Хозяйственная этика мировых религий (Кирилл)
Экономическое и социальное содержание собственности.
Экспертные опросы как метод социологического исследования.
75. Этничность в социологии и социальной антропологии: определение, функции, (фото Сикевич)
Этничность (англ. ethnicity) – центральная категория социальной антропологии и социологии.
1) 1972– Рисман оксфордский словарь,
2) Озгуд (для Сикевич)
3) 1942– Уорнер, Лунт «Статусная система современно общины»
4) с сер 19 века: «этнос», «этническое» (греч.) = «расовый»
США: Ф. Боас (америк. истор. школа):
· изучение проблем адаптации групп мигрантов европейского, азиатского, латиноамериканского происхождения (не британцы) к социокультурной среде США;
· изучение межрасовых и межэтнических отношений.
Сер.1960-х годо: «этничность» - самостоятельная научная концепция, цель: «преодоление ассимиляционистской перспективы».
Теоретическое и прикладное значение изучения феномена этничности определяется нарастанием глобализационных процессов, резким ростом миграционной подвижности населения мира и, как следствие, усиление межэтнического взаимодействия.
Сер XXв.: Взрыв «этничности» сер XX века, который обусловлен практическими аспектами формирования национальной политики, которая должна опираться на определённый социологический базис (Скворцов).
Подходы:
1. Манчестерская школа (Глакмен), исследования в Южной, Центральной и Западной Африке: обновление категориального аппарата социальной антропологии, переход от понятия «племя» («трайб») - «этническая группа».
К. Митчелл и другие рассматривали понятие «трайбализм» как устойчивость племенных идентичностей у мигрантов в посёлках, городах, созданных в Африке европейцами. Трайбализм – «сельская черта», в городе – «трайбовая дистанция» (участники взаимодействия используют свои племенные «ярлыки», чтобы различать представителей разных племён). Проблема: почему мигрант выбирает ту, а не иную этническую идентичность в условиях полиэтничной среды города.
Коэн (1969) «Обычай и политика в городской Африке: исследование мигрантов хауса в йорубских городах»: этничность инструментальна (существуют причины и основания для поддержания этнической идентичности: политические и экономические).Этничность ситуативна и мотивированна.
2. Норвежская антропологическая школа (Ф. Барт), «Социальной организации культурных различий» (7 эссе, 1969г): изучение не только внутренней структуры, но этнические границы, механизмы их конструирования и сохранения. Этнические группы – это социально сконструированные феномены, обусловленные окружающей – в широком смысле – средой, и что этническая группа рассматривается как сточки зрения ее «культуры», так и сточки зрения составляющих ее индивидов. Культурными отличиями для этничности являются используемые людьми для обозначения своего коллектива во взаимодействии. Основное – граница этнической группы, а не культурное содержание, «создание» этой границы двухсторонне: оно происходит как со стороны «общества» и группы. Э. рассматривается как одна из характеристик социальной группы, возникает лишь в ситуации межгрупповой, межэтнической коммуникации и концентрируется в дихотомической оппозиции: «мы – они», «свое – чужое».
3. СССР: (понятие Э. не фигурировало в работах советских этнографов).
С. М. Широкогорова 20ые гг(этнос – биолог. категория). Этнос – группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традиций и отличаемых мнений.
Ю. В.Бромлей (60-80 гг): теория этничности «Исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание), фиксированном в самоназвании (этнониме)». Нация - форма исторического развития этноса. Этнос, в узком смысле слова – этническое таковое, этникос – не представляют собой гомогенных в языковом и культурном отношении образований, т.к. в границах этноса существуют сегменты, которые для других частей этноса являются носителями культурных образцов. Признавала этнический фактор ситуативным явлением (т. к. признает роль исторических, экономических и прочих условий формирования этнического).
Л. Н. Гумилев: этнос – природное явление (спорно). Итс писал, не применяется.
Аспекты проявления:
· интеракционный (подчеркивает динамику отношений этнических групп; указывает относительность границ категорий «мы» и «они»; связывает архаичность и современность). Не существует вне коммуникаций. Рассматриваются: этнический группы в городах (мигранты), коренные народы (аборигены), протонации – этнонациональные движения; этнические группы в плюралистических обществах (полт+эконом системы)
· атрибутивный (выделяют ряд атрибутов, которые конструируют этническую группу как целостную общность ). Э. Смит понимал под “ethie” группу, «имеющую самоназвание, обладающую мифом о собственном происхождении, общей памятью и культурными элементами, сохраняющую связь с исторической территорией…». Эти атрибутты, а также поведенческие стереотипы обуславливают осознание групповой идентичности.
· субъективно-символический. Особая характеристика субъективности, состоящая в ощущении, переживании индивидом своей принадлежности к определенной группе. Этничность в этом случае базируется на осознании общности происхождения, традиций, ценностей…,направленной в прошлое формой идентичности).
Основные подходы
Примордиализм (идентичность имеет своими объективными основаниями язык, религии, расовый тип, территорию, экономику, мировоззрение).
