ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГОисследования 5 страница

межутка времени, отныне предлагалось понимать та­кую целостность, которая делится и восстанавливается в каждом поколении, не нарушая преемственности. Способность восстанавливать свое единство в каждом следующем поколении — очень важная характеристи­ка семьи. Она описывает то, что ученые именуют жиз­ненным циклом семьи.

В связи с этим возникает методологический во­прос — как быть ученому, знающему, с одной стороны, чрезмерную абстрактность философско-социологи- ческой категории семьи, а с другой — логическую не­полноту частнонаучных определений семьи, предло­женных социологами, экономистами и этнографами? Соединить их вместе и предложить новое, пусть чрез­мерно громоздкое, но всеохватывающее определение семьи? Выделить в частных формулировках общие чер­ты и принять их в качестве правильного и очень емкого определения? А может быть прибегнуть к помощи дру­гого слова, например, «домохозяйство», которое исполь­зовать в эмпирическом исследовании вместо семьи.

Домохозяйством считается отдельный человек, се­мья или группа людей, совместно живущих и питаю­щихся, но не обязательно имеющих родственные отно­шений. Таковым, к примеру, может быть группа из трех студентов, живущих в одной квартире. Но в таком слу­чае домохозяйство станет более широким эмпириче­ским понятием, чем семья, поскольку класс эмпириче­ских референтов у него окажется больше, ведь наряду с устойчивыми родственными группами сюда придется включать любые случайные объединения, например, проживающих в одной комнате студентов или снимаю­щих квартиру «челноков». Получился своего рода пара­докс: домохозяйство эмпирически шире, но теоретиче­ски уже категория семьи.

Кроме того, новое понятие или термин тяготеет больше к экономике, нежели к социологии, а тем более к этнографии. Действительно, ведение совместного хо­зяйства — это признак не семьи, а домохозяйства. Если это так, то поставленную проблему — объединить раз­ные подходы — мы не решили, поскольку в качестве общего всем наукам мы взяли один из частнонаучных терминов. Правда, между двумя подходами — социоло­гическим и экономическим — не обязательно суще­ствует противоречие. Их можно объединить, дав такую формулировку: семья представляет собой домохозяй­ство, т. е. группу совместно проживающих лиц, объеди­ненных родством или свойством, а кроме того общим бюджетом.

Поскольку домохозяйство вошло как часть или эле­мент в определение семьи, то его следует считать только узкоинструментальным термином, имеющим одно зна­чение. Можно ли теперь семью и домохозяйство считать синонимами, т. е. взаимозаменимыми понятиями? «Ко­нечно, нет», — последует ответ. Но ясность наступила лишь после тщательного методологического анализа, а на практике, где к нему обращаются очень редко, воз­никает изрядная путаница.

Когда социолог-эмпирик неумело проводит опера- ционализацию семьи, то допускает несколько ошибок: 1) семью как философско-социологическую категорию не конкретизирует в частнонаучное, а сразу проводит операционализацию, т. е. осуществляет запрещенный перевод категорий в термины (семью как социальный институт расшифровывает при помощи домохозяйства как совместно ведущегося хозяйства организованной или неорганизованной группой людей); 2) подменяет одно слово другим, — спрашивает о семье, а дает опреде­ление, которое может быть применено также и к домо­хозяйству. Формируя анкету, он наивно спрашивает ре­спондентов: сколько человек проживает в Вашей семье? И, на всякий случай, дает контрольный вопрос: сколько человек проживает в Вашей квартире? Оказывается, что на оба вопроса одни и те же респонденты часто дают разный ответ даже в тех случаях, когда проживают не в коммунальной, а в отдельной квартире. Количество эм­пирических референтов у семьи оказывается больше, чем у термина «квартира». Пытаясь выяснить причины расхождения, критики установили следующие обстоя­тельства. К семье многие респонденты причисляют сво­их пожилых родителей, братьев и сестер, которые жи­вут в другом месте, но входят в единую систему родства. Они выступают кровными родственниками, но не ведут общее хозяйство. В сознании респондента семья высту­пает скорее духовно-родственной общностью, нежели кровно-хозяйственной единицей. Для того чтобы избе­жать путаницы, социологу нужно заменить семью на до- 315

мохозяйство и дать расшифровку последнего, а понятие семьи провести через самостоятельный блок вопросов, которые бы с разных сторон раскрыли это многомерное явление.

