В самом общем виде постмодернистское теоретизирование свелось к следующему.

Черты постмодерна

Постмодерн представляет собой эпоху в развитии человече­ства, для которой характерно качественное увеличение неопре­деленности весьма многих социальных реалий. Становятся оче­видными проявления, связанные с хаосом, случайностью, многовариантностью и альтернативностью. В отличие от характеристик радикального модерна Э. Гидденс называет следующие черты постмодерна:

1) изменения бытия происходят в контексте разрывов в по­знании;

2) социальные трансформации обретают центробежный и беспорядочный характер;

3) личность индивида подвергается разрывам, расчлененно­сти в результате того, что жизненный опыт носит фраг­ментарный характер;

4) истина обретает контекстуальный характер;

5) ощущается теоретическая беспомощность перед лицом глобализирующихся тенденций;

6) возникает «опустошение» повседневной жизни как ре­зультат вторжения в нее абстрактных систем;

7) координация политических усилий лишена благоприят­ных возможностей из-за возрастания роли локального фактора и дисперсии.

Первой характеристикой постмодерна социолог отметил то, что изменения бытия происходят в контексте разрывов в позна­нии. Гидденс не детализирует этот тезис, но, по мнению ряда со­циальных теоретиков, с которыми мы согласны, речь прежде всего идет о разрыве между современным западным типом по­знания и типами познания, которые свойственны другим наро­дам мира. Когда же западный тип познания обретает форму агрессивного нарциссизма, американоцентризма, умаляя все другие, как «архаичные, традиционные, рутинные», активизи­руется фундаментализм.

Далее, считает социолог, в условиях постмодерна социальные трансформации неизбежно обретают центробежный характер. Это обостряет отношения между системами, находящимися на различных уровнях закрытости — открытости. Закрытые сис­темы, тяготеющие к самосохранению любой ценой, в принципе не способны эффективно и толерантно обмениваться ресурсами с другими системами, что касается прежде всего отношения к «инородным» культурным ценностям. Они крайне враждебно относятся к отрытым системам, видя в них риски для «чистоты» своих ценностей, что является также одной из причин совре­менного фундаментализма.

На наш взгляд, лучше адаптируются к реалиям постмодерна те народы, которые сумеют найти динамический баланс между глубинными традициями своей культуры, своими базовыми ценностями и требованиями нелинейной социокультурной ди­намики, выраженными прежде всего в формировании способ­ности к инновационности, к достойной самостоятельной жизни в современном глобальном мире. По данным социологических опросов, начиная с 2000 года, уровень симпатий к США падает. Вместе с тем, в культурно-психологическом плане Запад воспринимается основной массой населения России как нечто гораздо более близкое, чем Восток. В массовом сознании утвер­ждается доминанта, выраженная в возвращении от западничес­ких увлечений периода становления демократии к «истинно российским» представлениям, нравственным устоям и образу жизни. Традиционные ценности постепенно восстанавливают свое влияние на общество.

И, пожалуй, главная характеристика постмодерна, касающа­яся утверждения новой модели управления социумом — сокра­щаются по времени рутинные политические процедуры: коорди­нация политических усилий лишена благоприятных возможностей из-за возрастания роли локального фактора и дисперсии. Дело в том, что облик общества постмодерна формируется не под вли­янием какой-то имманентной тенденции, присущей определен­ной социокультурной системе, и не благодаря преднамеренному проекту, который пытались и пытаются реализовать политики. Общество прежде всего есть результат социальных изменений, которые складываются из совокупности преднамеренных и не­преднамеренных действий, повседневного поведения, микросо­циальных практик людей.

Кроме того, постмодернистский социум с неизбежностью проходит определенные точки бифуркации. В результате возни­кают новые разрывы и вместе с тем формируются новые пара­метры рутины и порядка. Они разные по временным масштабам существования. Наиболее долгоживущими параметрами поряд­ка являются управленческие системы, фиксированные в праве, а к короткоживущим относятся социальные и межличностные отношения, статусы, роли.

Как же исследовать эти новые реалии с собственно социоло­гических позиций? Некоторые социологи стали исходить из то­го, что для анализа отмеченных выше реалий требуется принци­пиально новый тип теоретизирования о социальном мире.

В самом общем виде постмодернистское теоретизирование свелось к следующему.

1)— Эра всеобъемлющих социальных теорий, которые могли бы дать рациональные ответы на многочисленные иррацио­нальные вызовы, в частности, на появляющиеся размытые, диффузные социальные реалии, смешанные стили жизни и т.д., закончилась. Ожидать разработку теорий в духе Маркса, Дюркгейма или Парсонса ныне не приходится. Вместе с тем многие постмодернисты являются сторонниками и последователями этих социологов, что, несомненно, сказывается на характере их взглядов.

