Основные социальные последствия информатизации
Таблица швейцарского исследователя К. Хессига "Последствия информатизации в зеркале общественности[162]" является хорошим примером системного подхода к анализу социальных последствий информатизации. В таблице отражены результаты опроса жителей Швейцарии, мнение которых именно по этой проблеме можно считать весьма представительным, так как в их стране сложились практически все классические предпосылки информатизации, идущей достаточно давно и успешно. Итоги опроса общественного мнения представлены следующим образом:
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО | |
Свободное развитие индивида | "Автоматизация" человека |
Информационное общество | Дегуманизация жизни |
Социализация информации(1) | Технократическое мышление |
Коммуникативное общество | Снижение культурного уровня(З) |
Преодоление кризиса цивилизации (2) | Лавина информации |
Элитарное знание (поляризация)(4) | |
Изоляция индивида (5) | |
ПОЛИТИКА | |
Расширение свобод | Снижение свобод |
Децентрализация | Централизация |
Выравнивание иерархии власти | Государство-"надзиратель" |
Расширенное участие в общественной жизни | Расширение государственной бюрократии |
Усиление власти благодаря знаниям | |
Усиление манипуляции с людьми | |
ХОЗЯЙСТВО И ТРУД | |
Повышение продуктивности Рационализация | Все возрастающая сложность жизни |
Повышение компетенции (8) Увеличение богатства | Обострение промышленного кризиса |
Преодоление кризиса | Концентрация |
Экономия ресурсов | Подверженность кризисам |
Охрана окружающей среды | Стандартизация |
Децентрализация промышленности Новая продукция | Массовая безработица Новые требования к мобильности трудящихся |
Улучшение качества | Дегуманизация труда |
Диверсификация продукции | Стрессы |
Новые профессии и квалификации (9) | Деквалификация. Исчезновение многочисленных профессий. |
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | |
Национальная независимость | Усиление взаимозависимости |
Появляется шанс на развитие у стран "третьего мира" | Технологическая зависимость. Обострение отношений Юга-Запада |
Улучшение обороноспособности страны | Уязвимость. Усиление опасности новой войны из-за обновления военных систем |
Приведенная таблица Хессига требует некоторых комментариев:
"Социализация информации" — возможность увеличения степени направленности информации на социальную сферу в смысле состава параметров. При этом имеется в виду не толь ко область непосредственного распределения, обмена и потребления жизненно необходимых благ и услуг, но и социальные аспекты материального производства, политических и духовных отношений, поскольку они способствуют формированию и раскрытию творческого потенциала человека.
"Преодоление кризиса цивилизации" — создание пред посылок для разрешения глобального экологического кризиса, решение проблемы устойчивого развития цивилизации в целом[163].
"Снижение культурного уровня" — развитие информационной среды создает предпосылки для повышения культурно го уровня (доступ по сетям к сокровищам библиотек, музеев и т.д.), однако автоматически это не происходит. Возможно рез кое увеличение числа людей, являющихся механическими потребителями предоставляемой информации,
"Элитарное знание" — опасность огромной поляризации знаний в обществе, возможном накоплении их преимущественно в узком, "верхнем" общественном слое — элите (политической, экономической и т.д.).
"Изоляция индивида" — без общественного регулирования информатизация может привести к тому, что люди начнут общаться, как правило, опосредованно — через компьютер или только с компьютером. Незнание и, что еще хуже, отсутствие потребности знать своих коллег, соседей и родственников, общаться с ними — весьма опасное социальное явление.
Необходимо воспитывать, по выражению академика Д.С. Лихачева, "нравственную оседлость", чувство ответственности каждого человека за происходящее в мире, добиваясь четкого осознания взаимозависимости всех людей. Эта огромной важности задача ложится, на наш взгляд, прежде всего на систему образования и средства массовой информации.
6. "Выравнивание иерархии власти" в информатизируемом обществе должно происходить за счет реальной возможности вовлечения большего числа людей в политику, создания условий для повышения ими социального статуса.
7. Государство-"надзиратель" — Левиафан как образ государства-монстра, "помноженный" на компьютерные технологии. При современных информационных технологиях возможен контроль, а затем и направление не только поведения, но и мыс лей людей.
Если государство не будет создавать условия для воспитания интеллектуального человека, то получит массу легко управляемых и прогнозируемых по поведению и мыслям людей.
"Повышение компетентности" и как альтернатива этому — "деквалификация". ЭВМ как средство нейтральна по отношению к человеку, она лишь предоставляет новые возможности для реализации конкретных жизненных целей.
"Новые профессии и квалификации" и, с другой стороны, возможное исчезновение многочисленных профессий. Появление новых, более интеллектуальных профессий не должно исключать сохранение информации не только об исчезающих технологиях, но и о социальных структурах, обеспечивавших их реализацию (типе людей, их отношениях, менталитете). Утерю технологий создания таких, например, мировых шедевров, как египетские пирамиды, дамасская сталь, перегородчатая эмаль, невозможность их воссоздания в современных условиях в значительной степени связывают с социальными аспектами.
10."Национальная независимость" и, с другой стороны, "уязвимость". Уровень развития информатизации, интеллекта нации позволяет государствам выходить на позиции действительной национальной независимости.
Понятия "психологическая война", "информационная война"[164], "пси-оружие", "зомбирование" наполняются реальным содержанием. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического значения.
Национальная независимость диктует России необходимость государственного регулирования технологического сотрудничества с Западом, что отражено в государственной концепции информационной безопасности, ряде нормативных документов, например в Указе Президента РФ "О мерах по соблюдению законности в области производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставлении услуг в области шифрования информации"[165].
Концепция информационной безопасности является составной частью Концепции национальной безопасности РФ и представляет собой официально принятую систему взглядов на проблему информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.