Начало работы с материалами

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

ДЛЯ СОЦИОЛОГОВ

Учебно-методическое пособие

Ижевск, 2015

УДК 316.1 (07)

ББК 60.5 р30

Л 157

Л 157 Требования к оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ для студентов-социологов. УдГУ. Ижевск, 2015. 43 с.

В пособии представлены требования, которыми должны руководствоваться студенты–социологи при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ. В частности, подробно разобран алгоритм выполнения курсовой работы и ВКР. Уточнены современные требования к оформлению текстов работ. Учебно-методическое пособие адресовано научным руководителям и бакалаврам, обучающимся по социологическим специальностям.

УДК 378.14

ББК 74.580.28

© Удмуртский государственный университет, 20115

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..…..4

1. Выбор темы исследования……………………………………………5

2. Структура работы……………………………………………….……..6

3. Начальный этап работы с материалами……………….………….….7

4. Технические правила оформления……………………………………8

5. Раздел «Введение»……………………………………………………17

6. Основная часть работы……………………………………………….20

7. Подготовка к защите и презентации работы………………………..29

8. Приложение 1. Образцы оформления титульных листов… ……….32

9. Приложение 2. Примеры библиографического описания в

Списке литературы……………………………………………...…….35

Введение

Материалы методического пособия отражают требования к оформлению курсовых работ (КР) и выпускных квалификационных работ (ВКР), представленные государственным образовательным стандартом направления подготовки «Социология» высшего профессионального образования1 и нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации.

Курсовая работа (курсовой проект) – текстово оформленный результат исследовательской работы студента, проводимой под контролем научного руководителя на 2-4 курсах очной университетской подготовки специалистов и на 2-3 курсе подготовки бакалавров. На 2-3 курсах подготовки специалистов и на 2 курсе подготовки бакалавров на зачет научному руководителю представляются обзорно-аналитические теоретические работы, а на 4 и 5 курсах подготовки специалистов и на 3-4-м бакалавров – теоретико-прикладные исследования.

Выпускная квалификационная работа специалиста должна представлять теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных проблем, решая которую студент-выпускник демонстрирует уровень необходимых знаний, практических навыков, позволяющих ему в будущей профессиональной деятельности самостоятельно решать производственные задачи.

Выпускная квалификационная работа бакалавра должна включать, как теоретическую часть, в которой выпускник показывает знания основ теории по разрабатываемой проблеме, так и эмпирическую часть.

________________________

[1] Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040200 – «Социология» (бакалавр). Утв. приказом Минобрнауки РФ № 230 от 29.03.10.

Выбор темы исследования

Тема курсовой работы, как правило, определяется самим студентом, сообщающим научному руководителю о сфере своих интересов. Задача руководителя на младших курсах обучения – помочь сформулировать тему и ориентировочный план исследования, в соответствии с требованиями специальности.

Выбор темы – чрезвычайно важен и требует понимания перспективы. На каждом последующем курсе темы работ остаются преемственными, обнаруживая динамику - от обзорной аналитической к более специализированной теоретико-прикладной. Темы должны быть не только соответствующими специальности и актуальными, но также и «работать» в дальнейшем на выпускника, способствуя расширению его возможностей: от трудоустройства - до продолжения дипломного квалификационного исследования в аспирантуре. Поэтому следует не только самостоятельно хорошо подумать, но и посоветоваться с научным руководителем, какую тему в дальнейшем можно предъявлять в качестве собственного исследовательского мандата. Нередко тематика блестяще защищенной выпускной квалификационной работы, с проведенными исследованиями, оказывается для работодателя решающим фактором в принятии решения о трудоустройстве.

Тема должна быть сформулирована как исследовательская проблема, предполагающая разрешение во всех главах и параграфах работы. Этикеточные названия, не содержащие формулировки проблемы, которая будет разрешаться, - не допускаются. Также при определении названия темы необходимо избегать таких слов и словосочетаний, как: «некоторые проблемы», «анализ», «исследование» и «изучение», поскольку работа, по определению, является исследовательской.

Не рекомендуются темы, сформулированные с союзом «и», поскольку он свидетельствует о рядоположенности объединяемого, а не о проблеме для разрешения. В некоторых случаях, когда проблема не является в чистом виде социологической, после двоеточия допускается уточнение: «социологический аспект». В названии темы не допускаются придаточные конструкции. Оно должно быть предельно кратким и ёмким.

