В. Гумбольдту;
- * Вяч. Иванову.
19. Определение «Культура человека есть искусство, питая свою душу, делать ее плодоносной» принадлежит (2)
- В.М. Межуеву;
- П.А. Флоренскому;
- *В. Гумбольдту;
- Вяч. Иванову.
20. Определение «Культура есть борьба с мировым уравниванием» принадлежит (2)
- В.М. Межуеву;
- *П.А. Флоренскому;
- В. Гумбольдту;
- Вяч. Иванову.
21. Две взаимосвязанные современные дисциплины, изучающие человека и его культуру, это (3)
- * антропология и культурология.
22. Разделом теории культуры нельзя считать(2)
- *философию культуры;
- морфологию культуры;
- динамику культуры;
- социологию культуры.
23. Среди подходов к анализу культуры нельзя выделить(1)
- * единственно правильный;
- деятельностный;
- диалогический;
- аксиологический;
- компаративный.
24. Понятие «цивилизация», имеющее множество смыслов, не может означать (2)
- только материальную культуру общества;
- *только духовную культуру общества;
- внешние проявления воспитанности человека;
- завершающую фазу развития каждой культуры;
- уровень развития общества, отличающийся от «варварства»;
25. Эпоха европейской культуры, когда сложилась традиция называть мировую культуру цивилизацией, это (3)
- * эпоха Просвещения.
26. Понятия «цивилизация» и «культура» можно рассматривать (2)
- как синонимичные;
- как взаимоисключающие;
- как частично совпадающие;
- * как меняющие свое соотношение в разных интеллектуальных традициях.
27. Соотношение понятий культура и религия нельзя рассматривать(3)
- * как тождественные;
- как взаимодополнительные;
- понятие «культура» – шире, чем религия;
- как меняющееся в ходе истории.
1.2. Структура и функции культуры.
28. Теоретическое представление о противоположности массовой и элитарной культур возникло в начале (какого века?) (2)
- * ХХ века.
29. Автором концепции, критически анализирующей массовую культуру, является (2)
- * Х. Ортега-и-Гассет;
- Э. Тоффлер;
- Д. Белл;
- М. Вебер.
30. Элитарная культура создается (1)
- * ради привилегированной части общества;
- анонимными непрофессиональными творцами;
- ради массового потребителя;
- через мифы, сказания, эпос.
31. Массовая культура создается (1)
- ради привилегированной части общества;
- анонимными непрофессиональными творцами;
- * ради массового потребителя;
- через мифы, сказания, эпос.
32. Народная культура создается (1)
- ради привилегированной части общества;
- *анонимными непрофессиональными творцами;
- ради массового потребителя;
- классическим образованием.
33. В технологическую подсистему культуры входят (1)
- *орудия производства, средства существования;
- типы коллективного поведения, институты общества;
- идеи, верования, знания;
- ритуалы и обряды.
34. В социальную подсистему культуры входят (1)
- орудия производства, средства существования;
- *типы коллективного поведения, институты общества;
- идеи, верования, знания;
- ритуалы и обряды.
35. В идеологическую подсистему культуры входят (1)
- орудия производства, средства существования;
- типы коллективного поведения, институты общества;
- *идеи, верования, знания;
- ритуалы и обряды.
36. Культура части общества, противостоящая общепринятой, называется (1)
- *контркультурой;
- массовой культурой;
- элитарной культурой;
- народной культуройй.
37. Подсистема материальной культуры включает (1)
- *бытовую культуру;
- интеллектуальную культуру;
- художественную культуру;
- религиозную культуру.
38. Подсистема духовной культуры включает (1)
- *интеллектуальную культуру;
- бытовую культуру;
- культуру труда;
- экологическую культуру.
39. Основанием для дифференциации культуры как системыне являютсяразличия (2)
- по социальной принадлежности;
- по типам мышления;
- по религиозным конфессиям;
- *по расовым признакам.
40. Основной функцией культуры, согласно концепции З.Фрейда, является (2)
- компенсаторная - относительно биологической ущербности человека;
- *репрессивная - подавлять инстинктивные влечения человека;.
- адаптивная - помогать человеку приспособиться к окружающей среде;
- семиотическая – помогать человеку осмыслить окружающую действительность.
1.3. Принципы типологии культуры.
41. Основанием современной научной типологии культур не могут служить различия (2)
- пространственно – географические;
- хронологически – исторические;
- * расово – антропологические;
- * различия экономических формаций;
- различия систем ценностей;
- различия типов мышления.
42. Период истории мировой культуры, который не входит в число выделенных русским философом Л.И. Мечниковым, называется (2)
- речным;
- средиземноморским;
- океаническим;
- * индустриальным.
43. Период истории человечества, который не входит в число выделенных американским социологом Д. Беллом, называется (2)
- доиндустриальным;
- индустриальным;
- постидустриальным;
- * океаническим.
44. Автором типологии культур, выделяющей доиндустриальный, индустриальный и постинустриальный период истории человечества, является (3)
- * Д.Белл.
45. В число определений современного типа культуры не входит понятие (1)
- общество потребления;
- информационное общество;
- технотронное общество;
- * коммунистическое общество.
