ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГОисследования 5 страница
межутка времени, отныне предлагалось понимать такую целостность, которая делится и восстанавливается в каждом поколении, не нарушая преемственности. Способность восстанавливать свое единство в каждом следующем поколении — очень важная характеристика семьи. Она описывает то, что ученые именуют жизненным циклом семьи.
В связи с этим возникает методологический вопрос — как быть ученому, знающему, с одной стороны, чрезмерную абстрактность философско-социологи- ческой категории семьи, а с другой — логическую неполноту частнонаучных определений семьи, предложенных социологами, экономистами и этнографами? Соединить их вместе и предложить новое, пусть чрезмерно громоздкое, но всеохватывающее определение семьи? Выделить в частных формулировках общие черты и принять их в качестве правильного и очень емкого определения? А может быть прибегнуть к помощи другого слова, например, «домохозяйство», которое использовать в эмпирическом исследовании вместо семьи.
Домохозяйством считается отдельный человек, семья или группа людей, совместно живущих и питающихся, но не обязательно имеющих родственные отношений. Таковым, к примеру, может быть группа из трех студентов, живущих в одной квартире. Но в таком случае домохозяйство станет более широким эмпирическим понятием, чем семья, поскольку класс эмпирических референтов у него окажется больше, ведь наряду с устойчивыми родственными группами сюда придется включать любые случайные объединения, например, проживающих в одной комнате студентов или снимающих квартиру «челноков». Получился своего рода парадокс: домохозяйство эмпирически шире, но теоретически уже категория семьи.
Кроме того, новое понятие или термин тяготеет больше к экономике, нежели к социологии, а тем более к этнографии. Действительно, ведение совместного хозяйства — это признак не семьи, а домохозяйства. Если это так, то поставленную проблему — объединить разные подходы — мы не решили, поскольку в качестве общего всем наукам мы взяли один из частнонаучных терминов. Правда, между двумя подходами — социологическим и экономическим — не обязательно существует противоречие. Их можно объединить, дав такую формулировку: семья представляет собой домохозяйство, т. е. группу совместно проживающих лиц, объединенных родством или свойством, а кроме того общим бюджетом.
Поскольку домохозяйство вошло как часть или элемент в определение семьи, то его следует считать только узкоинструментальным термином, имеющим одно значение. Можно ли теперь семью и домохозяйство считать синонимами, т. е. взаимозаменимыми понятиями? «Конечно, нет», — последует ответ. Но ясность наступила лишь после тщательного методологического анализа, а на практике, где к нему обращаются очень редко, возникает изрядная путаница.
Когда социолог-эмпирик неумело проводит опера- ционализацию семьи, то допускает несколько ошибок: 1) семью как философско-социологическую категорию не конкретизирует в частнонаучное, а сразу проводит операционализацию, т. е. осуществляет запрещенный перевод категорий в термины (семью как социальный институт расшифровывает при помощи домохозяйства как совместно ведущегося хозяйства организованной или неорганизованной группой людей); 2) подменяет одно слово другим, — спрашивает о семье, а дает определение, которое может быть применено также и к домохозяйству. Формируя анкету, он наивно спрашивает респондентов: сколько человек проживает в Вашей семье? И, на всякий случай, дает контрольный вопрос: сколько человек проживает в Вашей квартире? Оказывается, что на оба вопроса одни и те же респонденты часто дают разный ответ даже в тех случаях, когда проживают не в коммунальной, а в отдельной квартире. Количество эмпирических референтов у семьи оказывается больше, чем у термина «квартира». Пытаясь выяснить причины расхождения, критики установили следующие обстоятельства. К семье многие респонденты причисляют своих пожилых родителей, братьев и сестер, которые живут в другом месте, но входят в единую систему родства. Они выступают кровными родственниками, но не ведут общее хозяйство. В сознании респондента семья выступает скорее духовно-родственной общностью, нежели кровно-хозяйственной единицей. Для того чтобы избежать путаницы, социологу нужно заменить семью на до- 315
мохозяйство и дать расшифровку последнего, а понятие семьи провести через самостоятельный блок вопросов, которые бы с разных сторон раскрыли это многомерное явление.
