Определение механизмов предупреждения несоответствий и устранения их причин;
7) разработка и организация действий по постоянному улучшению всех составляющих СМК.
Методология системы менеджмента качества базируется на принципах процессного подхода, который позволяет выделить процессы, в наибольшей степени влияющие на достижение целей. Выполнение всех процессов для всех элементов организационной структуры документируется. При этом эффективность функционирования системы качества на каждом уровне подтверждается соответствующими данными о качестве. Принцип системности реализуется в управлении системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение заданных целей.
Соответственно, СМК объединяет в себе организационную структуру, структуру документации и информационную структуру, а также процессы, влияющие на качество. Очевидно, что для эффективного функционирования указанные структуры должны быть взаимосвязаны, полностью охватывать организацию и все процессы.
Структура документации системы менеджмента качества следующая:
- руководство по качеству;
- политика и цели в области качества;
- обязательные стандарты и документированные процедуры;
- регламенты процессов и процедур, рабочие инструкции;
- записи по качеству.
4.2. Формирование системы менеджмента качества на предприятии
Формирование и поддержание эффективной системы управления, составной частью которой является менеджмент качества, жизненно необходимо для успешного функционирования любого предприятия.
Деятельность по формированию и внедрению систем менеджмента качества на предприятиях должна включать следующие этапы:
Предпроектный анализ и обучение.
Разработка политики и целей в области качества.
Проектирование системы менеджмента качества.
Документирование системы менеджмента качества.
Внедрение системы менеджмента качества на предприятии.
Подготовка к сертификации системы менеджмента качества.
Проектирование СМК производится на основе миссии, политики и целей в области качества и начинается с установления процессов и основных видов деятельности в СМК.
Документирование СМК выполняется в строгом соответствии стандартам, в которых определены виды документов для оформления СМК.
Внедрение СМК на предприятии включает:
-организационные изменения по управлению деятельностью;
-организацию служб управления качеством;
-введение в действие документации СМК;
-разработку и реализацию программ внутреннего аудита;
-корректирующие и предупреждающие действия.
Эффективность функционирования системы менеджмента качества обеспечивается ее постоянной актуализацией, основанной на результатах аудиторских проверок.
Подготовка к сертификации СМК выполняется после ее апробации. Выбирается орган по сертификации, оформляется договор на сертификацию и затем проводится сертификационный аудит. На данном этапе необходимо подготовить персонал предприятия к взаимодействию с внешними аудиторами.
Обязательными составляющими СМК являются сертификация продукции и сертификация системы качества предприятия.
Сертификация продукции
Сертификация защищает потребителя от недобросовестного производителя, обеспечивает контроль безопасности продукции и подтверждение заявленных показателей качества.
Порядок осуществления обязательной сертификации товаров народного потребления устанавливается Постановлением Совета Министров РБ «О введении обязательной сертификации товаров народного потребления, работ и услуг» (1993 г.).
Порядок сертификации продукции предусматривает:
-подачу заявления на сертификацию;
-принятие органом сертификации решения по заявке и выбор схемы сертификации;
-отбор образцов и их испытание, оценку производства и/или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации);
-анализ полученных результатов;
-принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата;
-выдачу сертификата или лицензии на применения знака соответствия;
-осуществление инспекционного контроля сертифицированной продукции;
- корректирующие мероприятия при нарушениях.
Конкретную схему проведения сертификации продукции определяет орган сертификации в соответствии с нормативной документацией. В соответствии с действующим отечественным законодательством сертификация может быть добровольной и обязательной.
Обязательным является обеспечение соответствия продукции требованиям обеспечения безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей среды.
Без сертификата соответствия обязательным требованиям продукция не может быть реализована на рынке. Номенклатура товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации, утверждается Правительством и периодически обновляется.