Эмпирическое обоснование методики опроса
В предшествующих разделах были изложены разнообразные требования к методике опроса, без соблюдения которых не может быть обеспечена надежность социологической информации. Однако в каждом исследовании эти общие методические принципы реализуются в различных конкретных проявлениях. Разрабатывая вопросник (анкету или план интервью), автор обычно интуитивно учитывает весь сложный комплекс методических требований. Завершая составление анкеты, исследователь в зависимости от уровня своего опыта и знаний более или менее уверен, что вопросы и общая конструкция его методического инструмента обоснованы относительно исследовательских задач и учитывают социально-психологические особенности совокупности людей, которых предстоит опрашивать. Эта уверенность может базироваться на знании специальной методической литературы, на анализе и учете методического опыта аналогичных исследований, на предварительных консультациях с экспертами и на немногочисленных (до десятка) предварительных опросах знакомых и незнакомых людей.
Однако вся эта подготовительная работа не освобождает социолога от специального этапа методической работы — пробного (пилотажного) исследования, имеющего целью эмпирическую апробацию подготовленного инструментария.
В отличие от основного содержательного исследования пилотаж имеет свои задачи — проверить качество методического инструментария, выяснить соответствие этого инструментария нормативным требованиям, предъявляемым к методике той конкретной разновидности опроса, которая используется исследователем.
Определению задач пробного исследования предшествует специальный этап методической работы — логический анализ подготовленного вопросника. На этом этапе автор опросника (желательно совместно с экспертом-методистом) выполняет несколько разновидностей критического анализа.
Анализ вопросов анкеты. Прежде всего, проверяется логическая обоснованность (релевантность) формулировки каждого вопроса по отношению к содержанию искомой информации, которая должна быть получена с помощью этого вопроса. Исходной точкой такого анализа должен быть список единиц искомой информации с указанием номеров вопросов, которые обеспечивают ее получение, контроль и перепроверку качества.
Такой анализ гарантирует исследователю, во-первых, полноту и достаточность эмпирического описания изучаемых процессов и явлений и предохраняет от весьма возможной ситуации, когда, приступая к анализу результатов, исследователь обнаруживает, что по одним параметрам получены избыточные данные, а по другим — минимальные, либо они вообще не были предусмотрены.
Такой анализ — первая подготовка к этапу обработки и интерпретации данных, обеспечивающему завершающий этап исследования — возвращение от эмпирического описания предмета исследования к концептуальным теоретическим обобщениям19.
Во-вторых, на этом этапе проверяется соответствие формулировок вопросов логическим требованиям построения вопроса как относительно самостоятельной измерительной процедуры. Контролируя соблюдение этих условий, исследователь должен по поводу каждого вопроса анкеты выяснить для себя: а) спрашиваю ли я именно о том, что мне необходимо? Не произошло ли при конструировании вопроса замены показателей (см. пример в разделе «Релевантность»); б) достаточно ли однозначно определена в формулировке вопроса информация, которая ожидается от респондента, т. е. нет ли терминов или выражении, допускающих различное понимание их смысла различными группами респондентов; в) нет ли в. формулировке вопроса задач, не обеспеченных техникой заполнения (шкалами, перечнем вариантов ответов, таблицами для регистрации ответов, указаниями о числе возможных вариантов ответов); г) нет ли в формулировках шкал смещений к положительному или отрицательному ответу; д) нет ли в формулировках альтернативных вопросов совмещения не исключающих друг друга оснований; е) нет ли внушающих формулировок вопросов.
Результатом такого анализа будет разделение вопросов анкеты или плана интервью на две группы. Первая — вопросы, содержащие очевидные нарушения требований к логике их построения по критерию обоснованности. Эти опросы либо убираются на анкеты, либо их формулировки соответствующим образом корректируются.
Вторая группа — вопросы, не содержащие, ошибок обоснованности. Соотношение численности этих групп вопросов в анкете может служить одним из показателей методической квалификации автора анкеты или плана интервью.
Кроме того, существует специальная схема анализа, по которой устанавливается соответствие формулировок вопросов системе категорий опрашиваемых. Качество каждого вопроса подготовленной анкеты должно быть перед планированием пробного исследования оценено автором по следующим критериям20.
1. Выдержан» ли требования к языку опрашиваемого, не получилось ли так, что для части респондентов язык слишком труден, а для другой, наоборот, примитивен?
2. Все ли вопросы и варианты ответов понятны? Нет ли в формулировке вопросов сложных терминов?
3. Не слишком ли абстрактны вопросы и не слишком ли они конкретны?
4. Понятны ли респонденту единицы измерения, имеющиеся в анкете?
5. Компетентны ли опрашиваемые для ответов на вопросы, не следует ли включить фильтры на компетентность?
6. Нет ли опасности утомить опрашиваемого, как снизить монотонность вопросов?
7. He предъявляют ли вопросы непосильных требований к памяти респондента?
8. Нет ли опасности получения стереотипных ответов?
9. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос, нет ли необходимости расчленить их на тематические блоки?
10. Не вызовет ли вопрос отрицательные эмоции у опрашиваемого?
11. Не задевает ли вопрос самолюбие респондента или интимны» стороны его жизни, самосознания?
Предварительный логический анализ каждого вопроса анкеты по названным критериям дает социологу возможность выявить в анкете вопросы, имеющие замечания по каким-либо из перечисленных критериев. Оценка вопросов по каждому из названных критериев может производиться на основании методического опыта предшествующих исследований.
К сожалению, сложившиеся традиции использования результатов ранее проведенных исследований связаны по преимуществу с содержательными, но не с методическими целями. А между тем каждое проведенное исследование? может быть рассмотрено и как апробация методов сбора данных на статистически значимых совокупностях, причем результаты этой апробации иногда и составляют главную его исследовательскую ценность.
В ряде случаев результаты вторичного анализа позволяют уточнить или доказать пригодность формулировки вопроса без специальной эмпирической проверки, но далеко не всегда это бывает возможно.