46. Тезис «Империя Цивилизации была разделена на исторические и этнические провинции» принадлежит французскому историку (3)
- * Ле Февру.
47. Определение цивилизации как «культурной общности наивысшего ранга, предельный уровень культурной идентичности» принадлежит современному американскому политологу (3)
- * С. Хантингтону.
48. В эпоху Просвещения множественность языков и культур рассматривалась (1)
- * как досадный недостаток, мешающий развитию человечества;
- как преимущество и достояние человечества;
- как фактор, способствующий выживанию человечества;
- как божественное установление.
49. Концепция «конфликта цивилизаций» С. Хантингтона предполагает, что (2)
- возможно мирное решение всех спорных политических вопросов;
- *неизбежна военная конфронтация между Западом и исламским миром;
- вскоре может возникнуть «универсальной цивилизации»;
- восторжествует идея мультикультурности.
50. Идею самобытности культур, их взаимного непонимания, отстаивали (2):
- *немецкий философ О. Шпенглер;
- французские просветители Гольбах и Мирабо;
- американский социолог Д. Белл;
- русский историк Н.Я. Данилевский.
51. Концепты «Восток» и «Запад» типологии культур являются (2)
- * мифологемами и символами;
- строго научными характеристиками культур;
- следствием научной некомпетентности их сторонников;
- воплощением идеи «прогресса» человечества.
52. Критерием выделения особого типа культуры не является (2)
- способ хозяйствования;
- структура общественных связей;
- религия,
- язык;
- *расовые признаки;
- * IQ (коэффициент интеллектуального развития).
53. Утверждение, что есть народы «некультурные», «не способные к культуре» (1)
- соответствует выводам современной теории культуры;
- *противоречит выводам современной теории культуры;
- соответствует нравственным принципам;
- не является интеллектуальной ошибкой.
54. Автором, создавшим портреты 8 культурно-исторических миров, является (2)
- * О. Шпенглер.
55. Автором типологии, который насчитывал 21 цивилизацию, является (2)
- * А. Тойнби;
- П. Сорокин;
- О. Шпенглер;
- С. Хантингтон.
56. Автором концепции «культурно-исторических типов», отличающихся системами ценностей, является русский историк (3)
- * Н.Я. Данилевский.
57. Относительно цивилизаций нельзя утверждать, (2)
- что они могут включать несколько национальных государств;
- *что они всегда состоят из одного государства (как Китай);
- что они динамичны, испытывают подъем и упадок;
- что они могут смешиваться, накладываться друг на друга.
58. Главным барьером между цивилизациями А. Тойнби и С. Хантингтон считают различие (2)
- * религий.
59. Примером собственного Востока и Запада внутри Российской цивилизации не может служить (2)
- Москва и Петербург;
- славянофилы и западники;
- сегодняшние «патриоты» и «демократы»;
- * верующие и атеисты.
60. Советский Союз возник на территории, где не существовала цивилизация (1)
- православная;
- исламская;
- буддийская;
- * конфуцианская.
61. Автором определения российской цивилизации как «мира миров» является отечественный историк (3)
- * М. Я. Гефтер.
62. Автором выделения аполлонического и дионисийского типов культур является (2)
- *Ф. Ницше.
63. Классификация культур на основании различий витальных ценностей учитывает характерное для них отношение (1)
- * к телесности;
- к семье и государству;
- к свободе слова;
- к красоте и гармонии.
64. Классификация культур на основании различий социальных ценностей учитывает характерное для них отношение (1)
- к телесности;
- * к семье и государству;
- к свободе слова;
- красоте и гармонии.
65. Классификация культур на основании различий моральных ценностей учитывает характерное для них отношение (1)
- к телесности;
- к семье и государству;
- *к понятиям добра и справедливости;
- к красоте и гармонии.
66. Классификация культур на основании различий эстетических ценностей учитывает их отношение (1)
- к телесности;
- к личной независимости;
- к свободе слова;
- * к красоте и гармонии.
67. Логически ошибочно включать в одну типологию те культуры, которые (2)
- подчиняют человека природе;
- стремятся подчинить природу человеку;
- стремятся к гармонизации отношений между человеком и природой;
- * опираются на научное мировоззрение.
68. Основной формой мировоззрения для каждого из данных типов культур
является, соответственно (2)
- для древневосточной - философия; -- * мифология;
- для античной - религия; - * философия;
- для средневековой - наука; - * религия;
- для новоевропейской - мифология; - * наука.
69. Автором типологии культур, в основе которой лежит принцип «идеологического конфликта» между западной и восточной культурой, является (2)
- * Ф. Нортроп;
- К.Маркс;
- К. Поппер;
- Н. Бердяев.
70. Согласно типологии Дж. Фейблмана, основной вопрос «Насколько ты набожен?» характерен для типа культуры (1)
- первобытной;
- *религиозной;
- научной;
- постнаучной.
71. Согласно типологии Дж. Фейблмана, основной вопрос «Насколько ты любознателен?» характерен для типа культуры (1)
- первобытной;
- религиозной;
- *научной;
- постнаучной.
