Механизм регулирования поведения и социализации личности
Среди основных механизмов социального поведения личности различают е социализацию и социальную адаптацию.
Социализация(от лат. socialis – общественный) - процесс филоонтогенетичекого развития психосоциальных свойств и качеств индивида, в ходе которого в результате воздействия общества происходит становление конкретно-исторического типа личности и воспроизводство человека как активного субъекта деятельности, обладающего определенной социально-классовой направленностью, мировоззрен-ческими установками и ценностными ориентациями. Являясь по своей природе общественным существом, суть которого состоит в совокупности всех общественных отношений, человек таковым не рождается. В процессе развития, поднимаясь до уровня социальности и овладевая ее различными формами, индивид становится человеческим существом. Но поскольку социальность - не что иное, как формы общественного сознания и деятельности, социального опыта и культуры, постольку в овладении ими исостоит сущность процесса становления личности. Основное содержание этого процесса - с одной стороны, передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, а с другой - их усвоение индивидом. Овладение социальным опытом и культурой осуществляется как естественно-историческая необходимость: общество функционирует посредством передачи новым поколениям исторического опыта (воспроизводит себя), а индивид существует как человеческое существо, как личность только благодаря усвоению определенных форм социальности. В классовом обществе социальный опыт всегда опосредован классовыми отношениями. Отсюда очевидно, что характер процесса С. обусловлен прежде всего социально-экономическими отношениями и его содержание за- висит от социально-экономического строя, а также уровня исторического развития общества.
Социализация, как и любой другой социальный процесс, характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологической литературе в социализации выделяюттри периода - дотрудовой, трудовой, после-трудовой и четыре стадии - ранняя(от рождения до поступления в школу), обучение(с момента поступления в школу до окончания очных форм общего и специального образования), социальная зрелость (основная, охватывающая период активной трудовой и общественно-политической деятельности), завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности в рамках официальной организации). Разделение на определенные периоды и стадии позволяет изучать специфику и особенности социологии ребенка, молодежи, людей зрелого и пенсионного возраста и др. На каждой стадии социализации в действие вступают определенные группы социальных институтов:институты первоначального развития природных и социальных свойств, институты обучения и образования, институты трудовой, политической, культурной, познавательной и общественной деятельности.
Социальная адаптация -активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды. Адаптационные процессы происходят постоянно, т. к. постоянно происходят изменения и в социальных условиях нашего существования, и в нас самих. Можно выделить два вида адаптационных процессов. Первый вид составляют процессы, связанные с резкой сменой социальной среды. К таким адаптационным процессам относятся, напр., адаптация сельского жителя в городе и наоборот, адаптация в иной культурной среде, необходимость которой возникает в результате социального перемещения (напр., поступление рабочего в вуз) или территориального перемещения (смена места жительства), адаптация в иной национальной среде, производственная адаптация в результате смены места работы и т. д. Второй видсоциальной адаптации - это адаптация к изменившимся социальным условиям. Так, принятие тех или иных партийных решений, изменений в законодательстве ведут кнеобходимости согласовывать с ними интересы и поведение различных социальных группи личностей.
Личность или группа по-разному откликаются на изменения в социальных условиях существования в зависимости от особенностей той непосредственной социальной среды, в которой они существуют. Социальная адаптация в обществе несет отпечаток того исторического этапа, который переживает общество в данный исторический момент. Так, период перестройки отличается резким усилением интенсивности адаптационных процессов. Соответственно изменяются и критерии адаптированности, в их содержании увеличивается доля общесоциального. В то же время в такие периоды наблюдается и массовое существование различных форм пассивного приспособления к социальной действительности, начиная от конформизма и кончая уходом от участия в решении социальных проблем в сферу сугубо личных интересов, в основном материальных.
Следует различать адаптацию как процесс и адаптированностькак результат, итог процесса адаптации. Принято выделять четыре степени адаптированности личности в новой социальной среде:
1. начальную стадию - когда индивид знает, как он должен вести себя в новой среде, но в своем сознании не признает ценностей новой среды и, где может, отвергает их, придерживаясь прежней системы ценностей;
2. стадию терпимости - индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам. ценностей и образцам поведения. друг друга;
3. аккомодацию -признание и принятие индивидом основных систем ценностей новой социальной среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида его новой средой;
4. ассимиляцию - полное совпадение систем ценностей индивида и среды.
Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности. Объективные - степень реализации индивидом в своем поведении норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе; субъективные – положительное отношение кчленству в данной социальной группе, к существующим условиям для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.
Непосредственной социальной средой личности могут быть различные социальные группы - семья, производственный коллектив, друзья, соседи по дому и др. Роль социальной адаптации состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.
На процесс адаптации значительно влияют различные черты личности, напр., психофизиологические особенности, социально; демографические характеристики - пол, возраст, а также уровень общего и специального образования, профессионльная подготовка индивида, уровень сформированности профессионального интереса, социально-психологическая и идейно-нравственная готовность к участию в коллективном труде.
Соц. адаптация на предприятии представляет собой единство нескольких адаптационных процессов. Среди них можно выделить адаптацию профессиональную, к условиям труда, социально-психологическую и идейно-нравственную. Профессиональная адаптация - вхождение в профессию - зависит от психофизиологических способностей к выполнению данной работы, уровня профессиональной подготовки, степени сформированности профессионального интереса и т. п. Критерий профессиональной адаптации - достижение индивидом соответствия профессиональных навыков и личностных качеств требованиям конкретной профессии.
Рекомендуемая литература.
1. Hess В., Markson Е., Stein Р. Sociology. - N Y., 1991.
2. Психология личности. - М., 2002.
3. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.
4. Кон И. С. В поисках себя. - М., 1994.
5. Кравченко А. И. Социология. - М., 1999.
6. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 2002.
7. Хрестоматия по социальной психологии. - М., 1994.