Рис. 8. Операционализация и измерение. |
До сих пор не ясно, как соотносятся между собой операционализация и измерение. Одни специалисты видят в них два взаимосвязанных, но автономных процесса, другие включают операционализацию в измерение как часть в целое, третьи поступают прямо наоборот, считая, что измерение — более широкое понятие. За каждым подходом скрывается известная аргументация, поэтому отказаться от него не так просто. С нашей точки зрения, измерение как количественная процедура приписывания числовых мер (показателей) качественным явлениям, отображенных в социологических переменных, — всего лишь часть более общего процесса операционализации. Последняя включает, помимо измерения (числовой процедуры), еще ряд шагов, методов, процедур, которые не сводятся к измерению, например переход от абстрактного к конкретному. Измерение выступает поздним этапом операционализации, так сказать, ее завершающей стадией.
Измерение — это процесс наблюдения и фиксации данных, которые собраны в ходе исследования. В связи с этим возникают два вопроса: 1. Как мы понимаем те фундаментальные идеи, на которых построено наше измерение? 2. Как мы понимаем различные виды
измерения, на котором построено социальное исследование?
Ответ на первый вопрос предполагает анализ уровней измерения, а именно номинальную, ординальную, интервальную и ранговую шкалы. В связи с этим встает проблема надежности измерения (reliability).
Ответ на второй вопрос требует рассмотрения четырех проблем измерения: 1) конструирование и применение вопросника, используемого в выборочном обследовании, в частности, в анкетировании и интервью; 2) рассмотрение методов построения тех шкал, которые будут использоваться в измерении социальных явлений; 3) качественное исследование, предполагающее обзор широкого крута нецифровых способов получения данных; 4) ненавязчивое (unobtrusive) измерение, представляющее большой спектр методов измерения, который прямо не связан с контекстом исследования.
j Переменные и пропозиции_______________________
Как мы выяснили, структура теоретического знания состоит из категорий, понятий и терминов. Однако известно, что при построении своего теоретического инструментария социолог оперирует и такими единицами, как переменные. По мнению Р. Дабина, теоретическая модель начинается именно с переменных, взаимосвязь которых образует предмет исследования[107]. Когда наука переводит слова в цифры, она прибегает к языку переменных.
Почти все понятия социологии нуждаются в переводе в систему переменных. Это означает, что социологические понятия и термины — прямо или опосредованно (через процедуру операционализации) — можно выразить на языке измерений, подобно тому как почти все понятия физики выражаются на языке чисел. Сразу оговоримся: категории практически не поддаются переводу на язык переменных. Это очень абстрактные понятия, которым практически невозможно приписать, предварительно их не конкретизировав, т. е. не переведя рангом ниже, коли
чественную размерность. Об этом недвусмысленно высказался один из основателей количественной методологии Г. Блейлок: Социологи-теоретики часто пользуются чрезмерно абстрактными понятиями, которые в корне отличаются от переменных, являющихся рабочим инструментом социологов-эмпириков. Стремясь преодолеть разрыв, Блейлок предложил называть переменные индикаторами абстрактных понятий[108].
Переменная — понятие в социологии, которое может принимать различные значения. Например, доход или образование могут принимать множество значений, выраженных цифрами, скажем, доход в 100 — 500, 501 — 1000,1001 — 1500 рублей, образование начальное (4 класса), неполное среднее (9 лет), полное среднее (11 лет), высшее (5 лет) или неполное среднее, среднее, среднее техническое, высшее незаконченное и высшее законченное и т. д. Пол имеет всего два значения — мужской и женский. Тем не менее это переменная. Возраст имеет целый ряд значений, скажем, 1 год, 20 лет, 75 лет и другие. Разброс в возрасте респондентов называется вариацией, конкретные величины возраста — значениями, а совокупность всех значений образует переменную. Таким образом, переменная «возраст» имеет значения от 0 до 70 (средняя продолжительность жизни) и более лет. Значения группируются в интервалы: 0 — 5, 6—10, 11 — 15 лет и т. д. Их можно группировать иначе, все зависит от задач исследования. Интервалы значений переменной «возраст» в случае с пенсионерами начинаются с 55 до 60 лет.
Переменной величиной выступает также «принадлежность к социальному классу», ибо классов в обществе может быть несколько. Такими же переменными являются собственность, статус, социальная напряженность и др. Среди наиболее часто применяемых социологических переменных — социальный статус, доход, пол, возраст, семейное положение, национальность. Необязательно, чтобы переменная имела количественное выражение. Пол — типичный пример социологической переменной, которую нельзя выразить в цифрах.