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГОисследования 5 страница - student2.ru Рис. 8. Операционализация и измерение.

До сих пор не ясно, как соотносятся между собой операционализация и измерение. Одни специалисты видят в них два взаимосвязанных, но автономных про­цесса, другие включают операционализацию в измере­ние как часть в целое, третьи поступают прямо наобо­рот, считая, что измерение — более широкое понятие. За каждым подходом скрывается известная аргумента­ция, поэтому отказаться от него не так просто. С нашей точки зрения, измерение как количественная процеду­ра приписывания числовых мер (показателей) каче­ственным явлениям, отображенных в социологических переменных, — всего лишь часть более общего процес­са операционализации. Последняя включает, помимо измерения (числовой процедуры), еще ряд шагов, ме­тодов, процедур, которые не сводятся к измерению, на­пример переход от абстрактного к конкретному. Изме­рение выступает поздним этапом операционализации, так сказать, ее завершающей стадией.

Измерение — это процесс наблюдения и фикса­ции данных, которые собраны в ходе исследования. В связи с этим возникают два вопроса: 1. Как мы пони­маем те фундаментальные идеи, на которых построено наше измерение? 2. Как мы понимаем различные виды
измерения, на котором построено социальное иссле­дование?

Ответ на первый вопрос предполагает анализ уровней измерения, а именно номинальную, орди­нальную, интервальную и ранговую шкалы. В связи с этим встает проблема надежности измерения (reliability).

Ответ на второй вопрос требует рассмотрения че­тырех проблем измерения: 1) конструирование и при­менение вопросника, используемого в выборочном обследовании, в частности, в анкетировании и интер­вью; 2) рассмотрение методов построения тех шкал, которые будут использоваться в измерении социаль­ных явлений; 3) качественное исследование, предпо­лагающее обзор широкого крута нецифровых спосо­бов получения данных; 4) ненавязчивое (unobtrusive) измерение, представляющее большой спектр методов измерения, который прямо не связан с контекстом ис­следования.

j Переменные и пропозиции_______________________

Как мы выяснили, структура теоретического зна­ния состоит из категорий, понятий и терминов. Однако известно, что при построении своего теоретического инструментария социолог оперирует и такими едини­цами, как переменные. По мнению Р. Дабина, теорети­ческая модель начинается именно с переменных, взаи­мосвязь которых образует предмет исследования[107]. Когда наука переводит слова в цифры, она прибегает к языку переменных.

Почти все понятия социологии нуждаются в перево­де в систему переменных. Это означает, что социологиче­ские понятия и термины — прямо или опосредованно (че­рез процедуру операционализации) — можно выразить на языке измерений, подобно тому как почти все понятия физики выражаются на языке чисел. Сразу оговоримся: категории практически не поддаются переводу на язык переменных. Это очень абстрактные понятия, которым практически невозможно приписать, предварительно их не конкретизировав, т. е. не переведя рангом ниже, коли­
чественную размерность. Об этом недвусмысленно вы­сказался один из основателей количественной методоло­гии Г. Блейлок: Социологи-теоретики часто пользуются чрезмерно абстрактными понятиями, которые в корне отличаются от переменных, являющихся рабочим ин­струментом социологов-эмпириков. Стремясь преодо­леть разрыв, Блейлок предложил называть переменные индикаторами абстрактных понятий[108].