2)— В отличие от классических и модернистских социологи­ческих теорий, нацеленных на выявление истины, на представ­ление целостного знания о сущностных связей определенной области действительности, теории постмодерна по луку реляти­вистские. Они открыты не только для рациональных, но и для ир­рациональных понятий. Их главная цель — найти не исчерпыва­ющие ответы, а выявить характерные тенденции современного общественного развития.

3)— Теории постмодерна, строго говоря, не являются собствен­но социологическими. Они вбирают достижения целого ряда дисциплин — антропологии, математики, социальной синерге­тики, лингвистики, особенно семиотики, включающей в себя не только язык, но и другие знаковые и символические системы, и т.д. Во многих постмодернистских подходах практически отсут­ствуют строгие границы между реальностью и виртуальной ре­альностью, предметами и их образами, между наукой и фанта­стикой, детерминизмом и индетерминизмом.

Некоторые представители постмодерна даже не считают себя социологами. Однако независимо от их собственных мнений влияние теорий постмодерна на современную социологическую мысль является бесспорным. Они отвечают основным критери­ям научной теории — имеют дело с социально значимыми про­блемами, признаются и широко применяются представителями социальных наук, выдерживают определенное испытание вре­менем.

4)— Как правило, представители постмодерна пытаются при­дать новое толкование мифам, мистическим и религиозным об­рядам, считая, что сегодня они выступают в качестве факторов Упорядочения хаоса — нормативных регуляторов социальных практик людей.

5)— Сами постмодернисты оценивают происходящие переме­ны в обществе по-разному. Одни считают, что общество уже радикально изменилось и перешло в состояние постмодерна. Дру­гие полагают, что постмодерн ныне сосуществует с модерном. Данная позиция нам представляется более адекватной происхо­дящим переменам. В самом деле, постмодерн не мог одновре­менно проникнуть во все культуры, охватить все сферы обще­ственной жизни. Разные компоненты социума находятся в различных темпомирах, т.е. имеют динамику развития, характер которой относится к исторически разному времени. Поэтому, на наш взгляд, сегодня правильнее говорить об особенностях пост­модерна применительно к конкретному социально-культурному пространству.

Социолог отмечает, что постмодерн лишь формирующаяся ре­альность. И все же, хотя и отчасти, это уже пришедшая реаль­ность, которую необходимо осмысливать и в которой, нравится или нет, предстоит жить. Процесс глобализации способствует тому, что общества превращаются во все более открытые систе­мы, обретающие принципиально иные пространственно-вре­менные параметры, суть которых Э. Гидденс определяет как ста­новление «глобального космополитического общества».

2. 3. Бауман: анализ постмодернистского сознания

Зигмунд Бауман — родился в 1925 году, польско-американский социолог, непосредственно ставящий своей це­лью обоснование социологии постмодерна.

3. Бауман автор следующих работ: «Культура как Praxis», «Философия и постмодернистская социология», «Мыслить соци­ологически», «Модерн и амбивалентность», «Признаки постмо­дерна», «Модерн и холокост», «Постмодернистская этика», «Жизнь в фрагментах: очерки о постмодернистской морали», «Законодатели и интерпретаторы: о модерне, постмодерне и интеллектуалах».

3. Бауман исходит из того, что есть множество определений постмодерна, каждое из которых отражает те или иные стороны этой новой реальности. Для самого Баумана постмодерн — это определенное состояние общественного сознания, отличное от со­знания модерна.

Вот лишь некоторые основные черты постмодерна, выделен­ные 3. Бауманом, одним из создателей социологии постмодерна:

1)— плюрализм культур, который распространяется буквально на все: традиции, идеологии, формы жизни и т.д.;

2)— постоянно происходящее изменение;

3)— отсутствие каких-либо властных универсалий;

4)— доминирование средств массовой информации и их про­дуктов;

5)— отсутствие основной реальности, ибо все, в конечном сче­те, представляет собой символы.

Особенно нормативность «размывается» в сфере морали, ко­торая становится амбивалентной и крайне противоречивой. По Бауману, мораль постмодернистского общества выглядит так:

1) Люди перестают быть плохими или хорошими. Они про­сто «морально амбивалентны».

2) Моральные явления не отличаются регулярностью и устой­чивостью.

3) Моральные конфликты не могут быть разрешены в силу отсутствия устойчивых моральных принципов.

4) Нет такого явления как универсальная, общая для всех мо­раль.

5) Соответственно, нет рационального порядка, ибо нет меха­низма морального контроля.