Некоторые важные понятия в науке не являются переменными. Например, культура вообще не является переменной. Но если мы говорим о культуре конкретной страны или общества, то данное понятие можно как-то измерить, а значит сделать его переменной. При этом под измерением можно понимать концептуальное определение понятия с помощью словаря. Если словарь дает концептуальное определение, то инструкция о том, как измерять его — операциональное определение. Первый тип определения переменной именуют также качественным, а второй — количественным, постольку поскольку он предполагает процедуру измерения.
Под концептуальным определением переменной (либо понятия) подразумевают словесную расшифровку или дефиницию, позаимствованную, как правило, из словаря. Концептуальное означает теоретическое определение, при котором более абстрактные понятия расшифровываются через более конкретные.
Под операциональным определением переменной подразумевают совокупность действий (указанных в инструкции), при помощи которых в реальности можно наблюдать (получать через анкетирование или интервью) эмпирические признаки описываемого данной переменной реального явления и фиксировать их в измеряемых величинах.
В книге X. Бернарда «Методы исследования в антропологии: количественный и качественный подходы» (1994) приведен пример операционального определения, позаимствованный автором из собственной практики изучения карьерных ожиданий на получение образования в племени чиканос:
Идите в дом своих респондентов. При использовании местного языка респондентов (может быть это будет испанский или английский язык), разговаривайте с родителями о том, что они хотели бы, чтобы их дети, закончив среднюю школу, делали через Шлет. Исследуйте каждый ответ как можно глубже и выясните, почему родители дают именно такой ответ. Особенно, если родители сообщают Вам, что они думают о том, что их дети будут делать, или что они хотят, чтобы их дети делали. Если родители колеблются, говоря: «Предположим, что ничто не стояло бы на пути у Вашего [сына] [дочери], когда они исполняли задуманное, — что Вам хотелось бы, чтобы они делали через 10 лет? » 319
Запишите все, что родители говорят и кодируйте ответы на следующем континууме значений: 1 = определенно выражают желание, чтобы их дети получили высокостатусную профессию; 2 = неопределенно выражают свое отношение к тому, чтобы их дети получили высокостатусную профессию; 3 = определенно выражают желание, чтобы их дети получили низко- или среднестатусную профессию.
Используйте Nakao's occupation scale, чтобы решить вопрос, какой является выбранная родителями для своих детей профессия: высоко-, средне- или низкостатусной. Удостоверьтесь, что зафиксированное вами мнение родителей раскрывает причины выбора данной профессии.
Обратите внимание на то, как повлияли этнографические данные на ваш способ операционализации понятий»[109].
Другой пример: в качестве операционального определения понятия «политическая установка» может явиться указание на инструмент — вопрос интервьюера: «Какая партия, по вашему мнению, выражает интересы народа?» Далее следуют сведения, что интервьюер выбирает одно или несколько наименований из предложенного ему набора карточек, что опрос проводится по месту жительства, что интервьюер — молодая женщина. Предполагается, что при иных условиях распределение ответов заметно изменится[110].
Операциональное определение должно включать три обязательных момента:
• описание инструмента измерения (формулировка вопроса, шкала и др.);
• описание действий, которые должен применить ученый для применения данного инструмента (инструкция);
• описание условий сбора данных или измерения (проводится ли опрос на улице, по месту жительства, время проведения и др.).
Первые два момента являются главными, третий — дополнительным, хотя и обязательным. Если операциональное определение понимается как серия инструкций, описывающих действия, которые должен осуществить исследователь для установления значения переменной[111], но не указан инструмент, то подобную расшифровку вряд ли можно считать полной.
Оба типа определения переменной — концептуальное и операциональное — тесно связаны друг с другом. Если для начальной стадии эмпирического исследования можно ограничиться концептуальным определением, например, такого понятия как «плотность проживания», то на последующих стадиях может потребоваться операциональное определение с указанием числа людей на одну комнату или метров площади. Таким образом, с концептуальных определений эмпирическое исследование (в части создания ТМПИ) начинается, а операциональными оно завершается.
