Особенности социологического подхода к анализу
Практикум по разделу I СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Введение в проблематику
Спорт как социальный феномен и социологию как самостоятельную отрасль научного знания роднит то, что появились они в один и тот же исторический период, под воздействием одних и тех же социальных изменений. В середине XIX века, когда Мирослав Тырша разрабатывал сокольскую гимнастическую систему, а в Соединенных Штатах состоялся первый профессиональный бейсбольный матч, французский философ-позитивист Огюст Конт закладывал основы новой науки, названной им социологией. Этому предшествовали поразительные трансформации в XVIII - начале XIX столетия, радикально изменившие европейское общество.
Возникшая в первой половине ХХ веке социология спорта долгое время рассматривалась как прикладная наука, результаты исследований которой применяются исключительно для решения конкретных проблем. Тем не менее ситуация стремительно меняется. В первую очередь это вызвано всевозрастающим статусом спорта в современном обществе. Спорт стал частью глобальной экономической системы, актором большой политики, воплощением научно-технических достижений, социальным явлением, привлекающим внимание миллионов людей во всем мире. Олимпийские игры, как символическое воплощение спорта, являются одним из наиболее масштабных и социально значимых событий на планете. Следовательно, всесторонний анализ феномена спорта, его взаимосвязь с другими областями человеческой жизнедеятельности необходимы для более глубокого познания человеком не только спорта как социального явления, но и общества в целом. Этим обусловлен интерес к спорту представителей социально-гуманитарного знания, что оказывает положительное влияние на развитие теоретических основ социологии спорта.
Социологические исследования спорта выполняют и важную образовательную функцию. Учебная дисциплина «социология спорта» занимает особое место в образовательном пространстве физкультурного вуза. Она не только снабжает студента необходимой информацией, но формирует умение размышлять, критически оценивать и научно анализироватьсоциальные проблемы спорта и олимпийского движения. Сочетая широкий теоретический охват с максимальной приближенностью к конкретным прикладным исследованиям, ее следует считать одной из наиболее гуманистически ориентированных обществоведческих дисциплин в системе физкультурного образования. На сегодняшний день социология спорта читается на социологических факультетах многих российских гуманитарных вузов, что свидетельствует о возрастании интереса к ней со стороны социологического сообщества.
Контрольные вопросы
1. В чем суть социологического подхода к осмыслению феномена спорта?
2. Дайте характеристику объектной и предметной области социологии ФКС. Чем отличается предмет данной науки от ее объекта?
3. Каков научный статус социологии ФКС?
4. Каковы причины выделения социологии ФКС как самостоятельной научной дисциплины в рамках социологии?
5. Каково место социологии ФКС в ряду наук о физической культуре и спорте? В чем состоят сходства и различия их научных подходов к изучению спорта?
6. Какое место занимает социология ФКС в системе социологического знания?
7. В чем состоит теоретическое значение социологического познания спорта?
8. Какова практическая значимость социологии спорта? Как применяются результаты социологических исследований сферы физической культуры и спорта?
9. Охарактеризуйте основные тенденции развития социологии ФКС в нашей стране и за рубежом.
10. Раскройте основные подходы к определению понятий «спорт» и «физическая культура».
11. Какие изменения произошли в понимании физической культуры в новых социально-экономических условиях современной России?
Тексты для анализа
Социология как наука
Мир надорганики. Физические науки изучают неорганические явления; биология исследует органический мир, общественные науки рассматривают надорганические явления. Как наличие жизни характеризует живые структуры и процессы, так и наличие сознания или мышления в своей развитой форме отличает надорганические явления от органических. Так же, как лишь небольшая часть физического мира (растения и животные) обнаруживает феномен жизни, так и небольшая часть живого мира проявляет сознание в развитой форме — в науке, философии, религии и этике, искусстве, технических изобретениях и социальных институтах. Надорганические явления в таком развитом виде обнаруживаются только в человеке и в цивилизации. Другие виды живого мира проявляют лишь рудиментарные формы надорганики. Социология и смежные общественные науки имеют дело с человеком и созданным им миром.
Социальные и гуманитарные науки не занимаются анализом химического состава человеческих тел или церковных зданий, самолетов или любой другой части созданного человеком мира, ибо это - задача органической и неорганической химии. Точно так же они не изучают физические свойства человеческого мира, это — забота физики. Анатомия и физиология человека принадлежат к области биологии. Обществоведы, конечно, должны знать выводы физических и биологических наук, касающиеся человека, но эти выводы не являются существенной частью социологии и других общественных наук. Они представляют собой "досоциологию" или "досоциальную науку". Задачи социологии и общественных наук в целом начинаются там, где заканчивается изучение человека физикой и биологией.