6) Но мораль не исчезает вообще. Она трансформируется в этическую систему, касающуюся межличностного взаи­модействия. Особую значимость приобретает потребность быть для другого.

7) Люди обречены на жизнь с неразрешимыми моральными дилеммами.

Это отличие выражается, прежде всего, в рефлексивности постмодернистов, в их критичности не только по отношению к окружающим реалиям, но и к себе, своим идеям и действиям. Постмодернистская ментальность позволяет индивидам пре­одолевать власть структур, характерную для общества модер­на, которая задавала вполне определенные жизненные ориенти­ры. Более того, постмодернистское сознание дает индивидам также возможность выйти за пределы влияния социальных структур. Это позволяет им лучше реализовать свой интеллек­туальный потенциал вне зависимости от социального проис­хождения.

Общественное сознание постмодерна не ориентировано на поиск окончательных истин. Скорее, постмодернисты стремят­ся к утверждению нового стандарта истины, предполагающего её относительность. Социолог говорит о приходе нового «крат­косрочного» сознания на смену «долгосрочного». Бауман пока­зывает это на примере изменений в сексуальности и трудовой деятельности в эпоху постмодернити: «Браки, заключаемые "до тех пор, пока не разлучит нас смерть", ныне стали редкостью: партнеры уже не предполагают долго составлять друг другу об­щество. Согласно последним подсчетам, молодого американца или американку со среднем уровнем образования в течение их трудовой жизни ожидают, по меньшей мере, одиннадцать пере­мен рабочих мест, и эти ожидания смены точек приложения своих способностей наверняка будут нарастать, прежде чем за­вершится трудовая жизнь нынешнего поколения. Лозунгом дня стала "гибкость", что применительно к рынку труда означает конец трудовой деятельности в известном и привычном для нас виде, переходе к работе по краткосрочным, сиюминутным кон­трактам либо вообще без таковых, к работе без всяких оговорен­ных гарантий».

Модернисты стремятся понять мир, прежде всего, с помо­щью рационального инструментария. Постмодернисты же не чу­раются иррациональных понятий, толерантно относятся к ми­стике и вообще учатся жить с явлениями, которые пока не получили объяснения.

Модернисты хотят контролировать мир, покорять природу. Постмодернисты не только не стремятся к этому, а, напротив, предпринимают усилия, чтобы разрушить этот контроль. Бау­ман замечает: «Модерн был долгим маршем в тюрьму. До нее так никогда и не дошли (однако в некоторых местах, таких как сталинистская Россия, гитлеровская Германия или маоистский Китай, подходили весьма близко), хотя не из-за недостатка ста­рания».

Бауман написал специальную работу, посвященную сравни­тельному анализу общественного сознания модерна и постмо­дерна. Она называется «Законодатели и интерпретаторы: о мо­дерне, постмодерне и интеллектуалах». Под «законодателями» социолог имеет в виду интеллектуалов с модернистским мыш­лением. Для них характерно следующее: авторитарные сужде­ния, особенно в случаях, когда необходимо сделать выбор меж­ду разными мнениями; вера в правильность и обязательность; интеллектуалы могут иметь больший доступ к знанию в сравне­нии с остальными; считается, что продукция интеллектуалов имеет универсальную валидность; интеллектуалы имеют право выносить заключения о значимости локальных идей, их мораль­ной ценности.

«Интерпретаторы» — интеллектуалы с постмодернистским мышлением. Соответственно, для них характерно иное: они переводят, точнее, делают доступными идеи одного сообщест­ва для восприятия другим сообществом; они не ориентирова­ны на выбор «лучших идей», их цель — обеспечить коммуника­цию между автономными сообществами; интерпретаторы стремятся предотвратить искажение в процессе коммуника­ции; для этого они развивают глубокое понимание той системы знаний, которую необходимо адаптировать для восприятия другими.

Постмодернистское мышление, по существу, предполагает принятие амбивалентности как естественного положения ве­щей. Поэтому это мышление толерантно, ибо оно принимает существование различий как естественную данность. Утвержде­ние толерантного мышления тем более необходимо в виду появ­ления и сосуществования многочисленных сообществ, которые функционируют относительно самостоятельно и отнюдь не проявляют тенденции к солидарности.