Переменная — понятие в социологии, которое мо­жет принимать различные значения. Например, доход или образование могут принимать множество значений, выраженных цифрами, скажем, доход в 100 — 500, 501 — 1000,1001 — 1500 рублей, образование начальное (4 клас­са), неполное среднее (9 лет), полное среднее (11 лет), высшее (5 лет) или неполное среднее, среднее, среднее техническое, высшее незаконченное и высшее закон­ченное и т. д. Пол имеет всего два значения — мужской и женский. Тем не менее это переменная. Возраст имеет целый ряд значений, скажем, 1 год, 20 лет, 75 лет и дру­гие. Разброс в возрасте респондентов называется вари­ацией, конкретные величины возраста — значениями, а совокупность всех значений образует переменную. Таким образом, переменная «возраст» имеет значения от 0 до 70 (средняя продолжительность жизни) и более лет. Значения группируются в интервалы: 0 — 5, 6—10, 11 — 15 лет и т. д. Их можно группировать иначе, все за­висит от задач исследования. Интервалы значений пере­менной «возраст» в случае с пенсионерами начинаются с 55 до 60 лет.

Переменной величиной выступает также «принад­лежность к социальному классу», ибо классов в обще­стве может быть несколько. Такими же переменными являются собственность, статус, социальная напряжен­ность и др. Среди наиболее часто применяемых социо­логических переменных — социальный статус, доход, пол, возраст, семейное положение, национальность. Не­обязательно, чтобы переменная имела количественное выражение. Пол — типичный пример социологической переменной, которую нельзя выразить в цифрах.

Некоторые важные понятия в науке не являются переменными. Например, культура вообще не являет­ся переменной. Но если мы говорим о культуре кон­кретной страны или общества, то данное понятие можно как-то измерить, а значит сделать его перемен­ной. При этом под измерением можно понимать кон­цептуальное определение понятия с помощью слова­ря. Если словарь дает концептуальное определение, то инструкция о том, как измерять его — операциональ­ное определение. Первый тип определения перемен­ной именуют также качественным, а второй — коли­чественным, постольку поскольку он предполагает процедуру измерения.

Под концептуальным определением переменной (либо понятия) подразумевают словесную расшифров­ку или дефиницию, позаимствованную, как правило, из словаря. Концептуальное означает теоретическое определение, при котором более абстрактные понятия расшифровываются через более конкретные.

Под операциональным определением переменной подразумевают совокупность действий (указанных в инструкции), при помощи которых в реальности мож­но наблюдать (получать через анкетирование или ин­тервью) эмпирические признаки описываемого данной переменной реального явления и фиксировать их в из­меряемых величинах.

В книге X. Бернарда «Методы исследования в ан­тропологии: количественный и качественный подхо­ды» (1994) приведен пример операционального опреде­ления, позаимствованный автором из собственной практики изучения карьерных ожиданий на получение образования в племени чиканос:

Идите в дом своих респондентов. При использова­нии местного языка респондентов (может быть это бу­дет испанский или английский язык), разговаривайте с родителями о том, что они хотели бы, чтобы их дети, за­кончив среднюю школу, делали через Шлет. Исследуй­те каждый ответ как можно глубже и выясните, почему родители дают именно такой ответ. Особенно, если ро­дители сообщают Вам, что они думают о том, что их дети будут делать, или что они хотят, чтобы их дети делали. Если родители колеблются, говоря: «Предполо­жим, что ничто не стояло бы на пути у Вашего [сына] [дочери], когда они исполняли задуманное, — что Вам хотелось бы, чтобы они делали через 10 лет? » 319

Запишите все, что родители говорят и кодируйте ответы на следующем континууме значений: 1 = опре­деленно выражают желание, чтобы их дети получили высокостатусную профессию; 2 = неопределенно вы­ражают свое отношение к тому, чтобы их дети получи­ли высокостатусную профессию; 3 = определенно вы­ражают желание, чтобы их дети получили низко- или среднестатусную профессию.

Используйте Nakao's occupation scale, чтобы ре­шить вопрос, какой является выбранная родителями для своих детей профессия: высоко-, средне- или низ­костатусной. Удостоверьтесь, что зафиксированное вами мнение родителей раскрывает причины выбора данной профессии.

Обратите внимание на то, как повлияли этногра­фические данные на ваш способ операционализации понятий»[109].