Понятие «конфликт» так же, как и культура, не является переменной, ибо ему нельзя приписать множество значений, предварительно не переведя его в более конкретные понятия, которым уже можно приписать количественную меру. Скажем, тип конфликта, масштаб конфликта могут служить такими переменными. В связи с этим американский антрополог X. Бернард дает такое определение переменной: «это нечто, что имеет более чем одно значение и значения могут выражаться словами или цифрами». К примеру, возраст выражается цифрой, а религия — названиями конфессий: буддист, методист и т. д.[112]
Переменные различаются тем, что одни из них можно измерить единственным способом (набором единиц измерения), а у других обнаруживается несколько способов. Так, «удовлетворенность» при желании идентифицируется в терминах «очень удовлетворен», «не очень удовлетворен», «удовлетворен», «скорее удовлетворен, чем неудовлетворен». Успешность карьеры можно измерить в шкале «очень успешная — успешная (средняя) — неуспешная — очень неуспешная». Говорят даже, что количество значений у многих переменных практически бесконечно1. Переменная «национальность» включает сколь угодно много позиций — национальностей (на нашей планете насчитывается от 3,5 до 5 тыс. национальностей), «возраст» может фиксироваться крупными (десятилетиями), средними (годами) и малыми (месяцами) интервалами. В результате методологи различают два типа переменных — одномерные и многомерные (multidimensional).
Все переменные суть понятия, но одни измеряются легче, а другие труднее. Измеряя, мы чаще всего полагаемся на жизненный опыт и интуицию. Однако ученый не ограничивается ими и пускает в ход дополнительные инструменты — правильно построенные вопросы и измерительные шкалы. Например, склонность к миграции мы можем измерить по ответам на вопрос: «Как часто Вы думали о том, чтобы уехать с этого места?» Другим источником данных служит наблюдение: верным признаком выступит наличие родственников, уже эмигрировавших из этой местности. Часто для измерения одной переменной ученым приходится использовать несколько методов.
Условно все переменные, используемые в социальных науках, можно подразделить на те, которые измеряются: 1) легко, 2) трудно и 3) практически не измеряются. Первые называются просто переменными, которым легко подобрать свойственные им индикаторы, а тем — количественные величины. Вторые и третьи называют концептуальными переменными. Иногда их разводят и трудно измеримые называют концептуальными переменными, а неизмеримые — категориями. В арсенале современной социологии насчитывается, судя по «Sociological Abstracts», около 3700 концептуальных переменных. Одной из трудноизмеримых переменных считается «социоэкономический статус» (socioeconomic status — SES). Величина дохода ничего не покажет, поскольку есть очень богатые люди с низким статусом (мафиози), и наоборот (интеллигенты). И уровень образования не даст исчерпывающей карта - ны, поскольку многие из крупных бизнесменов имеют низкое образование.
Способ измерения и их число по-разному влияют на судьбу переменных. В одном случае смена способа измерения никак не отражается на сущности переменной, а в другом она меняет ее природу. К примеру, расстояние можно измерять числом километров, сантиметров, миллиметров и т. д., отчего его пространственная сущность не страдает. То же произойдет с весом, порядком рождения, возрастом, брачным статусом. А вот политическую власть, стресс или благосостояние можно измерять по-разному, и каждый раз мы получим разные явления. Благосостояние можно выразить размером зарплаты, доходом на душу населения (до или после вычетов — разные явления), ценными акциями, маркой машины, престижностью района проживания, количеством загранпоездок, должностью и т. д.[113]
Наука не просто переводит явления в слова, а слова — в переменные, но ищет связи между последними, чтобы лучше объяснить и предсказать реальные события. Простейший тип связи — соединение в одном пропозициональном суждении независимых и зависимых переменных. Методология действительно подразделяет переменные на два вида: независимые переменные — это те, на изменение которых никто и ничто другое не влияет; зависимые переменные — это те, на изменение которых влияют другие переменные. Так, принадлежность к социальному классу — независимая переменная, а доход — зависимая (действительно, доход прямо зависит от того, к богатым или бедным вы относитесь). Возраст и пол — всегда только независимые переменные. Социальное, или классовое происхождение играет роль независимой переменной, а склонность к преступной деятельности — зависимой. Эмпирические исследования установили, что в низшем классе выше уровень преступности, нежели в среднем и высшем. Другой пример: бедность влечет за собой плохое питание, низкий уровень образования и слабую приобщенность к культуре. Первая переменная — независимая, две вторых — зависимые. В США школьные учителя негативно реагируют на людей с темной кожей и более позитивно — на людей с белой кожей.
В строгом смысле социологическими переменными — независимыми и зависимыми — выступают только термины. Почему? Да потому, что понятия нам все равно приходится операционализировать до уровня терминов, приписывая по ходу дела им размерность (количественную меру) и тем самым придавая им статус переменной.