Социобиологическое направление( объективная данность, изначально дана народу), эволюционно – историческое (основное). Э. – врожденное качество, предписанный статус. Разделяемая членами группы культурная общность с объективными характеристиками принадлежности: территория, язык, экономика, расовый тип, мировоззрение, психологический тип. Характерен для работ К. Гирца, Р.Гамбино, Э. Грили, У.Коннора, Ю. В. Бромлея, X. Айзекса, Э. Стюарта, П. ван ден Берге.
Конструктивизм (социальная организация культурных различий). Этнические чувства – интеллектуальный конструкт. Основа э. – самоидентификация одной группы по отношению к другим. Главное – культура, язык, экономика, политич.структ. Этничность не целостный соц.-психолог. Феномен. Э. изменчива, ситуативна, множественна. Э. – искусственный конструкт, если не формировать – не возникнет. В основе лежит представление о сходстве. Индивид меняет этническую идентичность в зависимости от ситуации.
Культура – одна из форм описания соц. Поведения.
Этничность – форма соц. Организации культурных различий.
Культ. Различия не связаны с примордиальными признаками
Геллнер
76. Этносоциология: основные проблемы и направления исследований. (Фото Кирилл)
77. Этноцентризм как форма интерпретации культуры: сущность и формы проявления в межкультурной коммуникации.
Ксенофобия
В каждой культуре приняты свои уникальные модели поведения, которые кажутся странными представителям других культурных образований. Существует известная истина, что для каждого человека земная ось проходит через центр его родного города или деревни. Американский социолог Уильям Саммер назвал этноцентризмом(от греч. ethnos - племя - народ и центр) такой взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, и все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней.
Без сомнений мы допускаем, что моногамные браки лучше полигамных; что молодые люди сами должны выбирать партнеров и это лучший способ образования супружеских пар; что наше искусство является самым гуманным и благородным, в то время как искусство, принадлежащее другой культуре, вызывающе и безвкусно.
Этноцентризм делает нашу культуру эталоном, с которым мы соизмеряем все другие культуры: по нашему мнению, они будут хороши или плохи, высоки или низки, правильны или ложны, но всегда по отношению к нашей собственной культуре. Это проявляется в таких позитивных выражениях, как “избранный народ”, “истинное учение”, “сверхраса”, и в негативных - “отсталые народы”, “примитивная культура”, “грубое искусство”.
Этноцентризм сплачивает группу, оправдывает жертвенность и мученичество во имя ее благосостояния; без него невозможно проявление патриотизма. Во-вторых, этноцентризм - необходимое условие появления национального самосознания. Этноцентризм может быть искусственно усилен в какой-либо группе с целью противостояния другим группам при конфликтном взаимодействии.
Уже одно упоминание об опасности, например, для существования какой-либо организации, сплачивает ее членов, повышает уровень этноцентризма. Периоды напряженности в отношениях между нациями или национальностями всегда сопровождаются повышением интенсивности этноцентристской пропаганды. Возможно, это связано с подготовкой членов группы к борьбе, к предстоящим лишениям и жертвам.
Следует отметить и его консервативную роль, негативное влияние на развитие культуры. Действительно, если наша культура лучшая в мире, то зачем надо что-то совершенствовать, изменять и тем более заимствовать из других культур?
Так, привилегированные группы считают свое общество самым лучшим и справедливым и стремятся внушить это другим группам, поднимая тем самым уровень этноцентризма. Примером может служить советское общество, в котором у народа культивировалось мнение, что, несмотря на бедность, они все-таки граждане великой державы. Это мнение специально создавалось привилегированными слоями советского общества с помощью пропаганды.
Возможны и крайние проявления этноцентризма, например национализм, презрение к культурам других обществ.
Если члены одной социальной группы будут рассматривать культурные обычаи и нормы других социальных групп только с точки зрения этноцентризма, то прийти к пониманию и взаимодействию очень сложно. Поэтому существует подход к другим культурам, который смягчает действие этноцентризма и позволяет находить пути к сотрудничеству и взаимному обогащению культур различных групп. Одним из таких подходов считается культурный релятивизм (от лат. relativus - относительный).
Основой культурного релятивизма служит утверждение, что члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной культуры. С точки зрения культурного релятивизма не важно, является ли определенный обычай нравственным, или нет, значение имеет та роль, которую он играет в жизни народа.
Например, у некоторых инуитских народностей немощных стариков оставляют умирать на холоде. Социологи не оценивают эту практику с точки зрения своего общества, а исследуют ее в контексте инуитской культуры, где такое поведение считается гуманной мерой. Инуиты верят, что в загробном мире у людей будет такое же тело, как и в земной жизни. Поэтому инуиты считают, что поступая таким образом, они сводят к минимуму страдания, которые будут испытывать их близкие в загробном мире. Кроме того, социологи отмечают, что такая практика применяется у народа, жизнь которого полна риска и опасностей, отличается дефицитом ресурсов и поэтому необходимо ограничение численности иждивенцев.
Нужно понять основное положение культурного релятивизма, согласно которому определенные элементы отдельной культурной системы являются правильными и общепринятыми потому, что они хорошо себя зарекомендовали именно в этой системе.
Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе - сочетание черт и этноцентризма, и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества и высказывая приверженность основным образцам этой культуры, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование.
78. Языковой габитус и метод внутренней реконструкции социокультурных феноменов.