Другой пример: в качестве операционального определения понятия «политическая установка» может явиться указание на инструмент — вопрос интервью­ера: «Какая партия, по вашему мнению, выражает ин­тересы народа?» Далее следуют сведения, что интер­вьюер выбирает одно или несколько наименований из предложенного ему набора карточек, что опрос прово­дится по месту жительства, что интервьюер — молодая женщина. Предполагается, что при иных условиях рас­пределение ответов заметно изменится[110].

Операциональное определение должно включать три обязательных момента:

• описание инструмента измерения (формулировка вопроса, шкала и др.);

• описание действий, которые должен применить ученый для применения данного инструмента (ин­струкция);

• описание условий сбора данных или измерения (проводится ли опрос на улице, по месту житель­ства, время проведения и др.).

Первые два момента являются главными, третий — дополнительным, хотя и обязательным. Если операцио­нальное определение понимается как серия инструкций, описывающих действия, которые должен осуществить исследователь для установления значения переменной[111], но не указан инструмент, то подобную расшифровку вряд ли можно считать полной.

Оба типа определения переменной — концептуаль­ное и операциональное — тесно связаны друг с другом. Если для начальной стадии эмпирического исследова­ния можно ограничиться концептуальным определени­ем, например, такого понятия как «плотность прожива­ния», то на последующих стадиях может потребоваться операциональное определение с указанием числа людей на одну комнату или метров площади. Таким образом, с концептуальных определений эмпирическое исследова­ние (в части создания ТМПИ) начинается, а операцио­нальными оно завершается.

Понятие «конфликт» так же, как и культура, не яв­ляется переменной, ибо ему нельзя приписать множе­ство значений, предварительно не переведя его в более конкретные понятия, которым уже можно приписать количественную меру. Скажем, тип конфликта, мас­штаб конфликта могут служить такими переменными. В связи с этим американский антрополог X. Бернард дает такое определение переменной: «это нечто, что имеет более чем одно значение и значения могут выра­жаться словами или цифрами». К примеру, возраст вы­ражается цифрой, а религия — названиями конфессий: буддист, методист и т. д.[112]

Переменные различаются тем, что одни из них мож­но измерить единственным способом (набором единиц измерения), а у других обнаруживается несколько спо­собов. Так, «удовлетворенность» при желании иденти­фицируется в терминах «очень удовлетворен», «не очень удовлетворен», «удовлетворен», «скорее удовлетворен, чем неудовлетворен». Успешность карьеры можно из­мерить в шкале «очень успешная — успешная (сред­няя) — неуспешная — очень неуспешная». Говорят даже, что количество значений у многих переменных практически бесконечно1. Переменная «националь­ность» включает сколь угодно много позиций — нацио­нальностей (на нашей планете насчитывается от 3,5 до 5 тыс. национальностей), «возраст» может фиксировать­ся крупными (десятилетиями), средними (годами) и ма­лыми (месяцами) интервалами. В результате методологи различают два типа переменных — одномерные и мно­гомерные (multidimensional).

Все переменные суть понятия, но одни измеряются легче, а другие труднее. Измеряя, мы чаще всего полага­емся на жизненный опыт и интуицию. Однако ученый не ограничивается ими и пускает в ход дополнительные инструменты — правильно построенные вопросы и из­мерительные шкалы. Например, склонность к миграции мы можем измерить по ответам на вопрос: «Как часто Вы думали о том, чтобы уехать с этого места?» Другим источником данных служит наблюдение: верным при­знаком выступит наличие родственников, уже эмигри­ровавших из этой местности. Часто для измерения одной переменной ученым приходится использовать несколько методов.

Условно все переменные, используемые в социаль­ных науках, можно подразделить на те, которые изме­ряются: 1) легко, 2) трудно и 3) практически не измеря­ются. Первые называются просто переменными, которым легко подобрать свойственные им индикато­ры, а тем — количественные величины. Вторые и третьи называют концептуальными переменными. Иногда их разводят и трудно измеримые называют концептуаль­ными переменными, а неизмеримые — категориями. В арсенале современной социологии насчитывается, судя по «Sociological Abstracts», около 3700 концепту­альных переменных. Одной из трудноизмеримых пере­менных считается «социоэкономический статус» (socioeconomic status — SES). Величина дохода ничего не покажет, поскольку есть очень богатые люди с низ­ким статусом (мафиози), и наоборот (интеллигенты). И уровень образования не даст исчерпывающей карта - ны, поскольку многие из крупных бизнесменов имеют низкое образование.

