Немаловажно определять О (объект) и П (предмет) исследования
Программа социологического исследования
- это рабочий механизм с.и.
Программа представляет собой научный документ, отражающий логически обоснованную схему перехода от теоретического уровня знания, выраженного моделью и гипотезами, к способам его эмпирического получения.
Программа относится к стратегическому типу документов, цель которых, представить общую схему, изложить концепцию будущего исследования.
Выделяют стадии составления программы:
1. Формулировка проблемы
Задает тон всему С.И., включает в себя
- формулировку проблемной ситуации,
- постановку самой проблемы
(в чем заключается противоречие – между чем и чем)
Часто тему путают с проблемой – тема может быть шире, проблема д/б конкретной. Проблема должна быть одна.
2. Определение целей и задач исследования
Цель: модель ожидаемого решения проблемы, ожидаемый конечный результат (м/б модель, механизм, пути решения, рекомендации)
Для решения цели в ходе исследования д/б решен ряд задач: Это конкретное требование, предъявляемое к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели, но и носят инструментальный характер. ( 3-4 задачи)
! Задачи – это блоки исследования (в блоке примерно 4-5 вопросов)
Проблема – цель – задачи.
(н-р труп- найти преступника – опросить свидетелей, опрос домашних)
Немаловажно определять О (объект) и П (предмет) исследования
О – носитель ситуации определенной социальной группы
П – стороны объекта, которые можно решить, чтобы выполнить намеченную цель.
О- цех №5
П – социально- трудовые отношения, проблемы текучести, удовлетворенность трудом и т.д.
Т.о. О- где исследуется, П – что исследуется.
3. Логический анализ основных понятий
Анализ основных понятий предполагает объяснение их содержания и структуры, иначе его называют теоретической интерпритацией понятий.
Интерпритация понятия – уточнение, истолкование их смысла.
1) Она предполагает выделение главных опорных понятий (переменных), которые Вы собираетесь использовать в своей модели.
2) Наведение порядка среди выделенных понятий и раскрытие их через понятия меньшей общности.
3) Факторная интерпритация, т.е. установление взаимосвязей м/у исходными понятиями и переменными.
Н-Р Удовлетворенность трудом – физические условия, климат в коллективе, взаимодействия с руководителем, взаимодействия между сотрудниками и т.д.
Факторы – пол, возраст, статус и т.д.
4. Выдвижение гипотез и операционализация понятий
! Гипотеза – суть – это имеет место потому, что имеет место то…
При выдвижении гипотезы нужно обращаться к научным источникам (иногда мало знаний у специалиста).
Требования:
- преемственной по отношению к предшествующим знаниям;
- д/б проверяема и фальсифицируема, т.е. оставлять зазор для своего подтверждения (мы гипотезу можем принять или отвергнуть);
- д/б согласована с проблемой и целью;
- должна заключать в себе возможность эмпирической проверки.
Выделяют гипотезы:
- Основные – которые указывают на наиболее важные, существенные связи и зависимости.
- Неосновные – которые характеризуют побочные связи и явления.
Различают:
Гипотезы основания и гипотезы следствия, которые исследуются для доказательства основных.
Различают:
Описательные – которые указывают на связи, но не дающие ответа на вопрос: Почему?
Объяснительные – формулирующие предположения о причинах, тех или иных процессов, явлений, зависимостей.
Прогнозные – в которых заложен прогноз ситуации.
Проверить достоверность выдвинутой гипотезы можно, если понятие, в котором она сформулирована однозначно истолковывается и поддается количественному измерению. Для этого применяется процедура, носящая название «операционализация понятий» или «эмпирическое понятие».
!!! Понятие, обозначающие регистрируемые признаки наз. Эмпирическими индикаторами.
На этой же стадии решаются задачи, определение коэффициентов, индексов, шкал.
5. Определение выборочной совокупности
N – генеральная совокупность О
n – выборочная совокупность
В ходе подготовки необходимо обеспечить репрезентативность, т.е. достоверность данных и выводов, гарантию того, что выводы, сделанные на основе совокупности, отражают свойства генеральной выборки.
Репрезентативном считается исследование, когда ошибка не превышает 5% (Методы социологического исследования. Кравченко, Добреньков)
При формирование выборки существует ряд методов вероятностного отбора.
- простая случайная выборка – (вслепую), любой человек может попасть в выборку;
- систематический отбор – ч/з интервал, шаг выборки, кого будем опрашивать (н-р, список учеников в школе);
- серийная выборка – единицами отбора является определенная группа (в вузе н-р);
- многоступенчатая выборка – меняется на каждой ступени единица отбора (н-р, вуз, по курсам, группы- т.е. гнезда конкретных людей);
- стратифицированная - в генеральной совокупности выделяются однородные группы, страты, а в них осуществляется выборка любым методом (точность за счет однородности групп);
- комбинированная выборка (применяется выборки, чей результат заведомо сложен);
- квотная выборка (общее количество, одну ступень выделяют).
6. Выбор методов и составление инструментария
Эксперимент, Наблюдение, Анализ документов, Опрос
7. Полевое обследование
Непосредственное обследование и сбор данных по выработанной методике.
8. Обработка и интерпретация полученных данных
Способ обработки, контроль качества, заполнение анкеты, котировка и т.д.