Тема 1. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ (Гоцало, Чулкова, Новикова)
Цель занятия:раскрыть сущность категорий «социология», «экономическая социология»; изучить зарождение экономико-социологической мысли; выявить особенности в подходах к анализу экономики отдельных авторов.
Контрольные вопросы к занятию.
Дайте определение понятий:
Социология –это …
Экономическая социология –…
Задания и тесты по теме.
Задание 1. Дайте краткую характеристику зарождения экономико-социологической мысли (условия, причины и основания):
Характеристика |
Условия – |
Причины – |
Основания – |
Задание 2. Перечислите и охарактеризуйте предпосылки возникновения экономической социологии:
Предпосылки | Характеристика |
Социально-экономические | |
| |
| |
Задание 3.Перечислите этапы развития социально-экономической и социологической мысли:
Задание 4. Укажите название и охарактеризуйте особенности подходов к анализу экономики следующих авторов:
Автор подхода | Название подхода | Особенности подхода |
Карл Маркс | | |
Макс Вебер | Культуро… | |
Торстейн Веблен | | |
Задание 5.Перечислите этапы становления и развития отечественной экономической социологии:
Задание 6. Перечислите и охарактеризуйте основные направления западной экономической социологии:
Направление | Представители | Характеристика |
Эмпирическое | | |
| Г. Зиммель, … | |
| | Отождествление экономической жизни общества с натуральным, естественным процессом протекания жизни |
Индустриальное (Технократическое) | | |
Задание 7. Укажите основных представителей и охарактеризуйте их вклад в развитие экономической социологии. Назовите основные работы авторов:
Автор | Вклад в экономическую социологию | Основные работы |
Карл Маркс | Классический этап становления экономической социологии. Подход социального механизма (экономический интерес) | «Капитал», … |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Задание 8. Выберите правильный ответ.
Каковы причины обращения к экономической социологии? |
1. Необходимость обобщения накопившегося опыта, эмпирических знаний по социально-экономическим вопросам жизни общества. |
2. Потребность общества в понимании и использовании принципов анализа реальных экономических процессов сквозь призму соотношения социальных и экономических целей. |
3. Заинтересованность в возможности применения теоретико-концептуального знания на практике |
4. Все ответы верны. |
У истоков экономической социологии находятся теории: |
1. К. Маркса, М. Вебера, Т. Веблена |
2. Г. Гегеля, И. Канта, Л. Фейербаха |
3. Г. Гроция, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо |
4. О. Конта, Л. Кетле, П. Прудона, Г. Спенсера |
Хронологические этапы развития социально-экономической мысли: |
1. 1) VII – III вв. до н.э.; 2) XII – XV вв.; 3) XVII – XVIII вв. |
2. 1) V – IV вв. н.э.; 2) XVIII – XIX вв.; 3) ХХ – XXI вв. |
3. 1) V – IV вв. до н.э.; 2) XVII – XVIII вв.; 3) XIX – XX вв. |
4. 1) V – IV вв. н.э.; 2) XVIII – XIX вв. |
Основные работы К. Маркса в социально-экономической сфере научного знания: |
1. «Тезисы о Фейербахе», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» |
2. «Британское владычество в Индии», «Классовая борьба во Франции» |
3. «Наемный труд и капитал», «Буржуазия и контрреволюция» |
4. «К критике политической экономии», «Немецкая идеология» |
Т. Веблен в работе «Теория праздного класса» обосновал: |
1. Противоречие интересов между индустрией и бизнесом |
2. Переход от индивидуалистических к коллективным формам жизнедеятельности |
3. Проблему рациональности исторического процесса |
4. Солидарность как естественное средство разделения труда |
Кто является автором работы «Экономика переходного периода», в которой были разработаны принципы и закономерности «трансформационного общества»: |
1. М. Ковалевский |
2. П. Струве |
3. А. Богданов |
4. Н. Бухарин |
Кто является представителем «франкфуртской школы» экономической социологии: |
1. К. Маркс, М. Вебер, Т. Веблен |
2. Г. Маркузе, М. Хоркхаймер, Т. Адорно |
3. П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон |
4. У. Тейлор, Д. Макгрегор, Э. Мэйо |
Кто из французских мыслителей вместе с А. Сен-Симоном поставил задачу создания новой науки об обществе? |
1. О. Конт |
2. Р. Оуэн |
3. Ж.-Ж. Руссо |
4. Ш. Фурье |
Закон: «Если большая доля расходов уходит на питание, то остается мало шансов на продвижение по служебной лестнице» вывел в своих трудах: |
1. В. Ленин |
2. М. Ковалевский |
3. Ле-Пле |
4. Н. Бухарин |
Развивая «теорию человеческих отношений», Д.МакГрегор разработал: |
1. Теорию «Х» и теорию «Y» |
2. Теорию творческого умственного труда |
3. Теорию мобильности |
4. Теорию прибавочной стоимости |
Исследователи какого направления западной экономической социологии занимались поиском ответов на острые социальные проблемы (урбанизация, пролетаризация) конца XIX – начала ХХ вв.: |
1. Формалистического |
2. Эмпирического |
3. Натуралистического |
4. Психологического |
К характерным особенностям классического этапа в развитии экономической социологии относят: |
1. Разработку основополагающих принципов изучения реальных общественных процессов в аспекте взаимосвязи экономики и общества |
2. Разработку системы категорий экономико-социологического анализа |
3. Постановку и теоретический анализ ряда важных проблем, лежащих на стыке экономики общества |
4. Все ответы верны |
Кто из представителей классического периода экономической социологии утверждал, что «основная проблема общественного развития – отставание духовно-культурного уровня людей от уровня требований современных технологий и технического прогресса»? |
1. К. Маркс |
2. М. Вебер |
3. Т. Веблен |
4. К. Менгер |
Тема 2. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