Способ измерения и их число по-разному влияют на судьбу переменных. В одном случае смена способа измерения никак не отражается на сущности перемен­ной, а в другом она меняет ее природу. К примеру, рас­стояние можно измерять числом километров, сантиме­тров, миллиметров и т. д., отчего его пространственная сущность не страдает. То же произойдет с весом, по­рядком рождения, возрастом, брачным статусом. А вот политическую власть, стресс или благосостояние мож­но измерять по-разному, и каждый раз мы получим разные явления. Благосостояние можно выразить раз­мером зарплаты, доходом на душу населения (до или после вычетов — разные явления), ценными акциями, маркой машины, престижностью района проживания, количеством загранпоездок, должностью и т. д.[113]

Наука не просто переводит явления в слова, а сло­ва — в переменные, но ищет связи между последними, чтобы лучше объяснить и предсказать реальные собы­тия. Простейший тип связи — соединение в одном про­позициональном суждении независимых и зависимых переменных. Методология действительно подразделяет переменные на два вида: независимые переменные — это те, на изменение которых никто и ничто другое не влияет; зависимые переменные — это те, на изменение которых влияют другие переменные. Так, принадлеж­ность к социальному классу — независимая перемен­ная, а доход — зависимая (действительно, доход прямо зависит от того, к богатым или бедным вы относитесь). Возраст и пол — всегда только независимые перемен­ные. Социальное, или классовое происхождение играет роль независимой переменной, а склонность к преступ­ной деятельности — зависимой. Эмпирические иссле­дования установили, что в низшем классе выше уровень преступности, нежели в среднем и высшем. Другой пример: бедность влечет за собой плохое питание, низ­кий уровень образования и слабую приобщенность к культуре. Первая переменная — независимая, две вто­рых — зависимые. В США школьные учителя негатив­но реагируют на людей с темной кожей и более пози­тивно — на людей с белой кожей.

В строгом смысле социологическими переменны­ми — независимыми и зависимыми — выступают толь­ко термины. Почему? Да потому, что понятия нам все равно приходится операционализировать до уровня терминов, приписывая по ходу дела им размерность (количественную меру) и тем самым придавая им ста­тус переменной.

Однако вопрос о том, является ли данное выраже­ние термином или понятием, решается не просто. Возьмем переменную «возраст». Это понятие или тер­мин? На первый взгляд, это термин, поскольку воз­раст имеет четкую шкалу измерения, или размер­ность: 1) до года; 2) от года до 5 лет; 3) от 5 до 10 лет и т. д. Можно брать меньший интервал и соответствен­но задавать иную мерность. Однако возраст не сво­дится лишь к психофизическому состоянию организ­ма. Сегодня говорят о социальном и психологическом возрасте, даже о культурном возрасте. Можно услы­шать о ком-то, что по уровняю интеллектуального раз­вития этот 17-летний юноша находится на уровне 12- летнего подростка, а по уровню накопленных социальных навыков, умению отвечать за свои по­ступки и т. п., он стоит на уровне 10-летнего ребенка. В данном случае физический возраст не совпадает с психологическим и социальным. А есть еще юридиче­ский возраст. Правоведы выделяют три разных воз­раста — 14, 16 и 18 лет. С правовой точки зрения это разные юридические категории. В 18 лет индивид по­лучает право голосовать, в 16 лет он получает паспорт, а с 14 лет его могут привлекать к уголовной ответ­ственности. А существует ли политический возраст? (Постарайтесь ответить на этот вопрос дома).