Позже мы увидим, что физико-химические и биологические свойства человека действительно относятся к области социальных наук, но только постольку, поскольку они непосредственно связаны с надорганикой либо в качестве ее инструментов и средств выражения, либо в качестве факторов, которые обусловливают надорганику или обусловливаются ею.
Описание надорганики. Надорганика тождественна сознанию во всех своих явно выраженных проявлениях. Феномен надорганики включает язык, науку и философию, религию, искусство (живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, литературу и драму), право и этику, нравы и манеры, технические изобретения и процессы, начиная от простейших орудий труда и кончая самыми сложными машинами, дорожное строительство, зодчество, возделывание полей и садов, приручение и дрессировку животных и т. д., а также социальные институты. Это все надорганические явления, поскольку они являются проявлениями различных форм сознания; они не возникают в результате голых рефлексов или инстинктов. (...)
Социология в системе общественных наук. Надорганика, или социокультурное пространство, изучается всеми социальными и гуманитарными дисциплинами. Поэтому логически встает вопрос о том, каково отличие социологии от экономики, политики, истории, психологии и других социальных наук. Хотя в более глубоком смысле все научные дисциплины составляют одну неделимую науку, предпринимаемое в практических целях разделение труда требует специализации в каждой дисциплине. (…) Разница между социологией и другими социальными науками также относительна; тем не менее они столь же различимы, как физика, химия и биология.
В большой группе социальных и гуманитарных дисциплин, которые имеют дело с надорганическим миром, социология выполняет свою собственную определенную задачу и осуществляет свои функции способами, явственно отличными от других наук. Во-первых, в отличие от истории и других индивидуализирующих наук социология является генерализирующей наукой.
В то время как история концентрирует свое внимание на изучении социокультурных феноменов, которые являются уникальными и неповторимыми во времени и в пространстве (Соединенные Штаты как определенная нация, христианство как уникальная религия, Авраам Линкольн как определенный человек, Тридцатилетняя война как отличающаяся от других войн), социология изучает свойства надорганики, которые повторяются во времени и в пространстве, то есть являются общими для всех социокультурных феноменов (общая социология) или для всех видов данного класса социокультурных явлений — для всех войн, всех наций, всех революций, всех религий и т. д. (специальные социологии). Благодаря этому генерализирующему качеству социология коренным образом отличается от истории и других индивидуализирующих гуманитарных дисциплин. (...)
Отличие социологи от других общественных наук. Не в меньшей степени задача социологии отличается от задач таких генерализирующих социальных наук, как экономика, политология и право. Экономика также является генерализирующей наукой, поскольку она пытается обнаружить и сформулировать свойства, отношения и закономерности, которые повторяются во времени и в пространстве и являются общими для всех экономических явлений определенного класса. То же самое можно сказать, с соответствующими поправками, о любой другой генерализирующей социальной науке.
Социология отличается от таких дисциплин в нескольких отношениях. Прежде всего, каждая из этих наук имеет дело лишь с одной сферой социокультурного пространства: экономика с экономическими отношениями, политика с политическими отношениями. Социология имеет дело по своим специальным направлениям со всеми сферами этого пространства. Например, экономика изучает хозяйственные структуры как инвариант общества; политология анализирует государство как особый тип общества; религиоведение исследует церковь как тип общества. Или другой пример: экономика имеет дело с производственными циклами и флуктуациями, политология изучает циклы и флуктуации в политической жизни. Социология же рассматривает циклы и флуктуации как родовой признак социальных явлений, возникающий практически во всех социальных процессах, будь то экономические, политические, творческие, религиозные, философские, в их взаимосвязях друг с другом.
Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. — М., 1992.
Вопросы
1. Что такое мир надорганики? Что он в себя включает?
2. Каково место социологии в системе общественных наук?
3. Почему автор называет социологию генерализующей наукой?
Особенности социологического подхода к анализу
Проблем спорта
В ряду наук о человеке ведущее место отводится социологии - науке о социальном мире, социальных взаимоотношениях и взаимодействиях личности. (…) Социология помогает специалистам спорта разобраться в сложных социальных институтах, которые уже созданы и создаются людьми для обеспечения жизнедеятельности, дает представление о спортивных интересах людей, их мотивациях и ценностных ориентациях в спортивной деятельности, без которых трудно понять и объяснить отношение людей к спорту. (...)
