Совокупность связей, возникающих между индивидами в процессе их взаимодействия, называют индивидуальными (или межличностными) отношениями.
Такие связи приобретают устойчивый и длительный характер в тех случаях, когда они обусловлены коренными интересами не только отдельных личностей, но и целых социальных групп (экономическими, политическими, культурными и т.д.), и несут на себе печать тех социальных статусов и ролей, которые выполняют данные индивиды и группы в обществе.
Социальные отношения — это совокупность многообразных связей, возникающих между отдельными индивидами, их группами и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и т.п. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и ролей.
Существует четыре основных отличия официальных отношений от неофициальных:
1) наличие у первых и отсутствие у вторых определенной нормативности, т.е. их регулирование определенными нормами - правовыми, нравственными и т.п.;
2) в отличие от неофициальных, официальные отношения стандартизированы и обезличены, т.е. остаются теми же самыми (покупатель - продавец, например), независимо от того, кто является их носителем;
3) в отличие от неофициальных, официальные отношения требуют обучения;
4) в официальных отношениях между людьми выбор осуществляется редко, а в неофициальных отношениях именно личностный выбор играет решающую роль.
Широко распространенным типом социальных отношений являются субординационные отношениямежду руководителями и подчиненными. Они реализуются в нескольких разновидностях. Основными типами таких отношений являются:
1) бюрократические (от франц. бюро - канцелярия и греч. кратос - власть) отношения, при которых начальники принимают решения, а подчиненные обязаны их выполнять, строго следуя букве распоряжений;
2) патерналистские (от лат. патер - отец) отношения, при которых четко выражена иерархичность отношений, а права "хозяина", который обычно принимает единоличные решения, неоспоримы; .
3) фратерналистские (от лат. фратер - брат) отношения, при которых иерархичность в отношениях старательно сглаживается и смягчается, господствует стремление принимать решения коллегиально, после их коллективного обсуждения;
4) партнерские (от франц. партнер - участник) отношения, при которых решения принимаются на основе совместного обсуждения, руководитель не приказывает, а координирует общие действия.
В процессе функционирования системы управления складываются шесть основных типов социальных отношений. Они таковы:
1. Служебные отношения характеризуются несимметричностью, поскольку существует односторонняя зависимость подчиненного от начальника.
2. Функциональные отношения отличаются от первых тем, что функционально обусловливающий субъект отношений не решает, что должен делать функционально зависимый субъект (например, директор учреждения и его юрисконсульт или советник),.
3. Информационные отношения связаны с односторонними или взаимными процессами информирования для осуществления должностных обязанностей.
4. Технические отношения заключаются в том, что каждый сотрудник должен четко выполнять свои функции и добиваться столь же четкого выполнения другими сотрудниками их функций, иначе невозможно добиться согласованной и эффективной деятельности.
5. Специализированные отношения складываются между управляющей подсистемой или ее отдельными звеньями со специализированными компонентами, звеньями, участками (например, секретный отдел, спец. службы).
6. Иерархические отношения - это отношения между звеньями или ячейками системы, расположенными на различных ступеньках управляющей лестницы, при которых каждый нижестоящий уровень управления подчиняется вышестоящему уровню управления