Другой пример — «интенсивность (или частота) чте­ния». Можно ли ее рассматривать в качестве перемен­ной? Чтение — это процесс. Интенсивность — его коли­чественная характеристика. Интенсивностью обладают многие процессы, в том числе процесс чтения. Само чте­ние не выражается в количественных характеристиках, а вот интенсивность чтения таким свойством обладает. Как только мы подвергли уточнению и конкретизации 324 более общее понятие — «чтение», — мы сразу вышли на

его количественные характеристики, которые описыва­ются через термин — «интенсивность чтения».

Таким образом, нисхождение от понятий к терми­нам представляет собой процесс, который, в зависимо­сти от целей анализа, именуется: а) конкретизацией; б) операционализацией; в) нахождением количествен­ной мерности. Только конкретизированное понятие можно измерять. Другой пример — образование. Его можно измерять? Для того чтобы обнаружить количе­ственные характеристики понятия «образование», мы должны его «сбросить» на уровень терминов. И тогда мы получим новое сингулярное теоретическое образо­вание — «уровень образования». Уровень образования измеряется не в количестве или качестве дипломов, а в числе лет обучения. Индивид может проучиться 4 года и получить начальное образование, а может проучить­ся 15 лет и гордиться своим высшим образованием. Число лет обучения — международная единица изме­рения уровня образования. Качество же дипломов в разных странах разное. Оно различно в городе и дерев­не. Значит здесь нет мерности, т. к. нет стандарта, еди­нообразия. Количество лет обучения — размерность переменной — «образование».

Допустим, что кто-то изучает английский, арабский и китайский языки. Это входит в понятие «образование» ? Скорее всего они не входят в него, как не входят в поня­тие «образование» умственные способности, интеллект, объем памяти. Они входят в другое понятие, скажем, «способности индивида». Под образованием социолог должен подразумевать процесс передачи знаний от стар­ших к младшим, от учителя к ученику, получивший ин­ституциональное закрепление в соответствующем своде законов, место в общественном разделении труда, а зна­чит специфические статусы и роли (статусы учителя, уче­ника, министра образования, завуча, председателя роди­тельского комитета, работника департамента образования и т. д.), которые скреплены между собой определенным набором норм и правил. Вот что такое образование для социолога. Конечно, для педагога или правоведа образо­вание будет чем-то иным. Но в таком случае в социологи­ческое понимание образования не должно входить то, что именно человек выбирает и какова степень сложности выбранного предмета — в данном случае английского, 325

арабского и китайского языка. Не входит сюда и то, по­чему один человек овладел китайским, а другой нет. Эти проблемы охватываются, по всей видимости, дру­гими терминами и понятиями.

В социологии наряду с переменными широко упо­требляются пропозиции — выводы, представляющие логически истинные дедукции[114]. В логике и методоло­гии они называются пропозициональными функция­ми — выражениями с неопределенными терминами (переменными), которые могут получать то или иное конкретное значение и в этом случае становятся осмыс­ленными (истинными или ложными) высказываниями. Пропозициональные функции и переменные — это язык эмпирического исследования.

Между переменными и пропозициями много об­щего. Переменные могут иметь множество значений, как количественных, так и качественных. Иными сло­вами, у них нет навсегда закрепленного за ними значе­ния. Но и у пропозиций нет постоянных членов предложения-вывода. Благодаря своему непостоянству переменные и пропозиции становятся важным звеном построения языка измерения в социологии. Различия между ними заключаются в следующем. Во-первых, переменные — это те части или кирпичики, из которых строится пропозиция, во-вторых, если с переменных теоретическая модель начинается, то пропозициями ее построение заканчивается.

Пропозициональная функция может принимать самый разный вид: «Бестъ Р», «Р (х) z>K (х), «Р (х) з/С (у)» и т. д. Например, утверждение: «индивиды, имеющие более высокий уровень образования, в большей степе­ни удовлетворены своим трудом» является пропозици­ональной функцией. Переменная — «индивиды с более высоким уровнем образования» — описывает огром­ное множество людей и никого конкретно. Вместо сло­ва «индивиды» можно поставить любую социальную группу, а именно мужчин и женщин, стариков и моло­дых, водителей, поваров, менеджеров и т. д., а затем проверять на практике, в какой степени им соответ­ствует свойство быть в большей степени удовлетворен­ными трудом. Возможно, что некоторым категориям

людей оно вовсе не присуще. Предположим, что вы вместо неопределенного слова «индивиды» поставили менеджеров и получили в итоге следующее утвержде­ние: менеджеры, имеющие более высокий уровень об­разования, в большей степени удовлетворены своим трудом. Эмпирические исследования, проведенные в разных странах, действительно подтверждают спра­ведливость суждения.

