Главными отличительными чертами общественно-политическогоустройства 1 страница
являлись:
- преобладание монархической формы правления соответствующего данному времени типа;
- политическая и правовая автономия наиболее крупных городов (магдебургское право);
- сочетание публично-правовых и частноправовых начал в государственном управлении;
- значительное влияние этноконфессиональных структур на государственное управление;
- стабильная система сельского самоуправления на основе соседской общины с выполнением административно-судебных, хозяйственных и военных функций;
- завоевание крупными городами права самоуправления;
- постоянные конфликты:
а) внутриконфессиональные; б) между государством и церковью (особенно католической); в) международные этноконфессиональные, прежде всего мусульман с православными.
Не смотря на господство в средневековом обществе этнорелигиозного мировоззрения, ряд учёных высказывали свою точку зрения на общественно-политическое устройство. В целом, в философской и социологической мысли выделяется в этот период 3 основных этапа:
1-й: гуманистический (середина XIV – середина XV вв.);
2-й: неоплатоновский (середина XV – первая треть XVI вв.);
3-й: натуралистический (середина XVI – начало XVII вв.).
Наиболее выдающимися представителями философско-социалистической научной мысли данной эпох являлись Данте, Петрарка, Бокаччо, Пизано, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Ульриф фон Губтен, Сервантес, Томас Мор, Томазо Кампанелла и многие другие. Они отстаивали идеи социального равенства людей с момента их рождения.
Важный вклад в развитие будущей социологической науки внесли:
а) Томас Гоббс (1588-1679), разработавший теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе.
б) Жан Жак Руссо (1712-1778), создавший теорию естественно порядка, несколько созвучную с идеями Гоббса об общественном договоре.
Главными источниками создания социологии как науки явилось:
а) постепенное накопление и обобщение знаний об обществе феодального периода;
б) противостояние светских и конфессиональных взглядов на общественное устройство;
в) промышленное развитие, продвижение которого тормозила феодально-крепостническая система;
г) создание и утверждение в обществе теории познания (гносеологии) Канта и его сподвижников;
д) развитие теории и практики политэкономии в английском, немецком и французском вариантах;
е) создание социологических теорий Сен-Симона и Фурье;
ж) Великая Французская революция 1789 года, Парижская Коммуна 1792-1794 гг., создавшие новоеобщество, свободное от феодально-средневековых институтов во всех общественно-политических и экономических сферах.
Все эти и ряд других изменений привели к созданию социологии как науки нового, буржуазного строя.
Й вопрос
В социологии, как самостоятельной отрасли общественно-политических наук, нет единого мнения на её периодизацию. Основными, наиболее приемлемыми из них являются следующие этапы:
1-й: 40-е годы XIX-конец XIX вв. как начальный этап, положивший начало формированию социологии, на котором господствовало позитивистское направление, т.е. оценивал общество с «позиций здравого смысла», отвергая и идеализм, и материализм.
2-й:конец XIX-начало XX вв., где преобладающим становится антипозитивистское направление с субъективистским подходом к анализу общественно-политической жизни; на данном этапеутверждается материалистическая идеология марксизма, критикуемая «слева» и «справа».
3-й: начало XX в. – 20-е годы XX в., когда передовые позиции в социологии занимает неопозитивизм на базе частных логико-методологических (эмпирических) исследованиях.
4-й: 30-е – конец 50-ч гг. XX века, когда на фоне дальнейшего развития социологии, на Западе, она упраздняется в СССР и возвращается в состав марксистско-ленинской философии, разделённой на две части: диамат и истмат.
5-й: с начала 1960-х – до начала 1990-х гг., когда социология вновь воссоздаётся как самостоятельная наука об обществе;
6-й: постсоветский период, когда Западная и Восточная социология пытаются найти точки соприкосновения, но общественно-политическое устройство первого шагнуло далеко вперёд, чему в решающей мере способствовал экономический подъём (сочетаемый с короткими периодами кризисов, влекущих за собой цепь социально- политических конфликтов).
Основателем социологии как науки всемирно признан Огюст Конт (1798-1857), - начинавший свою рабочую карьеру с должности ученика, а затем секретаря французского философа-просветителя Анри Сен-Симона. В основе его мировоззрения лежала опора на природоведческие науки, с их конкретными объектами и явлениями (субъектами), точными научными методами. О.Конт вводит линейную классификацию форм научного назначения мира в зависимости от времени их появления. Им выделено 7 таких наук: 1) математика; 2) астрономия; 3) физика; 4) химия; 5) биология; 7) социальная физика (социология).
