Роль и значения социальной утопической мысли в истории социологии.
Важнейшая роль в развитии соц. мысли принадлежит социалистам – утопистам (Т.Мор, Т.Кампанелла, У.Моррис), которые поставили вопрос о соц. неравенстве и свободе.
Хотя социальное движение было направлено против просветителей (утопистов), само его возникновение было обусловлено как раз распространением и утверждение просветительских идеалов и ценностей. Только благодаря принятию ценностей свободы могло появиться общественное мнение, были поставлены под вопрос старые и новые соц. институты и стали обсуждаться общественные проблемы, которые ранее не обсуждались. Даже осознание несвободы возникло лишь тогда, когда стала осознаваться и приниматься ценность свободы. И только благодаря признанию ценности равенства, возникает ощущение соц. неравенства и его несправедливости. В центре внимания выдвигается «соц. вопрос» о неравенстве соц. – эконом. условий жизни. Ранее неравенство было «нормально», а равенство (идеал) – кощунство. Поэтому вопрос появился лишь тогда, когда в Европе утвердилась идея природного равенства, равенство перед лицом закона и всеобщего избирательного права. В этих условиях реальное соц.-эконом. неравенство, обостренное индустриализацией, ростом рабочего класса, стало восприниматься как острейшая проблема, настойчиво требующая решения.
Платон (427 до н. э.— 347 до н. э.)«Тимей», «Критий». Обозначены основные положения своей концепции государственного устройства идеального государства. В их число входят сословность общества, регулярное войско, равноправие мужчин и женщин, обобществление детей и их распределение по сословиям согласно их возможностям, браки по жребию.
Атлантида. Как полагают, первоначальной целью Платона было обличить атлантов, изобразив их целиком отрицательным примером алчности и гордыни, порождаемых богатством и погоней за могуществом — в своём роде антиутопию, противопоставляемую утопическим Афинам; но, начав описывать Атлантиду, Платон увлёкся и по чисто художественным причинам создал притягательный образ роскошной и могучей державы, так что Атлантида, в качестве утопии, совершенно затмила бледный очерк бедных и добродетельных Афин. Не исключено, что именно это несоответствие замысла и результата и явилось причиной того, что диалог не был закончен.
Томас Мор (1478 - 1535) -английский мыслитель, писатель. «Утопия» («Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия») (источники – сочинения Платона), Мор создал первую стройную социалистическую систему, хотя и разработанную в духе утопического социализма. Он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн. Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель, разорявшие крестьянство. В «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство. Это большой шаг вперёд, так как у предыдущих социалистических писателей социализм носил потребительский характер. Труд является обязательным в «Утопии» для всех, причём земледелием занимаются поочерёдно все граждане до определённого возраста. Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без каких-либо твёрдых ограничений. Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля — полная демократия: все должности — выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием.
Томмазо Кампанелла (1568-1639) - итальянский философ и поэт, «Город Солнца».Изображает идеальное государство: отсутствие частной собственности, всё общее, отсутствие семьи, государство воспитывает детей.
Уильям Моррис (1834-1896)– английский поэт,«Вести ниоткуда». Рассматривает соседское общество: нет права собственности, нет жадности; социалистические идеи. Общество будущего – общество равенства.
В: в общ-ве свободном не может быть обязанностей…
8. Томас Гоббс: постановка главного социологического вопроса. (Как возможен социальный порядок, почему человек вступил в общ-во)
Томас Гоббс (1588-1679) - английский философ-материалист, номиналист.
«Левиафан». Развивает идею «Человек человеку волк». Люди, в связи с неминуемым истреблением при нахождении в таком состоянии продолжительное время, для сохранения своих жизней и общего мира, отказываются от своих «естественных прав» и по негласно заключаемому общественному договору наделяют ими того, кто обязуется сохранить свободное использование оставшимися правами — государство.
Государству, союзу людей, в котором воля одного (государства) является обязательной для всех, передаётся задача регулирования отношений между всеми людьми.
«Люди равны от природы. Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей. Из-за равенства проистекает взаимное недоверие. Из этого равенства способностей возникает равенство надежд на достижение целей. Из-за взаимного недоверия - война. Увеличение власти над людьми, необходимое для самосохранения человека, также должно быть позволено ему. Где нет власти, способной держать всех в подчинении, люди не испытывают никакого удовольствия от жизни в обществе. Три основные причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажду славы. Первая причина заставляет людей нападать друг на друга в целях наживы, вторая - в целях собственной безопасности, а третья - из соображений чести. Там, где нет общей власти, нет закона, а там, где нет закона, нет несправедливости. Сила и коварство являются на войне двумя основными добродетелями. Справедливость и несправедливость не являются ни телесными, ни умственными способностями. справедливость и несправедливость есть качества людей, живущих в обществе, а не в одиночестве».
Свобода может быть только социальной. Существование власти для защиты свобод и прав. Соц. порядок – разумный порядок. Страх управляет людьми.
Осн.идеи Гоббса: главное право – право на жизнь, защиту этого права представляет правитель. Во имя этого можно пожертвовать другими правами.
1) естественное состояние – «война всех против всех»
2) гражданское состояние: люди – разумные эгоисты, заключают договор для защиты прав на жизнь.
Руководствуясь принципом разумного эгоизма, люди заключают договор, тем самым вступают на путь гражданского состояния. Появляется суверенное состояние, люди отдают часть свобод, но получают защиту. Суверен не имеет права казнить без суда.
В: 1) люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания.
2) гражданское общ-во возникает вследствие опасения одних перед другими.
Гл. цель – извлечение выгоды из сотрудничества. Неравенство – порождение общ-ва.
Общественный договор приводит к образованию общ-ва и гос-ва одновременно. Формы правления: демократия, аристократия, монархия.
Ж.Ж.Руссо versus Т.Гоббс.
Жан Жак Руссо (1712-1778) - французский философ, писатель, теоретик Нового времени. Осн. идеи: человек в естественном состоянии – добродушный дикарь. При появлении имущества и частной собственности прекращение естественного состояния. Нужно заключать общественный договор, нет ни одного права – всё общее. Отдает свои права на всеобщую волю.
Томас Гоббс (1588-1679). Главное право: право на жизнь, задача короля (суверена) обеспечить выполнение этого права. Люди руководствуются принципом разумного эгоизма, вступая на путь гражданского состояния. Люди половину прав отдают суверену (но не может убить).
Различие: 1) в "Общественном договоре" Руссо довольно часто упоминает о политическом учении Т. Гоббса. Руссо резко критиковал антидемократические тенденции во взглядах Гоббса, его "презрение к свободе и равенству".
2) Для Руссо человек в естественном состоянии – добродушный дикарь, лишенный прав; у Гоббса люди – эгоисты, которые стремятся к овладению вещью и престижем.
3) Руссо считал, что в мире царит гармония, Гоббс же говорит о том, что естественным состоянием общ-ва является «война всех против всех».
4) Для Гоббса фундаментальным правом в этом договоре явл-ся право на жизнь, задача короля обеспечить это право; для Руссо – не существует ни одного фундаментального права, люди отдают абсолютно все свои права королю на общий алтарь, всё общее. Формируется общая воля. По Гоббсу люди отдают часть своих свобод, но при этом получают защиту.
Общее: 1) они оба считают, что от рождения люди равны.
2) решение всему – заключение общественного договора.