Постмодернистская социология, по мнению Баумана, должна быть в принципе отлична от современной социологии, ибо имеет дело с нерациональной культурой постмодерна. Стало быть, сама постмодернистская социология должна быть нерациональной по форме, из чего логически следует, что она должна радикально от­казаться от традиционного теоретико-методологического инстру­ментария классических и модернистских социологических пара­дигм. Хотя Бауман признает справедливость данного постулата, ученый, по возможности, выступает за преемственность, сохране­ние постмодернистской социологией всего того, что уже нарабо­тано мировой социологической мыслью. В постмодернистской социологии научность не исчезает вообще, но акцент смещается на искусство интерпретации. «Призвание социологии заключает­ся в наши дни в сохранении и расширении той части человечес­кого универсума, которая является предметом дискурсивного изучения, и тем самым в спасении её от закостенения, от превра­щения в состояние, когда выбирать становится не из чего... — пи­шет Бауман. — Социология сама по себе есть рассказ, но смысл этого рассказа в том, что имеется гораздо больше вариантов рас­сказывания историй, чем это можно себе представить с позиций наших повседневных повествований, что существует больше ва­риантов жизни, чем предлагается рассказываемыми нам история­ми, теми историями, в которые мы верим, полагая представлен­ное в них единственным из возможного».

Вместе с тем Бауман выступает за, то, чтобы уже сегодня пе­ресмотреть понимание полипарадигмалыюй сущности социоло­гии. Пока в современной социологии представители каждой парадигмы подчеркивают свою особую значимость, некоторые из них не оставляют попыток добиться того, чтобы их теории была бы своего рода гегемоном в социологии. По мнению Бау­мана, полипарадигмальная сущность социологии должна со­храниться, но преобразоваться в мирное сосуществование теорий, так, чтобы каждая из них, по существу, могла дополнять полученные результаты всех других теорий. Заметим, что подобный взгляд ещё в начале восьмидесятых годов высказывал Дж. Ритцер.

В силу высказанных соображений Бауман особые усилия прилагает к созданию социологической теории постмодерна. Та­кой подход предполагает определенную преемственность с со­циологией классической и модерна.

Принципиальные положения, высказанные Бауманом об об­ществе постмодерна, следующие. Нельзя постмодерн рассматри­вать через призму ценностей современного общества. Постмо­дерн — это общество с самостоятельной самодостаточностью. Отсюда следует, что постмодерн не болезненная форма и не аномия современного общества. «Постмодернистское общество есть система со своим собственным правом», — заключает Бауман. И социология постмодерна должна принять «специфику пост­модернистской конфигурации, вместо того, чтобы рассматри­вать её как больную или деградированную форму современного общества».

Социологическая теория постмодерна должна освоить неоде­терминистский характер новых социальных реалий. У них весь­ма слабые связи с прошлым историческим развитием, и они не обладают способностью детерминировать будущее. Словом, у социологии постмодерна должен быть свой новый предмет ис­следования.

В самых общих чертах социология постмодерна включает в себя следующее:

1. Её предметом является сложная непредсказуемая обще­ственная система, прежде всего, в виде потребительского общества.

2. Изучение разнообразных агентов, которые практически не зависят друг от друга и в целях достижения своих, сво­бодно выбираемых целей, стремятся преодолеть центра­лизованный контроль.

3. Она исследует хаотическое пространство и хроническую неопределенность, состояние беспокойства, в котором оказываются интеллектуалы интерпретаторы.

4. Изучение идентичности агентов, которая постоянно изме­няется, но не развивается в определенно ясном направле­нии. Проблема идентичности, замечает Бауман, ныне «состоит не столько в том, как обрести избранную идентич­ность и заставить окружающих признать её, сколько в том, какую идентичность выбрать и как суметь вовремя сделать другой выбор, если ранее избранная идентичность потеряла ценность».

5. Она изучает то, как люди относятся к своему телу, имея в виду как воздействие внешних институтов, так и внутрен­нее выражение свободы.

6. С учетом этого, разнообразные агенты практически не за­висят друг от друга, тем не менее, исследуются их времен­ные выборы, объединения, распады связей, о чем свиде­тельствуют символические признаки, которые и могут быть предметом изучения.

7. Она исследует символические признаки, которые в усло­виях неопределенности выражают определенную значи­мость для определенных категорий агентов.

8. Особую значимость приобретает исследование знания, ко­торое в условиях постмодерна знаменует свободу доступа к жизненным ресурсам и возможность их выбора. Знание так­же становится одним из основных источников конфликта, нацеленного на перераспределение ресурсов среди агентов.

9. Она изучает новые соотношения между свободой и безопас­ностью. Бауман, в частности, замечает: «Бессилие, несосто­ятельность — вот названия позднемодернистской, постмо­дернистской болезни. И это не боязнь приспособления, но неспособность приспособиться. Не ужас, вызываемый на­рушением запретов, а террор полной свободы... Жизнь в ус­ловиях небезопасности — это жизнь в условиях риска, и че­ловек, принимающий решения, должен сам платить за риски, на которые он идет».

Наши рекомендации