Впервые термин «социология» он, вводит в 3-м томе своего научного труда «Курс позитивной философии» (1839г.), где выдвигается задача изучения общества на научной основе. Необходимость именно такого подхода О.Конт обосновывал следующей группой причин:
1-я: прохождением человечеством в своём социально-политическом развитии 3-х основных стадий:
а) теологическую, когда все общественные, экономические, природные и другие явления своей жизни человек объясняет с теологической точки зрения;
б) метафизической, когда на смену теологической постепенно приходит к философско-абстрактным рассуждениям; критическим;
в) переходом к научной стадии, когда от абстракции он переходит к апеллированию конкретными статистическими цифрами и фактами.
2-я: переход к научной стадии изучения общественно-политических и экономических явлений методом « от простого к сложному».
3-я: открытие им закона разделения и кооперации труда, ведущие к утверждению корпоративности, вражды между ними на одной и сговору на другой стадии развития.
4-я: разделение социологии на две основные части:
а) социальную статику, изучающую условия и законы функционирования общественно-политических систем, их институтов: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций;
б) социальную динамику, где он развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого выступает духовное, умственное развитие человечества.
5-й: выделение принципов эмпиризма, физикализма (перевода предложений науки на язык физики), верификации(установления истины), социальный эксперимент, системность, историзм, являющихся основой науки социологии.
Крупным теоретиком позитивной социологии являлся в конце XIX – начале XX вв. английский философ Герберт Спенсер (1820-1903). Он разделял мнение Конта о социальной статике и динамике. Однако если Конт называл социологию социальной физикой, то Спенсер сравнивал человеческое общество с биологическиморганизмом. Одним из главных принципов социального бытия он определял борьбу за выживание. Спенсер утверждал, что в обществе выживает тот, кто больше всего приспособлен к превратностям жизни, т.е. стоял на позициях социального дарвинизма.
Наряду с физическим и биологическим направлениями, сформировалась и географическая школа в социологии. Её представителями были Э. Реклю (1830-1905) и Ф. Ратуэль (1844-1944). Они абсолютизировали влияние природногеографической среды на политическую жизнь общества, развитие народов и их культур.
Теориюсоциальных факторов, которые существуют вне индивида и обладают по отношению к нему принудительной силой, разработал Эмиль Дюркгейм (1858-1917). В книге «Правила социального метода» (1895г.) он излагает основные требования к социальным факторам, которые порождены объединёнными дейстиями индивидов, но качественно отличаются по своей природе от того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний, т.к. у них другое основание – коллективное сознание.
Главными, определяющими из этих методов являются
следующие:
1. Социальные факторы следует рассматривать как вещи в силу того, что они:
а) внешни для индивида; б) могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы; в) безличны; г) внутриустанавливаемые факторы помогают формулировать законы функционирования общества.
2. Социология, как самостоятельная наука, должна быть оторвана от всяких идеологий и личных предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных факторов.
3. Первенство целого (общего) над составляющими его частями, поскольку источник социальных факторов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивида.
В рамках позитивизма, в XIX веке в Западной Европе развивалось материалистическое учение об обществе, авторами которого стали К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Составными частями материалистического учения об обществе стали:
1. Признание закономерности общественного развития, что означает признание действия в обществе общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и отношений между историческими процессами и явлениями.
2. Признание существование причино-следственных связей и закономерностей (принципа детерменизма). Ведущими среди них является экономический детерменизм, на основе которого развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство, религиозные представления людей.
3. Выработка теориисоциального детерминизма, в соответствии с которой общественная формация является тем общественным бытием, которое, с одной стороны, определяет характер содержания социальной деятельности людей, их сознания; с другой – сама является результатом их деятельности, их сознания.
4. Исходным критерием данной теории является факт того, что человек (личность) не только объект, но и субъект общественных отношений, т.е. как само общество производит человека, так и он производит общество.
5. Утверждение принципа поступательного прогрессивного развития общества, реализуемого в общественно-экономических формациях (ОЭФ).
Таково содержание ведущих социологических школ 1-го этапа её истории.
Основополагающими социологическими школами 2-го исторического этапа стали учения, где преобладало влияние антипозитивизма. Они возникли под идейно-философским воздействием идей немецкого философа и социолога Иммануила Канта (1724-1804) и неокантианства.
Ведущей школой данного периода являлось учение Макса Вебера (1864-1920). Основными идеями его научной школы социологии являлись следующие:
1. Социология должна изучать, прежде всего, поведение и социальную деятельность людей или их групп. При этом изучается не вся их деятельность, а только та часть, которая осмыслена с точки зрения целей и средств на достижения, ориентирована на других субъектов.