Основные требования к формулировке темы: соответствие специальности/направлению подготовки; проблемная формулировка; емкая краткая формулировка – по существу всех разделов; отсутствие точки, как и во всех заголовках.

Структура работы

Содержание исследования определяется избранной темой, целью и задачами исследования. Структура работы традиционна: введение; две главы, содержащие по два параграфа каждая; заключение; список литературы и приложение. Здесь также все формулировки разделов должны раскрывать отдельные аспекты заявленной темы и быть проблемно ориентированными. При просмотре оглавления должно быть ясно, какая задача разрешается в каждом параграфе. Курсовая работа представляет собой самостоятельное теоретическое изложение темы с элементами исследования или с собственным эмпирическим исследованием. В отношении стандартных требований предполагается, что студент уже овладел навыками самостоятельной работы над источниками и умеет их систематизировать и обобщать.

Если работа структурирована по главам и составляющим эти главы параграфам, глав не должно быть много (оптимальное количество для курсовой работы - две. Если параграфы не выделяются, то количество глав может быть увеличено до 3-4. Это требование подходит только для курсовой работы. В выпускной квалификационной работе обязательно выделять две главы, разделенные на параграфы.

Пример структуры ВКР:

Интернет в системе регионального университетского образования: социологический аспект

Введение

Глава 1. Теоретические основания изучения функций Интернет в образовательном процессе регионального университета

1.1. Роль Интернет в развитии социальных отношений

1.2. Практики использования образовательных Интернет-технологий в региональном университете

Глава 2. Опыт эмпирического анализа ресурсов Удмуртского государственного университета в развитии образовательных Интернет-технологий

2.1. Определение методики эмпирического исследования использования Интернет студентами УдГУ

2.2. Эмпирическая оценка актуального уровня использования Интернет-технологий в УдГУ

Заключение

Список литературы

Приложение

Начало работы с материалами

После согласования темы курсовой и ее разделов с научным руководителем необходимо приступить к работе над источниками. Каждый параграф должен иметь опорные источники, которые будут полезны в проведении анализа для разрешения проблемы, сформулированной в названии раздела.

Для ускорения процесса рекомендуется прописать ключевые слова и словосочетания в поисковой строке Интернет, например, в Яндексе. Получив списки, нужно их просмотреть, скопировав необходимое. В современных источниках, включая научную периодику последних лет, полезно смотреть списки литературы, производя затем вторичные круги запросов в поисковой системе. Все это – лишь материал для последующего самостоятельного анализа, так как любая разновидность плагиата будет сразу определена электронной формой предварительного контроля научным руководителем или методистом кафедры. Плагиатные работы не зачитываются и не допускаются к публичной защите.

Рекомендуется создать каталог адресов сайтов библиотек с социологическими ресурсами. Особо приветствуются полнотекстовые материалы со страничной разметкой. Они позволяют не обращаться к бумажным носителям обычной библиотеки, с размещением всей необходимой ссылочной информации, как с бумажного источника. Тем не менее, классическая университетская библиотека располагает большими фондами, включая актуальную научную периодику. Поэтому работа с источниками всегда предполагает маршрутизацию в двух направлениях: поиск материала для анализа на электронных ресурсах и в каталогах университетской библиотеки.

Предельный объем для электронных ссылок – не более трети всех цитируемых изданий. Объем прямой цитаты не должен превышать 300 знаков, включая пробелы. Ссылки на учебники и словари допускаются только для курсовых работ на 2 и 3 курсах. Ссылки могут быть как прямыми – с размещением цитаты автора в кавычках, так и косвенными – в собственной интерпретации диссертанта, без использования кавычек, но с указанием конкретной страницы, либо диапазона страниц, в этом случае – через тире. Зияние ссылок, т.е. более двух ссылок подряд на один источник, - также недопустимо. В теоретических разделах работ не должно быть страниц без ссылок на источники. Норма – 1-2 ссылки на странице текста.

Общие требования в подготовке текстов курсовой и выпускной квалификационной работ:

соответствие специальности;

научность изложения;

аналитика и отсутствие реферативности;

абсолютный запрет на плагиат – только использование возможностей прямого и косвенного цитирования;

логическая непротиворечивость разделов текста, его содержательность и эстетическая привлекательность.

Наши рекомендации