Однако вопрос о том, является ли данное выражение термином или понятием, решается не просто. Возьмем переменную «возраст». Это понятие или термин? На первый взгляд, это термин, поскольку возраст имеет четкую шкалу измерения, или размерность: 1) до года; 2) от года до 5 лет; 3) от 5 до 10 лет и т. д. Можно брать меньший интервал и соответственно задавать иную мерность. Однако возраст не сводится лишь к психофизическому состоянию организма. Сегодня говорят о социальном и психологическом возрасте, даже о культурном возрасте. Можно услышать о ком-то, что по уровняю интеллектуального развития этот 17-летний юноша находится на уровне 12- летнего подростка, а по уровню накопленных социальных навыков, умению отвечать за свои поступки и т. п., он стоит на уровне 10-летнего ребенка. В данном случае физический возраст не совпадает с психологическим и социальным. А есть еще юридический возраст. Правоведы выделяют три разных возраста — 14, 16 и 18 лет. С правовой точки зрения это разные юридические категории. В 18 лет индивид получает право голосовать, в 16 лет он получает паспорт, а с 14 лет его могут привлекать к уголовной ответственности. А существует ли политический возраст? (Постарайтесь ответить на этот вопрос дома).
Другой пример — «интенсивность (или частота) чтения». Можно ли ее рассматривать в качестве переменной? Чтение — это процесс. Интенсивность — его количественная характеристика. Интенсивностью обладают многие процессы, в том числе процесс чтения. Само чтение не выражается в количественных характеристиках, а вот интенсивность чтения таким свойством обладает. Как только мы подвергли уточнению и конкретизации 324 более общее понятие — «чтение», — мы сразу вышли на
его количественные характеристики, которые описываются через термин — «интенсивность чтения».
Таким образом, нисхождение от понятий к терминам представляет собой процесс, который, в зависимости от целей анализа, именуется: а) конкретизацией; б) операционализацией; в) нахождением количественной мерности. Только конкретизированное понятие можно измерять. Другой пример — образование. Его можно измерять? Для того чтобы обнаружить количественные характеристики понятия «образование», мы должны его «сбросить» на уровень терминов. И тогда мы получим новое сингулярное теоретическое образование — «уровень образования». Уровень образования измеряется не в количестве или качестве дипломов, а в числе лет обучения. Индивид может проучиться 4 года и получить начальное образование, а может проучиться 15 лет и гордиться своим высшим образованием. Число лет обучения — международная единица измерения уровня образования. Качество же дипломов в разных странах разное. Оно различно в городе и деревне. Значит здесь нет мерности, т. к. нет стандарта, единообразия. Количество лет обучения — размерность переменной — «образование».
Допустим, что кто-то изучает английский, арабский и китайский языки. Это входит в понятие «образование» ? Скорее всего они не входят в него, как не входят в понятие «образование» умственные способности, интеллект, объем памяти. Они входят в другое понятие, скажем, «способности индивида». Под образованием социолог должен подразумевать процесс передачи знаний от старших к младшим, от учителя к ученику, получивший институциональное закрепление в соответствующем своде законов, место в общественном разделении труда, а значит специфические статусы и роли (статусы учителя, ученика, министра образования, завуча, председателя родительского комитета, работника департамента образования и т. д.), которые скреплены между собой определенным набором норм и правил. Вот что такое образование для социолога. Конечно, для педагога или правоведа образование будет чем-то иным. Но в таком случае в социологическое понимание образования не должно входить то, что именно человек выбирает и какова степень сложности выбранного предмета — в данном случае английского, 325
арабского и китайского языка. Не входит сюда и то, почему один человек овладел китайским, а другой нет. Эти проблемы охватываются, по всей видимости, другими терминами и понятиями.
В социологии наряду с переменными широко употребляются пропозиции — выводы, представляющие логически истинные дедукции[114]. В логике и методологии они называются пропозициональными функциями — выражениями с неопределенными терминами (переменными), которые могут получать то или иное конкретное значение и в этом случае становятся осмысленными (истинными или ложными) высказываниями. Пропозициональные функции и переменные — это язык эмпирического исследования.
Между переменными и пропозициями много общего. Переменные могут иметь множество значений, как количественных, так и качественных. Иными словами, у них нет навсегда закрепленного за ними значения. Но и у пропозиций нет постоянных членов предложения-вывода. Благодаря своему непостоянству переменные и пропозиции становятся важным звеном построения языка измерения в социологии. Различия между ними заключаются в следующем. Во-первых, переменные — это те части или кирпичики, из которых строится пропозиция, во-вторых, если с переменных теоретическая модель начинается, то пропозициями ее построение заканчивается.