2. 2. Утверждение идеи понимающей социологии, задачей которой является выявление фактов, посредством которых люди пытаются осуществить свои стремления; в какой степени и по каким причинам им удалось или не удалось их решить.
3. Предметом«понимающей социологии» им определяется социальное действие как направление на действие другого в соответствии с субъективным смыслом действующего.
4. Социальное действие разделено им на 4 основных типа:
а) целерациональное, совершаемое с учётом ожидания определённого поведения и с использованием этого ожидания;
б) ценно рациональное, совершаемое на основе веры в какую-либо безусловную ценность или самоценность действия;
в) эффективное, т.е. эмоциональное с актуализированными эффектами и чувствами;
г) традиционное, основанное на привычке, традициях.
Оппонируя материалистическому определению истории марксизма, М. Вебер разделяет капитализм на «традиционный» (период древности, античности, средневековья), где так же господствовали жажда наживы, деление общества на касты, но не былонацеленности на рациональную организацию труда; и «современный», где труд становится самоцелью.
Другим представителем периода антипозитивизма являлся Георг Зиммель (1858-1918). В отличие от взглядов вышеуказанных социологов, он считал, что необходимо изучать мотивы поведения индивидов, социальных групп. Таким образом, он выступил как сторонник формальной социологии, считая предметом социологии формы социального взаимодействия.
В начале XX века в социологии всё более утверждается неопозитивизм как эклектика различных школ. Но объединяющим их фактором выступает ориентация на проведение эмпирических социологических исследований, абсолютизация математических методов. С 1920-х городов центр социологической мысли переносится из Западной Европы в США, где она сразу же обосновалась как университетская наука. В 1892 году в Чикагском университете была открыта первая в мире кафедра социологии и социологический факультет (декан Дж. Смолл). В 1901 году социология преподавалась уже в 169 университетах и колледжах, а к концу 1980-х – в 250.
В условиях экономического кризиса конца 1920-х – начала 1930-х гг. в США реализуется программа Харонских экспериментов под руководством Э. Мэйо. В их ходе было открыто явление неформальной организации трудовых коллективов, в которыхвсе их представители делятся на 3 подгруппы, но не по профессиональным, а по личным признаком: а) лидеры; б) аутсайдеры; в) независимые. На основании итогов данной программы, Э. Мэйо сформулировал доктрину «человеческих отношений».
Методологической её основой явились следующие основные принципы:
1. Человек, как социальное существо, ориентирован на других людей и включён в контекст группового поведения.
2. С природой человека не совместима жёсткая иерархия и бюрократическая организация подчинённости.
3. 3. Удовлетворение материальных и духовных потребностей работников выступает одним из ведущих факторов повышения производительности труда, что полностью подтверждало выводыФ. У. Тейлора(1856-1915) и его учения о системе научной организации труда (НОТ).
4. Введение принципов не только индивидуального, но и коллективного вознаграждения, что привело к замене индивидуальной собственности на коллективную в форме акционированияпредприятий.
В рамках неопозитивизма были сформулированы основные, базовые требования к проведению социологических исследований, в число которых вышли:
- сбор понятий и их точная интерпретация;
- формулирование гипотез;
- описание методов исследования;
- аргументация выборов исследования;
- приглашение к дискуссии по исследуемой теме.
На базе всей суммы полученных знаний, Т. Парсонс (1902-1979) сформулировал формализованную модель системы социального действия, которая включала в себя 4 подсистемы:
а) социальную;
б) культурную;
в) личностную;
г) органическую.
Свои особенности имели социологические школы в России, где противостояли друг другу два основных направления: а) марксиское; б) немарксиское. Марксистскую школу социологии представлял В. И. Ульянов (Ленин), сформулировавший следующие идеи:
1. Охарактеризовал империализм как высшую стадию капитализма с выводом о возможности победы социализма в отдельно взятой стране в силу неравномерности его развития.
2. Сформулировал триединую основу революционной ситуации: а) кризис верхов; б) обострение выше обычных нужд и бедствий угнетённых классов; в) повышение политической активности масс.
3. Выработал теоретические основы и практические пути построения социализма в послереволюционный период, где главными элементами стали: а) переход от политики « военного коммунизма» к Нэпу; б) новая индустриализация на базе электрификации; в) культурная революция; г) перевод аграрного сектора на машинное производство путём коллективизации.
