Чикагская школа: общая характеристика
Деятельность Чикагской школы охватывает период с 1915 по 1934 г., что хронологически совпадает с периодом работы в Чикаго Роберта Эзры Парка (1864—1944), самого яркого представителя этой школы и ее признанного лидера. В многочисленных работах Парка (очерках, предисловиях к книгам, обзорах литературы; фундаментальных монографий у него не было) наиболее полно разработаны теоретические основания проводимых чикагцами исследований. В тесном сотрудничестве с Парком работали такие ученые, как Э. Бёрджесс (1886-1966), Р. Маккензи, Л. Вирт, X. Зорбо, Э. Богардус, Р. Фэрис, Н. Андерсон, Ф. Трэшер, Л. Котрелл, Э. Хьюз и др. Некоторые из них не только проводили эмпирические исследования, но и внесли важный вклад в развитие социологической теории и методов социологического исследования (Бёрджесс, Вирт, Богардус, Хьюз). Многие выходцы из Чикагской
СОЦИОЛОГИЯ США
школы были в разные годы президентами Американского социологического общества. Деятельность Чикагской школы подкреплялась многочисленными публикациями: статьями в «American Journal of Sociology» (в годы доминирования этой школы журнал почти целиком комплектовался публикациями ее представителей), серийными и отдельными монографиями. На протяжении двух десятилетий Чикагская школа занимала едва ли не монопольное положение в американской социологии, задавая тон в теоретических дискуссиях и определяя основные направления эмпирических исследований.
Отмечая заслуги чикагских социологов, часто указывают главным образом на их роль в развитии и стимулировании эмпирических исследований. Однако следует подчеркнуть, что у них была серьезная теоретическая программа, весьма оригинальная и далеко идущая. Ведущие теоретики Чикагской школы (Парк, Бёрджесс, Маккензи, Вирт, Хьюз) имели основательную теоретическую подготовку. Парк учился у Дж. Дьюи, У. Джемса, Дж. Сантаяны (в Америке), у Г. Зиммеля (в Германии), писал диссертацию в Страсбурге под руководством В. Виндельбанда; название диссертации — «Толпа и публика» — указывает на его знакомство с французской социологической мыслью начала XX в. Бёрджесс, Маккензи и Вирт были учениками У. Томаса, Дж.Г. Мида и Р. Парка. В 1904 г. в Чикаго по приглашению Смолла приезжал М. Вебер; имеются сведения, что тексты Вебера изучались на семинарах в Чикагском университете уже в 20-е гг., задолго до того, как вышли их переводы на английский язык. Все указывает на то, что чикагские теоретики, и прежде всего, конечно, Парк, хорошо знали классическую социологическую традицию, которая к тому времени была почти целиком европейской, и разработанный ими теоретический подход к изучению общества был прямым продолжением этой традиции, обогащенным идеями, возникшими на американской почве.
В теоретических построениях Парка и его коллег можно обнаружить явное влияние Э. Дюркгейма (в понимании культуры как принудительной силы и источника социального контроля, в особом внимании к связи общества со средой, в концепции двойственной человеческой природы), натуралистических концепций социал-дарвинизма и географической школы (в основных понятиях и принципах социальной экологии), Г. Зиммеля (в исследованиях маргинальной личности и социальной дистанции), прагматизма и раннего интеракционизма (в интеракционистской трактовке
500 История социологии
социального порядка, в концепции личности, в исследованиях прессы и новостей как «формы знания»), социологических идей Г. Лебона и Г. Тарда (в исследованиях массового поведения, включая поведение в толпе и революции), классического бихевиоризма, растительной и животной экологии и многого другого. То, что в работах чикагцев выглядит причудливым или даже эклектичным соединением натурализма и интеракционизма, было по сути дела одной из первых крупномасштабных попыток синтеза различных социологических подходов и точек зрения. Обращение к таким «конкретным» проблемам, как расовые отношения, пространственная структура городского сообщества или культурный конфликт, было нередко всего лишь поводом для формулировки общих суждений о природе человека и его социальной жизни. Социологи Чикагской школы ориентировались на построение универсальной социологической теории и достигли на этом пути оригинальных, по крайней мере для своего времени, результатов. Эта оригинальность связана прежде всего с развитием особого, социально-экологического подхода к изучению общества.