Теоретическая концепция П. Бурдье.
Постмодернизм это новый социально-философский подход к изучению общественной жизни. Идеи и принципы данного подхода изложены в работах таких мыслителей, как Ж. Будриляр, Ж. Ф. Лиотар, П. Бурдье и др. Сущность теоретической переориентации постмодернизма наиболее выразительно воплощается в понятии «деконструкция» (иначе − переконструирование), которая включает пересмотр «больших учений», декомпозицию социальной реальности, пересмотр иллюзий относительно возможностей построения общества на основах «свободы, равенства и братства», деидеологизацию социально-философского мышления. Тенденция к размыванию междисциплинарных границ, также характерна для этого методологического подхода. Пьер Бурдье − французский социолог. Он основал Центр европейской социологии, журнал «Исследование в социальных науках». Автор 26 книжек, среди них: «Ремесло социолога», «Очерк теории практики», «Социология политики», «Ответы» и др. Бурдье ставит задачу доказать фальшивость противопоставления объективизма и субъективизма в социологии, структурных и деятельных подходов, утверждает безосновательность игнорирования одной из этих сторон. Сосредоточение на структуре ведет к игнорированию процесса конструирования социального мира самым деятелем, а сосредоточение на том, как деятель воспринимает, осмысливает и реагирует на окружающий мир, ведет к игнорированию самых структур (их влияния), в которых это происходит. По его мнению, надо выходить с диалектических отношений между объективными структурами и субъективными феноменами. Продвижение на пути решения данной проблемы, вокруг которой не утихают споры социологов разных школ, он видит в анализе реальной практики, которая выступает неминуемым результатом таких диалектических отношений. Он анализирует связи между социальной структурой и тем, как индивиды конструируют социальную реальность. Социолог утверждает, что объективные структуры существуют не только в языке или в определенной культуре, а и в самом социальном мире, они не зависят от сознания деятелей, которые, в свою очередь, способны руководить своей практической деятельностью и репрезентовать себя согласно со своим замыслом. Вместе с тем надо принимать во внимание генезис моделей представлений, мышления и действия людей. Следует анализировать, как люди воспринимают и конструируют свой мир. По его мнению, «ментальные структуры определяются социальными структурами», т.е. сознание зависит от социальной среды. Для лучшего постижения взаимозависимости между объективным и субъективным в теории Бурдье необходимо обратиться к его толкованию понятий «габитус» и «поле», где первое касается того, что помещается в сознание деятелей, а второе − того, что остается вне сознания деятелей. Габитус − это ментальные или когнитивные структуры (т.е. определенное состояние сознания), с помощью которых люди живут в социальном мире, направляются в своих действиях, это набор схем (моделей), благодаря которым люди воспринимают, понимают и оценивают мир. Габитус − это «воплощенные социальные структуры», которые отображают объективное деление: классовые структуры, возрастную и половую дифференциацию и т.п. Габитус − это определенное местопребывание в социальном пространстве. Габитус ниже уровня сознания и языка, вне контроля индивидуальной волей. То есть люди не могут постигнуть, как он оперирует. Он проявляется в индивидуальном поведении, практике − скажем, в том, как мы говорим, едим, ходим, смеемся и т.п. Ведь это происходит будто само по себе. Поле, по Бурдье, − это сеть отношений между объективными позициями социальных деятелей, которая существует независимо от индивидуального сознания и воли. В социальном мире есть несколько полей (например, экономическое, религиозное, художественное, политическое…), любое из которых имеет собственную структуру. Поле является ареной соревнований социальных деятелей или групп за улучшение своих позиций, за получение более привилегированного места в социальной иерархии. Оно выступает разновидностью рынка, где используются разные виды капиталов (экономический, культурный, социальный, символический) для демаркации позиций. То есть «поле» − это социальное пространство, где реализуется завоевание определенной позиции социальными деятелями, ее защита или продвижение вверх в социальной иерархии. Посредником между габитусом и социальным миром, который объективируется в поле, выступает практика.
33. Российская социология конца ХIХ в. − начала ХХ в.
Социология пришла в Россию в 60-х годах 19 века из Франции, с трудами Огюста Конта. Его принцип позитивизма, а так же идеи других западных социологов дали начало социологии в России. Первым в России трудами Конта заинтересовался В. Майков. Общество было заинтересовано в познании социальных процессов, социальной реальности в России. Накопилось большое количество социологического и демографического материала, требующего обработки, но теоретическая база для его анализа, методы, отсутствовали. Д. Милютин, Г. Вырубов, Е. В. Де-Роберти, объявили себя позитивистами уже в 1850-е годы. Д.И. Писарев опубликовал «Исторические идеи Огюста Конта» в журнале «Русское слово» в 1866 году. До революции 1917 года, развитие социологии в России прошло несколько стадий, на которых выделялись специфические направления:
1. Географический детерминизм(Лев Ильич Мечников). Его наиболее важная работа «Цивилизация и великие исторические реки». Он придерживается линейной эволюционной концепции, в которой причинным является географический фактор, фактор воды. Он говорит о том, что природа определяет ход истории. Общество способно к солидарности в условиях освоения природы. Мечников выделяет три эпохи в ходе истории: речную, морскую, океаническую.
2. Органицизм (П.Ф. Лилленфельд-Тоаль, А.И. Стронин).
3. Концепция культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский).
4. Народничество. Два направления народничества:
1) анархизм (М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин);
2) бланкистское направление (П.Н. Ткачев).
5. Субъективная школа в российской социологии (П. Лавров, Н.К. Михайловский).
6. Психологическое направление (Н.И. Кореев, Е.В. Де Роберти).
7. Классический позитивизм (М.М. Ковалевский).
Антипозитивистская реакция (начало 1980−1900 гг.) (В.В. Соловьев, Чичрин, И.А. Бердяев).
1) Ортодоксальная методология, занимающееся проблемами социологической методологии (А.С. Лаппо-Данилевский, Б.А. Кистяковский),
2) Философский иррационализм (В.М. Хвостов, П.И. Новгородцев)
3) Индивидуальный психологизм (Л.И. Петражицкий).
Е.В. Де Роберти ввел термин «неопозитивизм».