Общество как объект социологии
Определение общества
Понятие общества крайне многозначно, а потому его не так легко определить. Под обществом чаще всего понимают людей, проживающих в определенной стране. Однако этим же словом обозначают как более широкие, так и более узкие явления. Например, иногда говорят о западноевропейском обществе, объединяющем однородные страны, и даже о мировом обществе, то есть обо всем человечестве. С другой стороны, можно говорить об обществе трезвенников или обществе любителей футбола.
Важным на современном этапе является понятие гражданского общества, однако о нем мы скажем ниже.
Мы попытаемся найти другое основание для определения общества и предложим такое определение: общество представляет собой естественно и стихийно сложившийся результат взаимодействий между людьми. Это определение общества, очень распространнное в настоящий момент, восходит к Карлу Марксу. Задавая вопрос: «Что такое общество?», — Маркс отвечал: «Продукт взаимодействия людей».
Людям свойственно стремиться к взаимодействию друг с другом. Невозможно представить себе человека, который был бы полностью изолированным и не проявлял бы интереса к другим людям. Социальность — это одно из важнейших качеств, которые присущи человеку. Естественно, люди по-разному социальны: кто-то полностью конформен, то есть стремится следовать нормам и соответствовать реальным и воображаемым ожиданиям со стороны других людей, кто-то, наоборот, «идет против течения», не желая принимать существующие «правила игры». Однако с точки зрения человеческого существования наличие других людей просто жизненно необходимо — хотя бы для того, чтобы показать, что тебе никто не нужен, что ты ни в ком не нуждаешься и полностью самостоятелен. Даже это чувство нуждается в других людях, само по себе оно обычно не имеет смысла.
В процессе взаимодействия между собой люди отчасти осознанно, но в основном неосознанно вырабатывают правила, которым они стремятся следовать или которым, как они полагают, должны следовать другие люди. Иногда эти правила просто отражают опыт человека. Например, каждый из нас просит о чем-то других. В одном случае наши просьбы удовлетворяются, в другом нам отказывают. И обобщение этого опыта уже является важным элементом социальной жизни, поскольку наши представления позволяют предсказать, что может произойти. А потому, обращаясь к кому-то с просьбой, мы уже знаем, что нам могут как отказать, так и не отказать.
Еще более важно то, что мы знаем: если с просьбой обратятся к нам, мы тоже можем поступить двумя указанными способами, а также как мы мотивируем отказ, что мы считаем хорошим, приемлемым, достаточным обоснованием для отказа, а какие причины для отказа с нашей точки зрения и, как мы предполагаем, с точки зрения других людей недостаточны.
Конечно, этот пример не исчерпывает всей сущности общества. Процессы, характеризующие социальное измерение нашей жизни, гораздо сложнее. Так, мы не говорили о том, как принято поступать в данном обществе, существуют ли какие-то наказания за нарушения этих правил и поощрения за следование им, являются ли эти правила всеобщими в рамках данного коллектива или характеризуют лишь поведение части входящих в него людей, действительны ли эти правила во взаимодействиях с определенными людьми или они приемлемы лишь по отношению к некоторым из них и т.д. Однако этот пример весьма и весьма показателен: он демонстрирует, как общественные отношения и правила взаимодействия рождаются из конкретных отношений и взаимодействий, то есть их естественное и стихийное зарождение.
Общество обладает следующими признаками.
1. Каждое общество имеет имя, которое часто (но не всегда) становится названием государства. Например, слова «русский», «Россия» фактически указывают на одну и ту же совокупность людей. По крайней мере, для жителей других государств любой человек, живущий в
России, является «русским» — независимо от того, как он определяет свою национальную принадлежность сам.
В связи с этим можно отметить, что «парад суверенитетов» и стремление к максимальному национальному определению, выражающемуся в создании собственной государственности, отбросил народы, проживающие на территории бывшего СССР, на более примитивные стадии общественного развития. В развитых государствах мира национальный признак понимается совершенно иначе. Ярким примером с этой точки зрения являются США, где любой гражданин независимо от своей национальности называет себя американцем. Такое же положение наблюдается и в Европе: «французом» или «немцем» является не человек, родители которого принадлежат к этой национальности, а гражданин этой страны, независимо от того, является ли он европейцем, негром или арабом. В России же по-прежнему функционирует более старая модель национального государства.
2. Каждое общество имеет собственную культуру. Конечно, в настоящее время, когда наблюдается сильное взаимовлияние культур, под культурой следует понимать только ядро родной культуры, благодаря которому человек осознает свою причастность к этому, а не к другому сообществу,
3. Каждое общество имеет свою историю, которая хранится в памяти любого человека. Эта история может существенно отличаться от того, что происходило в действительности и что описывают историки. Например, можно столкнуться с представлением об исключительном миролюбии России, которое проявлялось в том, что она никогда первой не нападала на другие государства. Однако такое мнение не выдерживает критики.
Кроме того, история общества может «подтасовываться» и представляться в более благоприятном виде. Любой человек склонен акцентировать приятные моменты в своей биографии и умалчивать о неприятных. То же происходит и при формировании истории народа.
4. Каждое общество является самой большой единицей социальной реальности, то есть на входит в качестве составной части в более крупное общество. В настоящее время, в период формирования мирового сообщества, эта точка зрения становится все более и более условной, однако нельзя сказать, что этот признак становится недействительным.
5. Общество воспроизводит само себя, то есть пополняется за счет детей признанных членов общества: обычно ребенок, рожденный членами общества, автоматически признается, членом данного общества, В целом ряде государств действует и другое правило, в соответствии с которым гражданином общества считается любой человек, который родился на территории данного государства.
6. Формы взаимодействия людей в пределах общества однообразны и устойчивы. Это означает, что взаимодействия между людьми определяются традициями и обычаями, выработанными на протяжении существования данного общества.
7. Общество обычно базируется на определенной территории. Эта территория далеко не всегда закреплена за обществом как государственная. Другими словами, государственностью обладают не все общества. Однако для того чтобы общество существовало, необходимо, чтобы все его члены проживали рядом и могли вступать в частные контакты. Если это условие не соблюдено, то и общество возникнуть не может.
8. Наконец, общество имеет общий язык. Язык — это не менее важное условие возникновения социальных контактов между членами общества. Социальные отношения внутри общества как наиболее крупной единицы социальной реальности предполагают, что любой человек обладает всем необходимым для того, чтобы вступить в контакт с любым другим представителем той же совокупности людей. Конечно, общество характеризуется расслоением, а вступать в контакты со всеми без исключения членами общества для отдельного человека просто невозможно. Однако общность языка создает возможности для этого.
Если общество неоднородно по своему национальному составу, один из языков обычно становится главным средством общения между его членами. Например, в России таким языком является русский, в США — английский (а точнее, американский вариант английского языка).