Благодаря пропозициям две переменные могут вступить между собой в логическую связь, которая именуется дедуктивным выводом. Все переменные — вчерашние категории, понятия и термины — связаны между собой и только в таком виде способны образо­вать научную теорию. Характер связи передается тер­мином «зависимость». Подобное означает, что две или несколько переменных каким-то (а каким именно, предстоит узнать в исследовании) образом зависят друг от друга, например, уровень и масштабы воровства мо­гут зависеть от классовой позиции таким образом, что чем ниже класс, тем выше уровень воровства или нао­борот (если учесть, что богатые воруют по-крупному). Выражение «чем ниже, тем выше» как раз описывает характер зависимости, конкретные (вплоть до процен­тов и коэффициентов) параметры которой обнаружи­ваются только в эмпирическом исследовании.

При построении программы исследования социолог вначале устанавливает гипотетическую связь — с помо­щью теоретических рассуждений и логики. Логико-тео- ретическая система взаимосвязи переменных, образую­щих теоретическую модель предмета исследования, хотя и принципиально важна, не имеет количественной меры. То, насколько сильно связаны между собой две (или больше) переменных, скажем, невыплаты зара­ботной платы и готовность к протестному поведению, надо провести эмпирическое исследование, опросить людей, собрать статистику, интерпретировать получен­ные данные и лишь после этого получить нужные циф­ры. Таким образом, связь между переменными устанав­ливается дважды — вначале логически (теоретически), а позже эмпирически.

Как устанавливается логическая связь перемен­ных? Двумя способами — при помощи теоретических гипотез и логического вывода. Обратимся к первому 327

типу — теоретическим гипотезам. Когда ученый строит программу своего исследования, он еще не знает, существует ли взаимосвязь между воровством и классо­вой позицией. Он может только предположить, что, к примеру, бедные воруют чаще. Он постулирует: между двумя переменными существует определенная связь, а какая именно, покажет само исследование. Гипотетиче­ское постулирование связи переменных очень распро­странено там, где социолог сталкивается с неизвестным, т. е. новым знанием, еще неизученными проблемами.

Второй тип —логический вывод — возможен толь­ко там, где все давно известно и не требует эмпириче­ской проверки, т. е. самоочевидно. Теорема Пифагора не нуждается в эмпирическом подтверждении. В социо­логии не нуждается в эмпирическом доказательстве за­висимость коэффициента рождаемости от численности женщин в фертильном возрасте. Она уже была доказана сотни и тысячи раз.

Связь между этими двумя переменными интерпре­тируется в логических категориях. Ее не надо перево­дить в термины гипотезы, поскольку о ней все давно из­вестно. При разработке программы исследования такими зависимостями следует пользоваться как аксио­мами, встраивать их в фундамент своего проекта, опира­ясь на который возводить уже новые этажи, проклады­вая путь к неизвестному или малоизвестному. В итоге путь познания социолога выглядит как движение от из­вестного к неизвестному, от давно доказанных аксиом и логических зависимостей к только еще обнаруживае­мым связям между явлениями, которые пока фиксиру­ются в форме теоретических догадок (гипотез).

Логический вывод гласит: изменения в перемен­ной А с необходимостью влекут изменения в перемен­ной В. А как звучит формула теоретико-гипотетического вывода? Она такова: изменения в переменной А с вероятностью влекут изменения в переменной В. Иначе логический вывод можно назвать законом, а теоретико-гипотетический вывод, если он получил эм­пирическое подтверждение — закономерностью. В принципе все закономерности «мечтают» со време­нем стать законами.

Наши рекомендации