Если В.И. Ленин был сторонником революционного преобразования общества, то М. М. Ковалевский (1881-1916) – эволюционного. По его мнению, общество, опираясь на сравнительно-исторический метод своего функционирование должно самоусовершенствовать его организацию. По Ковалевскому, все народы, участвуя в мировом прогрессе, на этой основе должны подойти к их объединениюв единое мировое солидарное общество.
Крупнейшим представителем географической социологической школ в России являлся Лев Ильич Мечников (1838-1888). Закономерность развития общества он объяснял изменением состояния географических условий его функционирования, прежде всего, водных путей сообщения и водных ресурсов. На основе такого подхода он разделил всю историю человеческой цивилизации на 3 основных периода:
а) речной, когда основные центры цивилизации формировались вдоль рек;
б) средиземноморский – от основания Карфагена;
в) океанический – после открытия Х. Колумбом Америки.
Процесс развития социологии в советской России успешно шёл до конца 1920-х – начала 1930-х гг. Теоретиками советской социологии этого периода были П. А. Сорокин (затем эмигрировавший из СССР), В. М. Хвостов, Н. А. Бухарин, М. С. Салымский, А. К. Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавлевский и другие.
В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена учёная степень по социологии. В 1920 году в Петроградском университете было создано социологическое отделение, которое возглавил Питирим Александрович Сорокин.
Со второй половины 1930-х гг., после утверждения в СССР сталинского тоталитаризма, социология как самостоятельная наука, ликвидируется. Отдельные исследования в этой области вели Н. Д. Кондратьев (1892-1938), выявивший волновую природу экономического и всего социального развития в целом; А. В. Чаянов (1888-1939) по проблемам кооперации; теория этногенезиса, разработанная Л. Н. Гумилёвым; проблемы социологии в сфере культуры и образования М. М. Бахтина (1895-1975) и ряд других.
Второе рождение социология в СССР получила в период «хрущевской оттепели». Это позволило создать к середине 1960-х гг. первых советских социологических учреждений – отдела социологических исследований при ЛГУ.
В 1962 году создаётся Советская социологическая ассоциация, а в 1964-м на философском факультете МГУ кафедра конкретико-социологических исследований АН СССР с отделениями в союзных республиках и крупных научно-региональных центрах – Новосибирске, Ленинграде, Свердловске. С 1974 года стал выходить журнал «Социологические исследования» (СоцИС). С 1988 года образуются социологические факультеты в МГУ, ЛГУ и Киевском госуниверситете.
Авторами основных обобщающих трудов по социологии стали: в 1964-м году Харчев на тему: «Брак и семья в СССР»; в 1966-м году коллективная монография «Рабочий класс и технологический прогресс» и двухтомник «Социология в СССР», другие.
Начало социологическим исследованиям в Украине положил Женевский кружок М. Драгоманова, издававший журнал «Громада». На начальном этапе истории социологии в Украине боролось два основных течения: а) позитивистское, представителями которого были члены Кирилло-Мефодиевского братства (1845-1846 гг.) и И. Франко в ЗУЗ; б) антипозитивистское, представителями которого были М. Драгоманов, М. Грушевский.
В постсоветский период в 1990-м году в независимой Украине был создан Институт социологии НАН, возрождается в новом статусе социологическая ассоциация. Стал выходить журнал: «Социология: методика, маркетинг».
Таким образом, социология как самостоятельная наука сформировалась к середине XIX века. В своём развитии она прошла 3 основных этапа: позитивизма, антипозитивизма и неопозитивизма. Все эти этапы сформировали свои школы в западной Европе, США, России, в Украине. В условиях сосуществования двух социальных систем в период 1917-1991 годов, в науке постепенно сформировалась теория конвергенции и индустриального общества.
Й вопрос
На рубеже 1930-х – 1940-х годов, основной трактовкой социального прогресса постепенно становятся технологическая трактовка, технологический детерминизм (техномания). Индустриализм претворяется в своеобразный банк идей, гибкую систему постулатов и положений различных концепций развития цивилизации.
Одной из таких теорий стала школа индустриального общества, которая выступает в двух вариантах: а) капитализма; б) социализма, причем её определяли как индустриальное общество закрытого типа (тоталитарное). В противовес социалистическому тоталитаризму, в рамках капиталистической системы формируется открытое, демократическое индустриальное общество. Характерными, отделяющими чертами его определяли:
-частная собственность как основа экономического развития;
-бизнес как двигательная сила социального прогресса, где центральной фигурой выступает предприниматель соответствующего уровня;
- менеджеризм как форма управления на всех уровнях, системах и подсистемах;
- плюралистическая демократия, которая обеспечивает политический консенсус;
- деидеологизация общественной жизни.