Пропозициональная функция может принимать самый разный вид: «Бестъ Р», «Р (х) z>K (х), «Р (х) з/С (у)» и т. д. Например, утверждение: «индивиды, имеющие более высокий уровень образования, в большей степени удовлетворены своим трудом» является пропозициональной функцией. Переменная — «индивиды с более высоким уровнем образования» — описывает огромное множество людей и никого конкретно. Вместо слова «индивиды» можно поставить любую социальную группу, а именно мужчин и женщин, стариков и молодых, водителей, поваров, менеджеров и т. д., а затем проверять на практике, в какой степени им соответствует свойство быть в большей степени удовлетворенными трудом. Возможно, что некоторым категориям
людей оно вовсе не присуще. Предположим, что вы вместо неопределенного слова «индивиды» поставили менеджеров и получили в итоге следующее утверждение: менеджеры, имеющие более высокий уровень образования, в большей степени удовлетворены своим трудом. Эмпирические исследования, проведенные в разных странах, действительно подтверждают справедливость суждения.
Благодаря пропозициям две переменные могут вступить между собой в логическую связь, которая именуется дедуктивным выводом. Все переменные — вчерашние категории, понятия и термины — связаны между собой и только в таком виде способны образовать научную теорию. Характер связи передается термином «зависимость». Подобное означает, что две или несколько переменных каким-то (а каким именно, предстоит узнать в исследовании) образом зависят друг от друга, например, уровень и масштабы воровства могут зависеть от классовой позиции таким образом, что чем ниже класс, тем выше уровень воровства или наоборот (если учесть, что богатые воруют по-крупному). Выражение «чем ниже, тем выше» как раз описывает характер зависимости, конкретные (вплоть до процентов и коэффициентов) параметры которой обнаруживаются только в эмпирическом исследовании.
При построении программы исследования социолог вначале устанавливает гипотетическую связь — с помощью теоретических рассуждений и логики. Логико-тео- ретическая система взаимосвязи переменных, образующих теоретическую модель предмета исследования, хотя и принципиально важна, не имеет количественной меры. То, насколько сильно связаны между собой две (или больше) переменных, скажем, невыплаты заработной платы и готовность к протестному поведению, надо провести эмпирическое исследование, опросить людей, собрать статистику, интерпретировать полученные данные и лишь после этого получить нужные цифры. Таким образом, связь между переменными устанавливается дважды — вначале логически (теоретически), а позже эмпирически.
Как устанавливается логическая связь переменных? Двумя способами — при помощи теоретических гипотез и логического вывода. Обратимся к первому 327
типу — теоретическим гипотезам. Когда ученый строит программу своего исследования, он еще не знает, существует ли взаимосвязь между воровством и классовой позицией. Он может только предположить, что, к примеру, бедные воруют чаще. Он постулирует: между двумя переменными существует определенная связь, а какая именно, покажет само исследование. Гипотетическое постулирование связи переменных очень распространено там, где социолог сталкивается с неизвестным, т. е. новым знанием, еще неизученными проблемами.
Второй тип —логический вывод — возможен только там, где все давно известно и не требует эмпирической проверки, т. е. самоочевидно. Теорема Пифагора не нуждается в эмпирическом подтверждении. В социологии не нуждается в эмпирическом доказательстве зависимость коэффициента рождаемости от численности женщин в фертильном возрасте. Она уже была доказана сотни и тысячи раз.
Связь между этими двумя переменными интерпретируется в логических категориях. Ее не надо переводить в термины гипотезы, поскольку о ней все давно известно. При разработке программы исследования такими зависимостями следует пользоваться как аксиомами, встраивать их в фундамент своего проекта, опираясь на который возводить уже новые этажи, прокладывая путь к неизвестному или малоизвестному. В итоге путь познания социолога выглядит как движение от известного к неизвестному, от давно доказанных аксиом и логических зависимостей к только еще обнаруживаемым связям между явлениями, которые пока фиксируются в форме теоретических догадок (гипотез).
Логический вывод гласит: изменения в переменной А с необходимостью влекут изменения в переменной В. А как звучит формула теоретико-гипотетического вывода? Она такова: изменения в переменной А с вероятностью влекут изменения в переменной В. Иначе логический вывод можно назвать законом, а теоретико-гипотетический вывод, если он получил эмпирическое подтверждение — закономерностью. В принципе все закономерности «мечтают» со временем стать законами.