Современные тенденции развития массовых коммуникаций

Современный этап развития массовой коммуникации связан с распространением технологий Интернета и электронной почты. Глобальные сетевые электронные ресурсы создают возможность мгновенной передачи сообщения и получения информации. В результате планета Земля, по образному выражению М. Маклюэна, превращается в «глобальную информационную деревню», то есть скорость передачи информации в противоположное полушарие Земли по существу не отличается от скорости ее передачи в другой конец деревни. Благодаря современным технологиям передачи и получения информации, человечество в большей степени начинает ощущать себя единым.

Глобальные социально-политические изменения сопровождаются и стимулируются информационно-коммуникационной революцией, связанной в первую очередь с созданием глобальной системы Интернет. Создается основа для формирования единого информационного общества. Но это пока только основа, потому что в мире существуют серьезные различия в доступе к информационно-коммуникативным технологиям.

СМК разделились на традиционные и нетрадиционные. Соотношение между ними будет постепенно меняться в пользуинтернета как глобального электронного СМК.

Интернетизация - основное направление информационно-коммуникативной глобализации, имеющей содержательный и технологический аспекты. Содержательная сторона связана с формированием гражданского общества и публичной сферы.

Если небольшая газета в России тиражом в несколько тысяч экземпляров делает свой сайт в интернете, она уже превращается в глобальное СМК. Причем, перевод на английский не всегда обязателен, потому что русские во всем мире получают возможность читать ее на своем языке. На этом примере хорошо видно, как глобализация не отменяет, а стимулирует регионализацию. Любой уголок планеты с населяющим ее народом получает выход в мировой коммуникационное пространство с сохранением своих особенностей.

Интернет позволяет осуществлять связь между глобальным и российским пространством, а также между общероссийскими и местными информационными структурами. Российская часть интернета - Рунет - играет интегрирующую роль в плане доступа к индивидуальной и массовой информации.

Традиционные СМК используют интернет для своего распространения как в мире, так и в регионах в аудиовизуальной и текстовой формах. Прочные позиции заняла печать.

Развитие получили и принципиально новые СМК - электронные газеты. Они постоянно обновляются, материал делается оперативно, одновременно с событием.

Движение к информационно-коммуникативному обществу сдерживается из-за трудностей доступа к средствам связи, к компьютерам и интернету, эти трудности связаны с разными потребностями и возможностями населения.

Вместе с тем за короткий срок в российских СМК произошли заметные изменения. Специалисты говорят о следующей тенденции: медиа будут доставлять все больше информации все меньшей аудитории. Раньше один источник информации передавал информацию всем. Это один полюс СМК в обществе. А теперь все большее число источников работает на все большее число групп, составляющих аудиторию.

Содержание информации приспосабливается к меняющимся интересам аудитории.

Печатные СМК пошли по пути большей специализации. Широкопрофильные издания вытесняются специализированными. В газетах широта сохраняется для изданий национального уровня. Остальные специализируются на определенном круге вопросов для узкой аудитории. Уменьшается число городских ежедневных газет. Газеты местного уровня могут выживать за счет новостей из местной жизни.

Электронные медиа являются более динамичными. Рост числа каналов увеличивает их конкуренцию в борьбе за индивидуального потребителя. Усиливается роль кабельных сетей и местных станций.

Рекомендуемая литература: 9, 26, 32, 33, 37.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные бинарные модели масс-медиа.

2. На каком основании СМК подразделяют на объективные и субъективные?

3. В чем суть элитно-популистской модели массовой коммуникации?

4. Дайте характеристику современных тенденций развития массовых коммуникаций.

Современные тенденции развития массовых коммуникаций - student2.ru ЛЕКЦИЯ 4: Маркетинговые коммуникации 1.Понятие целевой аудитории 2. Социально-демографические характеристики аудитории

Наши рекомендации