В 1960-е годы в рамках данной концепции развивается теория «конвергенции», т.е. сближения разнотипных обществ – капиталистического и социалистического – как переходная ступень к обществу общемировой общности. Она имела дваосновных течения:
Первое выступало с прозападной ориентации. Его сторонниками являлись Р. Арон и У. Ростоу, считавшие, что конвергенция ведёт к утверждению западных ценностей в странах социализма с помощью демократизации, индустриализации;
Вторые, сторонниками которого были З. Бжезинский и П. Сорокин, обосновали параллельную эволюцию, в ходе которой шёл процесс заимствования наиболее сильных сторон, сглаживание различий между социальными системами, сближения в русле развитого индустриального общества в общество-гибрид.
Особое место в рамках теорий индустриального общества и конвергенции занимала концепция «массового общества», где массы становятся основными участниками жизнедеятельности общества: в производстве и потреблении, коммуникационно-культурной сфере, гражданском управлении, которое опирается на общественную мысль. Данная концепция рассматривалась с двух основных точек зрения:
а) либеральной (Р. Милс, Д. Рисмен), в соответствии с которой развитие общества рассматривается с пессимистических позиций дальнейшего развития бюрократизма, деиндивидуализации личности;
б) демократической (Д. Бел, С. Липсет, Е. Шилз), которые утверждали о разрыве в обществе пут, сковывающих инициативу масс.
Для данного исторического периода был характерен ряд парадоксов:
- во-первых, человеческое общество на Западе и на Востоке (СССР) шло путём дальнейшей демократизации, в ходе которой распалась колониальная система империализма, образовалась группа государств «Третьего мира»;
- во-вторых, обновленческие процессы широко шли в СССР, хотя «хрущевская оттепель», уходила в историю, причём на форе жёсткого «Карибского кризиса» начала 1960-х годов, чуть не приведшего к новой Мировой (уже ядерной) войне;
- в-третьих, чётко просматривается тенденция перехода от общей социологии на создание её специализированных предметов, что нашло своё выражение в концепциях Р. Мертона и Е. Дюркгейма. Они ввели термин «девиации» в обществе, понимавшийся как:
а) деятельность человека, которой характерно не соответствие общеустановленным нормам поведения, причём это было применимо для ситуации как на Западе, так и на Востоке (СССР, страны соц. содружества);
б) выработка новых социально-культурных, политических, этнонациональных стандартов.
Главной причиной утверждения девиации в обществе Е. Дюрхгейм видел в аномии или состоянии дезорганизации, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся нестойкими, противоречивыми. Он считал девиацию столь же природной для общества, что и конформизм (соответствие поведения и культуры его целям и способам). Позитивной составляющей в девиации он считал процесс уточнения обществом границ социальных норм, их некоторой смене. Р. Мертон причиной утверждения в обществе девиации считал разрыв между объявленными в нём целями и путями, формами и методами их реализации. В условиях огромных достижений в научно-технической и социально-экономической, межнациональных сферах создаются новые концепции моделейразвития общества: постиндустриальное (Д. Бел), посткапиталистическое (Р. Дарендорф), постцивилизационное (К. Болдуина), постсовременное (А. Энциони), нового индустриального (Дж. Гелбрейта), индустриальной фазы зрелости (Р. Арона) и ряд других. Для них была характерна единая методологическая основа – парадигма перерастания «индустриального» общества в «постиндустриальное» (реиндустриализация).
Реиндустриализация рассматривалась ими как новый этап научно-технической революции, при котором наука и техника больше не изображаются как враги человека и его окружающей среды. По мнению авторов всех этих концепций, наука даёт возможность создавать экоразумную (ресурсосберегающую экономику), электронно-информационную культуру. По их утверждениям, постиндустриальное общество – это информационное общество, которое приходит на смену трудовому. При этом информация, а не труд, являются системообразующим фактором новой социальной реальности, базирующейся на трёх китах: коммуникационный спутник – кабельное телевидение – персональный компьютер.
Таким образом, человечество и социология прошли в своём развитии длительный и сложный путь. На нём были сформированы различные школы, учения, приведши к утверждению к утверждению о создании к началу XXI века «информационного общества».
Конспект 3. Методология и методика конкретных социологических исследований.
Цель: дать определение объекту социологического исследования, уяснить его виды и методы, порядок создания программ и обработки результатов исследования.
Время: 2 часа.
Вопросы:
1. Понятие объекта социологического исследования, его метода.
2. Методика составления программ социологических исследований, их составные части.