Диалектическая структура двойственной организации спорта может служить примером теории амбивалентности (разнонаправленности целей), которая типична для этого института. Честность в спортивных соревнованиях столь же типична, как и нечестность. Обман в спорте не редкость, притворство временами в такой же степени может явиться ключом к победе, как и мастерство. Таким образом, в спортивной деятельности проявляется единство личности как биологического, социального и культурного индивида как основа для интеграции всех аспектов знания о спорте. Поэтому раскрытие методологических и теоретических проблем спорта как социального института в жизнедеятельности личности и общества - важное условие формирования предмета социологии спорта. (...)
Предположить, что социология спорта изучает жизнь занимающихся спортом, что они являются объектами изучения социологии спорта, было бы неточно и несправедливо по отношению к другим наукам, так как и физиология, и психология, и тем более педагогика могут с полным правом заявить, что эти науки могут обеспечить достаточными знаниями о спорте и спортивном движении с учетом экономических, социальных и политических факторов воздействия на занимающихся.
Думается, объект социологии спорта - это спортивное движение и его участники и, можно сказать, спортивное сообщество, которое является полноправной частью гражданского общества. Каждая единица спортивного сообщества - это личность, гражданин, который занимает в структуре общества определенное место по половозрастному, классовому, территориально-поселенческому, образовательному признакам, это член общества, который включен в общественные, социальные и духовные процессы в обществе. Для социологов лица, систематически занимающиеся спортом, физической культурой, - это социальная группа с присущими только ей культурными чертами, специфическими интересами, ценностями и нормами поведения. (...)
Социология спорта в настоящее время такова, что, несмотря на достаточное количество эмпирических исследований, теория все еще находится на начальной ступени развития. Можно сказать с уверенностью, что социологи пользуются социологическими понятиями, соответствующими изученному предмету, но редко пытаются проанализировать спорт как систему. Попытки социологов понять homo ludens очень немногочисленны; их теории и концепции в основном описывают либо homo faber, либо homo politicus. (...)
Социология принадлежит к тем научным дисциплинам, которые сталкиваются с наиболее серьезными эпистемологическими проблемами и поэтому постоянно составляют предмет дискуссий среди наук философского направления. (…) Сам спорт как общественный институт включает в себя самые разнообразные с точки зрения организации виды деятельности... Однако редко кто пытался предпринимать настоящий социологический анализ, который бы способствовал лучшему теоретическому осмыслению спорта как общественного института. Все попытки ограничивались выделением таких традиционно социологических понятий, как социальный класс и ориентированы в основном на решение воспитательных, практических задач организации спорта... Ни тема отклонений, ни тема специфических социальных проблем не привлекала особого внимания исследователей. Предмет исследования скорее составлял индивидуальный уровень взаимодействий, чем социальная система в целом.
В условиях коммерциализации спорта особенно важно исследовать проблемы, касающиеся формирования нравственного поведения спортсменов. Логика развития спорта требует изучения таких социологических проблем, как «спорт для всех», «спорт и молодежь», «спорт и личность», «спорт и прогресс», «спорт и гуманизм». В разрешении этих проблем социология спорта должна сыграть важную роль, доказав необходимость и значимость этой гуманитарной науки для развития гражданского общества и совершенствования личности.
Таким образом, социологический подход к социальным проблемам спорта в обществе предполагает следующие параметры:
1. Лица, занимающиеся спортом, - это большая социальная общность (пусть и не всегда формализованная), которая определяется демографическими (возрастными) параметрами и социальными особенностями.
2. Лица, занимающиеся спортом, - это активные субъекты общественной жизни. Они являются фактором активизации деятельности социальных институтов, причастных к организации спортивной деятельности.
3. Социализация занимающихся спортом различается в зависимости от их социальной принадлежности. (...)
...Социология спорта рассматривает своеобразную и ограниченную область социальной жизни - спортивное движение. Спортивное сообщество отличается от других социальных общностей и образований своей спецификой, связанной с возрастными, психологическими, физическими особенностями, социальным положением занимающихся спортом, интенсивностью занятий. (...) Социологический подход к исследованию проблем спорта должен включать все ключевые параметры, которые используются для рассмотрения социальных явлений и институтов с точки зрения социологии.
Исаев, А.А. Спортивная политика России / А.А. Исаев. – М., 2002.
Вопросы
1. Какова объектная область социологии спорта?
2. Укажите ключевые проблемы, стоящие перед социологией спорта.
3. Какова перспективная проблематика социологических исследований спорта?