72. Согласно типологии Дж. Фейблмана, основной вопрос «Насколько ты нужен, чтобы все выжили?» характерен для типа культуры (1)
- *первобытной;
- религиозной;
- научной;
- постнаучной.
73. Марксистская типология культур не включаеткультуру (1)
- первобытной формации;
- рабовладельческой формации;
- * античной формации;
- феодальной формации;
- капиталистической формации.
74. Автором концепции, утверждающей, что каждой экономической формации соответствует особый тип культуры, является (1)
- * К. Маркс.
75. В типологию культурных общностей не входит(2)
- национально-этнические;
- региональные;
- исторические;
- * расовые.
76. Типология культур М.К. Петрова не включаетв их число такой «ключ культуры», как (3)
- лично-именной;
- профессионально-именной;
- универсально-понятийный;
- * национально-этнический.
77. Типология культур Б. Ерасова с точки зрения источника поддержки искусства и науки, не включает тип (2)
- государственный;
- меценатский;
- коммерческий;
- церковный;
- * сверхъестественный.
78. По масштабу объединения социологии не выделяюткультуры (2)
- региональные;
- национальные;
- групповые;
- * семейные.
79. Типология форм культурной идентификации не включает тип (3)
- традиционалиста;
- пришельца-неофита;
- изгнанника;
- * интроверта.
80. Индивидуальность, свобода личности является важнейшей ценностью для культуры (1)
- *европейского типа;
- китайского типа;
- советского типа;
- индийского типа.
81. Подчинение человека традициям, обычаям предков является важнейшей культурной ценностью для культуры (1)
- европейского типа;
- *китайского типа;
- советского типа;
- индийского типа.
82. Растворение личности в универсальной духовной субстанции является важнейшей культурной ценностью для культуры (1)
- европейского типа;
- китайского типа;
- советского типа;
- индийского типа.
83. Представители «феминистской критики» не считают, что культура Нового времени характеризуется (3)
- «патриархатной» идеологией;
- фаллологоцентризмом;
- насилием конструирующей мысли над живой природой;
- *равноправием мужчин и женщин.
84. С точки зрения культурной антропологии, нации, культуры, идеологические объединения различных типов– это (3)
- логические конструкции;
- * псевдо-видообразования;
- стадии исторического развития;
- типы ценностей.
85. «Техногенный» тип культуры предполагает (2)
- *прагматизм, рационализм;
- интуитивизм;
- иррационализм;
- созерцательность.
86. «Мифологемный» тип культуры предполагает (2)
- * символическое освоение мира;
- научное мировоззрение;
- прагматизм;
- рационализм.
87. Согласно И. Баховену, «патриархатный» тип культуры характеризуется (2)
- * преобладанием рационального мышления;
- * деятельным началом;
- связью с землей;
- пассивностью;
- значением кровных уз между людьми.
88. Согласно И. Баховену, «матриархатный» тип культуры характеризуется (2)
- преобладанием рационального мышления;
- деятельным началом;
- борьбой за господство;
- *пассивностью;
- *значением кровных уз между людьми.
89.«Гуманистический» тип мышления не предполагает (2)
- осмысление нравственных принципов;
- сочетание логики и здравого смысла;
- толерантность;
- готовность к диалогу;
- * поиск личной выгоды.
90. Метод познания, с помощью которого все многообразие культур классифицируется и группируется, называется (3)
- * типологизацией.
91. Пространственно-географический критерий типологии позволяет выделить культуру (1)
- *латиноамериканскую;
- античную;
- средневековую;
- первобытную.
92. Исторический критерий типологии позволяет выделить культуру (1)
- *античную;
- русскую;
- европейскую;
- китайскую;
- индийскую.
93. Культуры «коллективистского» типа не характеризуются(2)
- * акцентом на личную инициативу и достижения;
- подчинением групповым стандартам;
- опорой на принадлежность к группе;
- разделением на «своих» и «чужих».
94. Этнолингвистическая типология культур не позволяетвключить (1)
- романскую культуру;
- арабскую культуру;
- тюркскую культуру;
- * европейскую культуру.
95. Признание единого мирового историко-культурного процесса характерно для типологии культур (2)
- Н. Данилевского;
- О. Шпенглера;
- Л. Гумилева;
- * К. Ясперса.
96. Типологию культур, основание которой является психологический строй коллективной души народа, предложил (3)
- * О. Шпенглер.
97. Согласно О. Шпенглеру, душа европейской культуры (2)
- *фаустовская;
- аполлоновская;
- дионисийская;
- душа брамина.
98. Согласно О. Шпенглеру, душа античной культуры (2)
- фаустовская;
- *аполлоновская;
- дионисийская;
- душа брамина.
99. Историческая типология культур К. Ясперса не включает (2)
- культуры доисторического периода;
- великие исторические культуры древности;
- культуры «осевого времени»;
- *средневековые культуры.
100. При типологизации культур не происходит (2)
- их объединения по общему признаку;
- фиксации отличий между группами культур;
- их классификации;
- * их унификации.